Елена Венгерская
Экспорт

Агроэкспорт в Китай превысил $1 млрд

По данным ФТС, в январе-марте 2021 года Россия экспортировала в Китай 1,8 млн тонн продукции АПК, что на 57% больше, чем в первом квартале 2020 года. Стоимость экспортированных товаров увеличилась на 9,5% до $1,09 млрд. Китай занимает второе место среди крупнейших покупателей российского продовольствия, уступая Турции.
Структура экспортных продаж в Китай в начале года претерпела существенные изменения. Так, кратный рост по сравнению с прошлым годом показал экспорт соевых бобов: в физическом выражении их отгрузки выросли в 4,4 раза до более 1 млн тонн, в денежном – в 4,9 раза, до 357 млн долл. Более 95% этого объема пришлось на январь, что во многом объясняется введением в России экспортной пошлины с 1 февраля. «В преддверии введения пошлины на сою экспортеры, используя механизм предварительного декларирования, заявили экспорт значительного объема соевых бобов», — сказал «Агроэкспорту» исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев. Однако он ожидает, что в последующие месяцы такой всплеск по экспорту соевых бобов больше не повторится. «До конца года экспорт будет несущественный. В новом сезоне, по нашей оценке, поставки не превысят 500 тыс. тонн».
На втором месте агроэкспорта в КНР — подсолнечное масло. Его поставки в январе-марте в физическом выражении снизились на 11%, до 168 тыс. тонн, однако в стоимостном — увеличились на 46%, до $190 млн. Поставки рапсового масла выросли на 44% до 89 тыс. тонн в физическом выражении и на 70%, до $94 млн — в денежном. «Спрос на российское масло в КНР устойчиво высокий, несмотря на серьезный рост стоимости масел по сравнению с началом прошлого года. Мы ожидаем, что экспорт растительных масел в КНР в этом году вырастет в денежном выражении», — отметил Мальцев.
Экспорт ракообразных в Китай по сравнению с первым кварталом 2020 вырос на 75%, до 3 тыс. тонн, а экспортная выручка — в 2,2 раза до $97 млн. Мороженая рыба, которая все последние годы лидировала среди экспортируемых в КНР категорий продуктов, в этом году пока находится на 5-м месте: ее поставки упали по сравнению с аналогичным периодом 2020 года в 7 раз, до 46 тыс. тонн на сумму $64 млн.
Рост экспорта ракообразных обусловлен восстановлением объема поставок живого краба в Китай в сравнении с прошлым годом, поясняет президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев. «КНР — основной покупатель краба, а новогодние каникулы в Китае, когда люди собираются за праздничными столами и посещают рестораны, — традиционно сезон высокого спроса. Но в прошлом году праздничный досуг скорректировала пандемия коронавируса: в январе-феврале в КНР был веден строжайший карантин, рестораны были закрыты», — напомнил Зверев. Однако в целом, по его словам, в последние 10 лет наблюдается устойчивый тренд роста поставок краба в Китай, и 2021 год не стал исключением. Так, только компания, лидирующая по поставкам краба в Китай, «Русский краб», поставила в первом квартале в эту 835 тонн живого краба.
Что касается поставок мороженой рыбы, то на этот сегмент значительное влияние пандемия начала оказывать только в этом году. «Основная часть выпускаемой на судах в зимне-весенний период продукции — 700 тыс. тонн обезглавленного замороженного минтая — исторически шла на экспорт в КНР. На снижение объема экспорта российской рыбопродукции повлияли введенные властями КНР меры по профилактике распространения Covid-19 в конце прошлого года», — комментирует Зверев. По его словам, сейчас в порту Циндао осуществляется выгрузка контейнеров с рыбой, однако возврата к предыдущему формату оформления поступающих грузов так и не произошло.
Китай — второй в мире импортер продукции АПК после США. По данным ITC Trade Map, в 2020 году в республику ввезено продовольствия стоимостью $162 млрд, что на 16% больше показателя 2019 года. В структуре закупок преобладали соевые бобы, свинина, говядина, ракообразные, готовые продукты для детского питания, пальмовое масло. Россия в 2020 году сохранила 10-е место среди экспортеров продукции в Китай с долей 2,5%.
Согласно оценке Федерального центра «Агроэкспорт», потенциал поставок продукции АПК из России в Китай оценивается на уровне $7-7,6 млрд. В частности, перспективами роста экспорта обладают мороженая рыба, соевые бобы, подсолнечное масло, ракообразные, мясо птицы, рапсовое и соевое масло, шоколадные кондитерские изделия, говядина, молочная продукция.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Китай приглашает на выставки в первом полугодии 2025 года
Фото Анатолия Якимова

Китай славится своими выставками промышленного производства. Ежегодно на территории страны проходит несколько сотен подобных мероприятий. Посольство КНР опубликовало перечень крупных выставочных мероприятий на 2025 год.

Перечень разделен на отрасли: наука, образование, высокие технологии и медицина; нефтяная, газовая, угольная и химическая промышленность; энергетика, энергоэффективность, возобновляемые источники энергии, экология; строительство и строительные материалы; транспорт; электроника, информационные технологии и телекоммуникация; лесное хозяйство и озеленение; сельское хозяйство и пищевая промышленность; торговля, инвестиции, туризм.

Самые крупные разделы посвящены промышленности, энергетике и сельскому хозяйству.

Анатолий Якимов
Таможня
Две пенсионерки пытались вывезти 10 нефритовых браслетов в Китай
Фото пресс-службы Читинской таможни

Десять незадекларированных браслетов из необработанного нефрита обнаружили сотрудники таможенного поста Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск». Контрабанду пытались провезти две пенсионерки 61 и 67 лет в багаже.

Сотрудники таможенного поста МАПП «Забайкальск» спросили у пожилых туристок, направляющихся в Маньчжурию о вещах, подлежащих обязательной декларации. Пенсионерки ответили отрицательно. Однако в хорде досмотра у них обнаружили по пять браслетов, изготовленных из природного камня.

Анатолий Якимов
Импорт
В этом году «Зона модных игрушек» дебютирует на выставке Toy & Hobby China
Фото предоставлено организаторами выставки

С 7 по 9 апреля будет проходить 37-я Шэньчжэньская международная выставка игрушек и образования Toy & Hobby China. До этого она называлась Toy & Edu China. Организаторы объяснили, что это связано с новой концепцией, которая отражает современные тренды китайского рынка игрушек, включая коллекционный сегмент.

Рынок модных игрушек Китая к 2026 году вырастет на 24% и превысит 110 миллиардов юаней. Ожидается, что к 2030 году число потребителей модных игрушек в Китае достигнет 49 миллионов человек.

Редакция
Водителей-дальнобойщиков предупредили о мошенничестве с визами в Китай
Фото с сайта unsplash.com

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков предупредила об учащении случаев с мошенничеством при оформлении виз в Китай типа «С» для водителей-дальнобойщиков. «Жертв» мошенники находят в сети интернет. Об этом сообщает сайт организации.

Недобросовестные лица обещают оформить китайские визы для перевозчиков в Москве, что в настоящее время не предусмотрено.

– Документы для получения водительских виз категории «С», предназначенных для членов экипажа автотранспортных средств, возможно подать только в четырех городах России: Хабаровске, Иркутске, Владивостоке и Екатеринбурге, – предупредили в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков.

Анатолий Якимов
Импорт
Где купить тканевую обувь в Китае
Фото с сайта chinanews.com

Район Яньши города Лоян провинции Хэнань Центрального Китая славится изготовлением тканевой обуви. Продукцию поставляют в 50 стран мира. Об этом рассказали журналисты сайта Хуаньцюван.

Обувные фабрики района Яньши работают в усиленном режиме. До Нового года по китайскому календарю нужно успеть пошить модели весенней коллекции для внутреннего рынка. С октября по декабрь рабочие выпускали обувь на экспорт. Фабрика «Шуанлун» 80% продукции отправляет в Россию, Корею, Индию и другие страны.

Анатолий Якимов
Импорт
Япония ограничила экспорт ножей, вилок и еще 330 товаров в Россию
Фото с сайта unsplash.com

335 наименований для экспорта в Россию ограничила Япония. При этом, некоторые позиции из перечня возможно импортировать при определенных условиях. Chinalogist изучил, что разрешено ввозить из страны восходящего солнца.

В перечень товаров, которые нельзя экспортировать в Россию из Японии кроме деталей и запчастей для спецавтомобилей, мотоциклов и скутеров, велосипедов, звуковой аппаратуры и бытовой техники – стиральных машин и пылесосов вошли ножи и вилки, ножи для разделки рыбы, щипцы для сахара и лопатки для тортов. Кроме того, под ограничения попали портативные фонари и машинки для самокруток, мечи и стрелы, оборудование для подачи световых и звуковых сигналов, линейные изоляторы и многое другое.

Анатолий Якимов
Импорт из Маньчжурии в Россию вырос на 44% в 2024 году
Фото пресс-службы Читинской таможни

Товарооборот между городом Маньчжурии и Россией в 2024 году составил 124,27 миллиарда юаней. Это больше на 37%, чем в 2023 году. Информацию предоставила Таможня приграничного города.

Импорт из Маньчжурии в Россию в 2024 года составил 80,08 миллиарда юаней, что на 44% больше показателей предыдущего года. Экспорт из РФ в приграничный город составил 44,2 миллиарда юаней. Прирост к 2023 году составил 25,8%.

При этом, товарооборот таможенной зоны Маньчжурии и России составил 89,6%. Второе место занимает Монголия. Общий товарооборот в прошлом году составил 138,65 миллиарда юаней. Это больше на 39% чем в 2023 году. Импорт составил 90,28 миллиарда юаней – на 47,6% больше предыдущего года, а экспорт – 48,37 миллиарда юаней. Рост составил 25,5%.

Анатолий Якимов
Какие бренды КНР популярны в России и не только

Доля китайских брендов в 2024 году в объеме экспорта выросла на 0,8% и достигла 21,8%. Все чаще автомобили, смартфоны и экшен-камеры из КНР становятся частью повседневной жизни зарубежных пользователей. Сайт «Хуаньцюван» выяснил лидеров среди брендов Китая.

Панорамная камера Insta360

80% выручки бренда Insta360 поступает из-за рубежа. Продукцию продают в 200 странах. Компания Insta360 на протяжении шести лет занимает лидирующие позиции на мировом рынке, доля которого составляет 67,2%.

Эксперты отмечают, что на успех бренда повлияло правильное рыночное позиционирование, надежные каналы сбыта, локализованный маркетинг, послепродажное обслуживание и сильный имидж компании.

Анатолий Якимов
Экспорт мяса из России в Китай вырос на 14% в 2024 году
Фото Анатолия Якимова

Китай закупил в России в 2024 году мяса на 560 миллионов долларов США. Это на 14% больше, чем в предыдущем году. Об этом сообщает «Агроэкспорт».

По экспорту мяса в КНР Россия занимает первое место. Второе место у Саудовской Аравии, третье – у Белоруссии. По итогам года экспорт мяса и субпродуктов вырос на 24% и составил 1,7 миллиарда долларов США.

48% пришлось на мясо птицы, 37% – свинину, 14% – говядину. Ожидается, что к 2030 году экспорт мяса увеличится до 3,6 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Где купить обогреватели в Китае
Фото с сайта unsplash.com

Город Цыси в провинции Чжэцзян расположен на востоке Китая, известен как «столица мелкой бытовой техники». Большинство обогревателей, экспортируемые в Россию, выпускают здесь.

По информации портала «Жэньминь жибао» онлайн», за 11 месяцев 2024 года из Цыси за рубеж отправили обогревателей на 3,44 миллиарда юаней. Экспорт составил 24,9% от общего объема обогревателей, вывезенных из Китая.

Потребители высоко ценят китайскую продукцию за ее многофункциональность, компактность и оптимальное соотношение цены и качества. Высоким спросом пользуются USB-грелки для рук и ног, обогревающие шарфы и термогрелки. Многие покупатели покупают такие устройства на подарки к праздникам.