Елена Венгерская
Экспорт

Агроэкспорт в Китай превысил $1 млрд

По данным ФТС, в январе-марте 2021 года Россия экспортировала в Китай 1,8 млн тонн продукции АПК, что на 57% больше, чем в первом квартале 2020 года. Стоимость экспортированных товаров увеличилась на 9,5% до $1,09 млрд. Китай занимает второе место среди крупнейших покупателей российского продовольствия, уступая Турции.
Структура экспортных продаж в Китай в начале года претерпела существенные изменения. Так, кратный рост по сравнению с прошлым годом показал экспорт соевых бобов: в физическом выражении их отгрузки выросли в 4,4 раза до более 1 млн тонн, в денежном – в 4,9 раза, до 357 млн долл. Более 95% этого объема пришлось на январь, что во многом объясняется введением в России экспортной пошлины с 1 февраля. «В преддверии введения пошлины на сою экспортеры, используя механизм предварительного декларирования, заявили экспорт значительного объема соевых бобов», — сказал «Агроэкспорту» исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев. Однако он ожидает, что в последующие месяцы такой всплеск по экспорту соевых бобов больше не повторится. «До конца года экспорт будет несущественный. В новом сезоне, по нашей оценке, поставки не превысят 500 тыс. тонн».
На втором месте агроэкспорта в КНР — подсолнечное масло. Его поставки в январе-марте в физическом выражении снизились на 11%, до 168 тыс. тонн, однако в стоимостном — увеличились на 46%, до $190 млн. Поставки рапсового масла выросли на 44% до 89 тыс. тонн в физическом выражении и на 70%, до $94 млн — в денежном. «Спрос на российское масло в КНР устойчиво высокий, несмотря на серьезный рост стоимости масел по сравнению с началом прошлого года. Мы ожидаем, что экспорт растительных масел в КНР в этом году вырастет в денежном выражении», — отметил Мальцев.
Экспорт ракообразных в Китай по сравнению с первым кварталом 2020 вырос на 75%, до 3 тыс. тонн, а экспортная выручка — в 2,2 раза до $97 млн. Мороженая рыба, которая все последние годы лидировала среди экспортируемых в КНР категорий продуктов, в этом году пока находится на 5-м месте: ее поставки упали по сравнению с аналогичным периодом 2020 года в 7 раз, до 46 тыс. тонн на сумму $64 млн.
Рост экспорта ракообразных обусловлен восстановлением объема поставок живого краба в Китай в сравнении с прошлым годом, поясняет президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев. «КНР — основной покупатель краба, а новогодние каникулы в Китае, когда люди собираются за праздничными столами и посещают рестораны, — традиционно сезон высокого спроса. Но в прошлом году праздничный досуг скорректировала пандемия коронавируса: в январе-феврале в КНР был веден строжайший карантин, рестораны были закрыты», — напомнил Зверев. Однако в целом, по его словам, в последние 10 лет наблюдается устойчивый тренд роста поставок краба в Китай, и 2021 год не стал исключением. Так, только компания, лидирующая по поставкам краба в Китай, «Русский краб», поставила в первом квартале в эту 835 тонн живого краба.
Что касается поставок мороженой рыбы, то на этот сегмент значительное влияние пандемия начала оказывать только в этом году. «Основная часть выпускаемой на судах в зимне-весенний период продукции — 700 тыс. тонн обезглавленного замороженного минтая — исторически шла на экспорт в КНР. На снижение объема экспорта российской рыбопродукции повлияли введенные властями КНР меры по профилактике распространения Covid-19 в конце прошлого года», — комментирует Зверев. По его словам, сейчас в порту Циндао осуществляется выгрузка контейнеров с рыбой, однако возврата к предыдущему формату оформления поступающих грузов так и не произошло.
Китай — второй в мире импортер продукции АПК после США. По данным ITC Trade Map, в 2020 году в республику ввезено продовольствия стоимостью $162 млрд, что на 16% больше показателя 2019 года. В структуре закупок преобладали соевые бобы, свинина, говядина, ракообразные, готовые продукты для детского питания, пальмовое масло. Россия в 2020 году сохранила 10-е место среди экспортеров продукции в Китай с долей 2,5%.
Согласно оценке Федерального центра «Агроэкспорт», потенциал поставок продукции АПК из России в Китай оценивается на уровне $7-7,6 млрд. В частности, перспективами роста экспорта обладают мороженая рыба, соевые бобы, подсолнечное масло, ракообразные, мясо птицы, рапсовое и соевое масло, шоколадные кондитерские изделия, говядина, молочная продукция.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Почему импортерам нужна белая доставка из Китая в 2025 году — мнение эксперта
Фото предоставлено Дианой Горбач

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместную онлайн-встречу: «Белая доставка из Китая: почему это единственный доступный вариант». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач рассказала о том, почему доставлять товары «в белую» выгодно и как это отражается на репутации компании-импортера.

Анатолий Якимов
Таможня
Сибирский ЦЭД переходит на круглосуточный режим: декларации 24/7 с 15 декабря
Фото Анатолия Якимова

Сибирский центр электронного декларирования перейдет на круглосуточный режим с 15 декабря. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подавать декларации на товары в любое время суток, включая ночные часы, без дополнительных обращений.

Анатолий Якимов
Как система TIR сделала Забайкальск логистическим хабом с Китаем
Фото Медиацентра Маньчжурии

Пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия в декабре 2025 года преодолел исторический рубеж: здесь прошел 2000-й грузовик по системе TIR – Transports Internationaux Routiers. Этот прорыв подчеркивает трансформацию Международного пункта пропуска «Забайкальск» в основной логистический хаб России.

Анатолий Якимов
Импорт
Китай готовится к Новому 2026 году: когда закрываются фабрики
Фото с сайта издания «Жэньминь жибао» онлайн

С 8 декабря в Китае стартовала активная подготовка к Новому году по лунному календарю – Празднику Весны 2026 года, который наступит 17 февраля. Это будет Год Деревянной Лошади – символа процветания, удачи и динамики в китайской астрологии. Спрос на праздничные товары растет по всей стране, а российские импортеры фиксируют рекордные объемы закупок. Об этом сообщает издание «Жэньминь жибао» онлайн.

Анатолий Якимов
Где купить автоаксессуары оптом в Китае для России: гид для бизнеса
Фото с сайта freepik.com

Российские предприниматели активно закупают автоаксессуары оптом в Китае благодаря низким ценам и широкому ассортименту. В 2025 году импорт автозапчастей и аксессуаров из КНР растет на фоне параллельного импорта, обеспечивая до 45% рынка кузовных деталей.

Анатолий Якимов
Российская таможня сохраняет упрощенный порядок ввоза грузов из ЕАЭС до декабря 2025
Фото Анатолия Якимова

Сибирское таможенное управление подтвердило продление упрощенного порядка ввоза товаров из Казахстана и Киргизии в Россию до 25 декабря 2025 года. Нововведение закреплено Указом Президента РФ №912 от 9 декабря 2025 года, который изменил прежний указ №778 от 24 октября 2025 года.

Анатолий Якимов
Россияне увеличили заказы люксовых товаров из Китая на 52% в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года россияне значительно активизировали заказы люксовых товаров из-за рубежа: объем покупок вырос сразу на 52% по сравнению с тем же периодом 2024 года, сообщает РБК со ссылкой на данные CDEK.Shopping, ведущего оператора международных доставок брендовых товаров.

Анатолий Якимов
Российский лес в Китае: что и сколько экспортируют в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

С января по ноябрь 2025 года Россия продолжила наращивать экспорт лесопродукции в Китай, несмотря на сохраняющиеся международные вызовы. По данным Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора, из Томской области под контролем специалистов оформлено более 1,118 миллиона кубических метров лесоматериалов, большая часть которых предназначена для экспорта.

Анатолий Якимов
Новые рейсы S7 в Китай: что изменится для грузоперевозок и пассажиров с декабря
Фото Анатолия Якимова

С понедельника, 15 декабря, рейс авиакомпании S7 Новосибирск – Пекин станет ежедневным. Chinalogist выяснил, какие новые направления будут открыты дополнительно и как это повлияет на авиадоставку.

Анатолий Якимов
Почему авиаперевозка литий-ионных батарей опасна и как Китай решает эту проблему
Фото Анатолия Якимова

В Китае успешно испытана инновационная технология, способствующая безопасной перевозке литий-ионных аккумуляторов авиационным транспортом. В ходе теста грузовой рейс из Хубэя в Шэньчжэнь транспортировал батарею весом 250 килограммов с помощью защитного контейнера из специальных материалов, способного ограничивать температуру ниже 100°C и предотвращать распространение огня.