На этом путешествие по Азии и Европе не закончилось. Два последних выступления были посвящены сразу многим странам. Директор по развитию электронной торговли АО «Российский экспортный центр» Алексей Мурзенок выступил с презентацией «Сравнительный обзор электронных площадок для экспортеров». Переход потребления в онлайн — главный тренд, о котором накануне говорил даже премьер Мишустин. И хотя толчок дала пандемия, после нее шага назад не будет. Крупнейший рынок — конечно, Китай, где объем онлайн-торговли — $2-3 трлн. Россия только на 9-м месте, у нас $35-40 млрд. Если доля проникновения онлайн-торговли в Китае — 20-24%, то у нас — порядка 4-5%. С этих цифр эксперт начал свое выступление. По его словам, российские экспортеры часто просто не знают, с чего начинать выход на зарубежные маркетплейсы. Но выходить надо, так как объем бизнеса того же Амазона уже сейчас в два раза больше, чем у первых ста российских компаний, среди которых нет интернет-гигантов. Помимо незнания и боязни есть множество проблем, мешающих российским экспортерам выйти на экспорт через онлайн-платформы. Это недостаточное внимание продвижению, проблемы с логистикой для МСП (нам нужна структура, которая бы занималась сборными грузами), проблема расчетов в электронных деньгах, которая решена со следующего года только на территории России. Далее спикер перешел к главной теме — сравнению электронных площадок, — поделив их на B2B и B2C. Слушатели узнали об особенностях, преимуществах и недостатках B2B-площадок: Alibaba.com и 1688.com, отраслевых площадок разных стран, от Китая и Индии до Украины и Европы. Анализ B2C-рынка эксперт начал с Амазона, ebay и внутрикитайских маркетплейсов, рассказал об особенностях выхода на эти платформы, успешных кейсах, секретах продвижения и особенностях господдержки.