Елена Венгерская
Экспорт

Синдром Даманского: почему приостановили строительство завода бутилированной воды на Байкале? (опрос)

Еще ни одна новость «о Китае» не вызывала такой истерии в сми и соцсетях, как строительство завода бутилированной воды в Култуке. В истерию удалось вовлечь даже таких уважаемых людей, как Владимир Бурматов. Петиции, подписанные сотнями тысяч доморощенных экологов, экологический порыв «короля гламура», новость о приостановке строительства завода в сотнях сми, ― все это стало кирпичиками одной великой «антикитайской» стены и напомнило всем, что ни что так не питает патриотические умы, как образ внешнего врага. А если такого врага нет, его нужно создать. И вот уже лично Путин и Медведев обещают разобраться с «нехорошим заводом».
На фоне антикитайской истерии незамеченной осталась новость об экологической комиссии, выяснившей, что завод в Култуке не нанесет Байкалу и прилегающим территориям ровно никакого вреда. Зато, как в «глухом телефоне», наша четвертая власть, искажая и перевирая, всем миром взялась перепечатывать совсем не громкую новость о том, что строительство завода приостановлено до устранения нарушений. Почему негромкую? Заглянем в первоисточник ― в новость на официальном сайте Иркутской области. Оказывается, в ходе проверки были обнаружены «следы нефтепродуктов и локальные навалы отходов производства». То есть то, что есть на любой стройке: промасленная ветошь и строительный мусор. И вот уже вынесен вердикт «приостановить». В очередной раз «как бы чего не вышло» оказалось сильнее доводов закона. И не важно, что в строительство завода уже вложены 1,5 млрд рублей, не важно, что десятки точно таких же заводов по производству бутилированной воды давно работают на Байкале. «Экологи» и «патриоты» сплотились в едином порыве — защитить Байкал, не дать его выпить китайцам.
Как реагируют на тему в Китае? Сразу скажем: она слишком незначительна для первых полос Global Times или China Daily. Однако какие-то отклики все же собрала. Так, один из самых заметных журналистов Поднебесной Ху Сицзинь, главный редактор Global Times, в своем видеоблоге в Twitter говорит на чистейшем русском: «У китайцев нет особого желания пить воду именно из Байкала. Это коммерческое предприятие. Компания, строящая завод, посчитала, что у китайцев сложились хорошие впечатления о Байкале. При условии, что это компания соблюдает российские законы, к ней должно быть справедливое отношение. Справедливым является соблюдение подписанных соглашений, а при желании отказаться от них необходимо пройти через судебный процесс. В районе озера Байкал расположено множество заводов по производству бутилированной воды, однако протест выдвинут только против китайского проекта. Очевидно, что за этим скрываются более сложные факторы. Некоторые аналитики считают, что, пользуясь этим случаем, отдельные люди выражают свое политическое недовольство. Так ли это? Я не знаю. На микроуровне для китайско-российских отношений есть и множество сложных факторов. Но действовать в соответствии с законом является самым простым способом для российских властей». Как видим, позицию китайской интеллигенции можно обозначить как «сдержанное недоумение, апеллирующее к законности». И этим она выгодно отличается от бездоказательной истерии.
Так почему же действительно не опереться на законность? Надеемся, так и будет. И завод в Култуке все же будет построен, как и десятки таких же российских заводов до него.
«Особое отношение» к Китаю не может не расстраивать. След этого отношения тянется еще с Даманского. С китайских барахолок, кишащих ширпотребом. Мы забываем, что Китай ― давно уже другая страна. Первая в мире по росту экономики, по километрам высокоскоростных магистралей, по инновациям и т.п. И даже в области ракет мы далеко уже не впереди планеты всей: Китай и тут нас обогнал, отправив луноход на обратную сторону спутника Земли. И впереди у него ― Марс.
Понятно, что США с Китаем считаются, называя его единственным соперником. А вот России отказано в этой роли. Конечно, читать такое обидно. Но как же, наверное, радуются наши заокеанские друзья, узнав про 900 тыс. россиян, подписавших петицию против «китайского» завода на Байкале. Довольно потирают руки, читая заголовки в «Независимой газете»: «Китай заразит российскую экономику кризисом», «Китайский дипломат угрожает журналисту «НГ» попаданием в черные списки». А главред «НГ» Константин Ремчуков совершенно безнаказанно называет личное мнение дипломата и его осторожные увещевания «звериным оскалом китайского тоталитаризма». Оцените риторику! Пул сми, стоящий за этим, не выглядит неожиданным. Вряд ли все это делается только ради хайпа.
Семена ненависти к Китаю, брошенные нашими «независимыми» журналистами, часто попадают на благодатную почву. Отсюда и сотни тысяч подписей под петициями. И десятки истерических комментариев под любой позитивной экономической новостью про Россию и Китай. «Россия отправила в КНР сотни тысяч тонн зерна». — «У-у-у, продали Россию Китаю!» «Предприятие N закупило в Китае новейшие станки». ― «А-а-а, погубили экономику, своего ничего не осталось». Да, так бывает. И не только так. Недавно под новостью об американском самолете-разведчике кто-то написал: «Лучше натовские солдаты, чем сапог китайского офицера на груди». А вы говорите!
Стоит ли удивляться тому, что буксует наш разворот на Восток? И юани не льются на нас золотым дождем. На всех льются — на Таджикистан, Узбекистан, Беларусь, Казахстан — но только не на нас. Что не так в датском королевстве? Уместно опять процитировать Ху Сицзиня: «Любой разлад между Китаем и Россией обрадует Запад и людей, которые ждут возможности посмеяться над нашими странами».
[poll:15892]
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Китай определяет приоритеты: «Две сессии» определили вектор развития Маньчжурии и России
Фото с сайта Медиацентра города Маньчжурия

В Пекине завершились ежегодные заседания Высшего законодательного органа Китая – Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК). Эти события прошли с 5 по 11 марта, и стали обязательным этапом в соответствующих стратегиях социально-экономического развития страны в текущем году. В рамках подготовленных итогов прошлого года анализируются достижения и вызовы, а также строятся планы на будущее. «Две сессии» являются своеобразным индикатором, отражающим приоритеты и изменяющим развитие Китая, охватывая широкий спектр вопросов – от экономики и экологии до международного сотрудничества.

Анатолий Якимов
Импорт
Улучшение торговых отношений с Китаем: что нужно знать о себестоимости импорта
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Торговые связи с Китаем укрепляются ежегодно, привлекая больше предпринимателей на этот перспективный рынок. Chinalogist проанализировал параметры, которые следует включать в расчет себестоимости товаров, импортируемых из Китая.

Анатолий Якимов
Экспорт
Владимир Путин поддержал экспорт пеллет в Китай: новые перспективы для российских регионов
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Президент России Владимир Путин поддержал идею обсуждения с Китаем перспективы экспорта из России топливных гранул – пеллет – на межправительственном уровне. Такое решение было принято во время встречи с губернатором Архангельской области Александром Цыбульским.

Анатолий Якимов
Импорт
В России введут обязательную маркировку на некоторые виды электроники
Фото с сайта unsplash.com

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации предложило ввести поэтапную обязательную маркировку для определенных категорий радиоэлектронной продукции с 1 сентября 2025 года. Инициатива направлена на усиление контроля за оборотом товаров и борьбу с контрафактной продукцией. В перечень товаров вошли: смартфоны и ноутбуки, осветительные приборы. Подробности предложения содержатся в проекте постановления, опубликованном на официальном портале правовой информации.

Анатолий Якимов
Импорт
Китай ускоряет прохождение таможни некоторых грузов в аэропортах
Фото с сайта unsplash.com

В Китае решили ускорить процесс таможенного оформления в аэропортах для некоторых высокотехнологичных грузов: высокотехнологичного оборудования, лабораторных лекарств, медицинских приборов и биологических продуктов. Об этом сообщает сайт «Жэньминь Жибао онлайн».

Анатолий Якимов
Экспорт
Производители стекловолокна в Китае заинтересовались красноярским палладием
Фото пресс-службы ПАО «ГМК «Норильский никель»

Новую технологию фильерных питателей, которые изготовили с использованием сплава палладия представили в Шанхае представители «Норникеля» и «Красцветмета». Благодаря разработке производители стекловолокна сократят расходы на эксплуатацию и обслуживание оборудования.

Анатолий Якимов
Как новые пошлины Китая в отношении Канады повлияют на экспорт рыбы Россией
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Торговые войны между североамериканскими странами и Китаем продолжаются. С 20 марта КНР вводит 25-процентные пошлины на рыбу и морепродукты, которые экспортирует из Канады. По информации Главного таможенного управления Китая в 2024 году Канада поставила в Поднебесную 110 тысяч тонн рыбы, это на 5% меньше, чем в предыдущем году. Общая стоимость экспорта канадской рыбы в Китай составила 1,3 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Два крана по 500 миллионов рублей из Китая планируют установить в Махачкале
Фото с официального сайта Wei Hua Group

Депутат Государственной думы РФ Хизри Абакаров и директор порта Махачкалы Джамал Алиев совершили деловую поездку в Китай. Цель – изучить возможность поставки кранов для нужд морского порта Махачкалы.

Анатолий Якимов
Перевозки между Россией и Китаем всеми видами транспорта будут расти
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2024 году доля грузовых перевозок автомобильным транспортом между Россией и КНР выросла на 70%. Подобная тенденция отмечается и в других отраслях транспорта. По информации биржи грузоперевозок ATI.SU, количество запросов на международные автоперевозки из России выросли на 45%. Китай занимает ведущее место среди дальних направлений.

Анатолий Якимов
Время досмотра грузовиков на границе с Китаем уменьшилось в два раза
Фото пресс-службы Читинской таможни

За четыре года – с 2021 по 2024 год время досмотра грузового транспорта на границе с Китаем сократилось почти в два раза. Об этом рассказал руководитель Федерального государственного казенного учреждения Росгранстрой Геннадий Безлобенко во время заседания Совета по развитию транспортного комплекса в субъектах Российской Федерации под председательством сенатора Андрея Кутепова.