Елена Венгерская
Экспорт

Синдром Даманского: почему приостановили строительство завода бутилированной воды на Байкале? (опрос)

Еще ни одна новость «о Китае» не вызывала такой истерии в сми и соцсетях, как строительство завода бутилированной воды в Култуке. В истерию удалось вовлечь даже таких уважаемых людей, как Владимир Бурматов. Петиции, подписанные сотнями тысяч доморощенных экологов, экологический порыв «короля гламура», новость о приостановке строительства завода в сотнях сми, ― все это стало кирпичиками одной великой «антикитайской» стены и напомнило всем, что ни что так не питает патриотические умы, как образ внешнего врага. А если такого врага нет, его нужно создать. И вот уже лично Путин и Медведев обещают разобраться с «нехорошим заводом».
На фоне антикитайской истерии незамеченной осталась новость об экологической комиссии, выяснившей, что завод в Култуке не нанесет Байкалу и прилегающим территориям ровно никакого вреда. Зато, как в «глухом телефоне», наша четвертая власть, искажая и перевирая, всем миром взялась перепечатывать совсем не громкую новость о том, что строительство завода приостановлено до устранения нарушений. Почему негромкую? Заглянем в первоисточник ― в новость на официальном сайте Иркутской области. Оказывается, в ходе проверки были обнаружены «следы нефтепродуктов и локальные навалы отходов производства». То есть то, что есть на любой стройке: промасленная ветошь и строительный мусор. И вот уже вынесен вердикт «приостановить». В очередной раз «как бы чего не вышло» оказалось сильнее доводов закона. И не важно, что в строительство завода уже вложены 1,5 млрд рублей, не важно, что десятки точно таких же заводов по производству бутилированной воды давно работают на Байкале. «Экологи» и «патриоты» сплотились в едином порыве — защитить Байкал, не дать его выпить китайцам.
Как реагируют на тему в Китае? Сразу скажем: она слишком незначительна для первых полос Global Times или China Daily. Однако какие-то отклики все же собрала. Так, один из самых заметных журналистов Поднебесной Ху Сицзинь, главный редактор Global Times, в своем видеоблоге в Twitter говорит на чистейшем русском: «У китайцев нет особого желания пить воду именно из Байкала. Это коммерческое предприятие. Компания, строящая завод, посчитала, что у китайцев сложились хорошие впечатления о Байкале. При условии, что это компания соблюдает российские законы, к ней должно быть справедливое отношение. Справедливым является соблюдение подписанных соглашений, а при желании отказаться от них необходимо пройти через судебный процесс. В районе озера Байкал расположено множество заводов по производству бутилированной воды, однако протест выдвинут только против китайского проекта. Очевидно, что за этим скрываются более сложные факторы. Некоторые аналитики считают, что, пользуясь этим случаем, отдельные люди выражают свое политическое недовольство. Так ли это? Я не знаю. На микроуровне для китайско-российских отношений есть и множество сложных факторов. Но действовать в соответствии с законом является самым простым способом для российских властей». Как видим, позицию китайской интеллигенции можно обозначить как «сдержанное недоумение, апеллирующее к законности». И этим она выгодно отличается от бездоказательной истерии.
Так почему же действительно не опереться на законность? Надеемся, так и будет. И завод в Култуке все же будет построен, как и десятки таких же российских заводов до него.
«Особое отношение» к Китаю не может не расстраивать. След этого отношения тянется еще с Даманского. С китайских барахолок, кишащих ширпотребом. Мы забываем, что Китай ― давно уже другая страна. Первая в мире по росту экономики, по километрам высокоскоростных магистралей, по инновациям и т.п. И даже в области ракет мы далеко уже не впереди планеты всей: Китай и тут нас обогнал, отправив луноход на обратную сторону спутника Земли. И впереди у него ― Марс.
Понятно, что США с Китаем считаются, называя его единственным соперником. А вот России отказано в этой роли. Конечно, читать такое обидно. Но как же, наверное, радуются наши заокеанские друзья, узнав про 900 тыс. россиян, подписавших петицию против «китайского» завода на Байкале. Довольно потирают руки, читая заголовки в «Независимой газете»: «Китай заразит российскую экономику кризисом», «Китайский дипломат угрожает журналисту «НГ» попаданием в черные списки». А главред «НГ» Константин Ремчуков совершенно безнаказанно называет личное мнение дипломата и его осторожные увещевания «звериным оскалом китайского тоталитаризма». Оцените риторику! Пул сми, стоящий за этим, не выглядит неожиданным. Вряд ли все это делается только ради хайпа.
Семена ненависти к Китаю, брошенные нашими «независимыми» журналистами, часто попадают на благодатную почву. Отсюда и сотни тысяч подписей под петициями. И десятки истерических комментариев под любой позитивной экономической новостью про Россию и Китай. «Россия отправила в КНР сотни тысяч тонн зерна». — «У-у-у, продали Россию Китаю!» «Предприятие N закупило в Китае новейшие станки». ― «А-а-а, погубили экономику, своего ничего не осталось». Да, так бывает. И не только так. Недавно под новостью об американском самолете-разведчике кто-то написал: «Лучше натовские солдаты, чем сапог китайского офицера на груди». А вы говорите!
Стоит ли удивляться тому, что буксует наш разворот на Восток? И юани не льются на нас золотым дождем. На всех льются — на Таджикистан, Узбекистан, Беларусь, Казахстан — но только не на нас. Что не так в датском королевстве? Уместно опять процитировать Ху Сицзиня: «Любой разлад между Китаем и Россией обрадует Запад и людей, которые ждут возможности посмеяться над нашими странами».
[poll:15892]
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
«ВЭД Агент», «Сбербанк» и «Роснефть»: 20 лет успеха и масштабный корпоратив в Пекине
Фото АО «ВЭД Агент»

20-летний юбилей – это важная веха, которая символизирует устойчивость, зрелость и успех компании на рынке. За это время АО «ВЭД Агент» из маленькой семейной компании превратилась в одного из крупнейших игроков за Уралом на рынке внешнеэкономической деятельности. Позади и кризисы, и изменение рынка логистических услуг, и технологическая революция. Впереди – стремление к новым свершениям. Важным событием череды юбилейных мероприятий стал массовый выезд на корпоратив. И не просто выезд, а трехдневное путешествие в Пекин.

Анатолий Якимов
Оптимизация доставки промышленного оборудования из Китая: риски и способы снижения затрат
Скриншот из видео на странице Chinalogist в социальной сети «ВКонтакте»

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Как сэкономить на поставке оборудования из Китая?». Эксперт АО «ВЭД Агент» – руководитель отдела сборных автоперевозок Михаил Макаренко рассказал о том, какие риски существуют при импорте промышленного оборудования из КНР и за счет чего можно сэкономить на доставке.

Анатолий Якимов
С 1 сентября 2025 года госпошлины для водителей вырастут в 2-3 раза — проект Минфина
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России подготовил законопроект о значительном повышении госпошлин для автовладельцев и введении новых сборов для мигрантов, которые могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Документ уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и направлен на дальнейшее рассмотрение.

Анатолий Якимов
Китай наращивает импорт российской гречихи: рост поставок почти вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт гречихи из России в 2024/2025 сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 280 тысяч тонн, что на 8,4% превышает показатели предыдущего года, а по сравнению с 2022/2023 годом объем поставок вырастет в 2,5 раза, свидетельствуют данные маркетингового исследования АБ-Центр.

Анатолий Якимов
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.