Елена Венгерская

В структуре Нового железнодорожного Шелкового пути грядут изменения

В период эпидемии коронавируса поезда Китай – Европа доказали свою надежность и стабильность, постоянно наращивая объемы перевозок. Вместе с тем опыт работы этих поездов в сложный период показал необходимость перемен.
По данным China Railway Group, с начала года по 22 мая 2020 года было отправлено и принято 3626 поездов Китай – Европа, которые перевезли 326 тыс. TEU грузов. Рост в годовом выражении составил 26% и 30% соответственно. Только в апреле 979 поездов перевезли 88 тыс. TEU грузов, что на 46% и 50% больше, чем в апреле 2019 года.
Ван Говэнь, директор Института комплексного развития Китая (Шэньчжэнь) и Института логистики и управления цепями поставок, сказал, что эпидемия все еще набирает обороты в мире. Выбор поездов Китай – Европа в этой ситуации очевиден.
Поезда в период эпидемии предпочитали другим видам транспорта даже самые известные компании Китая. Так, Lenovo отправила около 3000 TEU компьютерных периферийных устройств поездом из Чэнду. Это на 79% больше, чем в прошлом году.
Число международных поездов из Чэнду превысило на 13 мая 1200, рост составил 45,5% в годовом выражении. Поездов Китай – Европа было отправлено 600, что на 78,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Ли Муюань, исполнительный вице-президент и генеральный секретарь Китайской ассоциации контейнерной промышленности, сказал, что поезда Китай-Европа в течение 5 лет росли в среднем на 50%, стали стабильным каналом поставок, доказавшим свою надежность для перевозки противоэпидемических товаров.
Восточные города, более затронутые эпидемией, предприняли значительные усилия для возобновления нормальной работы поездов Китай – Европа.
Так, поезда Китай-Европа в Ляньюньгане столкнулись с кризисом прекращения поставок в период эпидемии. По состоянию на 15 мая объем перевозок по линии превысил 10 000 контейнеров, перевезенных 244 поездами, что на 45% больше по сравнению с прошлым годом. План на полугодие на линии был выполнен на полтора месяца раньше срока.
Была создана первая линия для перевозки почтовых посылок в Европу. Поезда отправлялись из Чунцина, Иу, Чжэнчжоу, Дунгуаня и других городов. Это позволило решить проблему медленной доставки посылок и товаров трансграничной электронной торговли.
Чжан И, заместитель генерального директора инвестиционной группы международного железнодорожного порта Чэнду, сказал: «Во время эпидемии большое количество товаров вместо морских линий и самолетов были отправлены поездами Китай – Европа. Хотя некоторые товары вернутся на море, мы видим развитие».
Однако нельзя игнорировать и некоторые проблемы. Ли Муюань заметил, что поезда Китай – Европа сильно разбросаны по карте, система не сформирована. Хотя количество поездок увеличилось во время эпидемии, стоимость транспортировки грузов осталась относительно высокой.
По-прежнему, основная часть поездов Китай – Европа отправляются из городов Восточного Китая. После увеличения числа поездов нездоровая конкуренция на Востоке станет очень острой, по мнению экспертов. Ведь и до эпидемии существовала значительная конкуренция за субсидии, за товары, а в постэпидемическое время она усилится.
Конкуренции противостоит консолидация. Например, на сегодняшний день Чэнду и Чунцин совместно используют логотип единой линии поезда Китай-Европа (Chengyu). Это яркий пример такого процесса. В будущем два города будут еще лучше развивать логистический канал поездов Китай – Европа через обмен информацией, совместные проекты, общие правила, совместное использование терминалов и т.п. Они будут представлять общие интересы в переговорах за рубежом.
Ли Муюань отматил, что так конкуренция будет побеждена — и в различных регионах Китая будет сформировано несколько новых крупных хабов для поездов Китай – Европа.
По словам Ван Говэня, система поездов Китай – Европа должна создать несколько сборочных, транзитных и транспортных центров, сбалансировать потоки с точки зрения импорта и экспорта, сформировать сетевой принцип распределения ресурсов. Так можно снизить затраты и повысить операционную эффективность. Можно будет добиться разумной экономии за счет масштабирования.
17 мая ЦК КПК и Государственный совет совместно опубликовали «Руководство по содействию развитию западного региона и формированию новой модели в новую эру», в котором сказано, о необходимости «создания модели услуг в области интермодальных перевозок (суша + море; авиа + ж/д)» и «ускорения строительства ключевых хабов для поездов Китай – Европа». Проект также включает строительство современных логистических центров международного уровня.
Подобные хабы сейчас создаются во многих регионах. Одним из хабов постепенно становится Сиань. Мэр Сианя Ли Минюань во время двух сессий предложил поддержать город строительством сборочного центра поездов Китай – Европа. Мэр Сианя также заметил, что местоположение не позволяет западным городам стать полноценными хабами. Поскольку хаб — это, прежде всего, большие объемы транзита (по крайней мере, 30% от всего объема перевалки грузов). Также хаб формирует платформу обслуживания цепи поставок и зону сбора логистических ресурсов. А в западных городах нет такой базы и возможностей.
Ван Говэнь отметил, что руководить созданием хабов и всей необходимой инфраструктуры должен консорциум ― для того чтобы не были нарушены рыночные принципы.
Источник: First Financial Daily (第一 财经 日报)
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
China Machinery Fair 2025: новая эра российско-китайского промышленного партнерства
Фото с сайта cmf-expo.ru

С 25 по 27 августа 2025 года в московском «Тимирязев Центре» пройдет China Machinery Fair —мероприятие, формирующее вектор интеграции российского и китайского промышленного производства. Центральные тематические блоки выставки — строительство и решения в энергетическом секторе, которые помогут открыть новые возможности для отечественных производителей и поставщиков.

Анатолий Якимов
Импорт
Упрощенный порядок подтверждения соответствия продукции в России продлят на год
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг предложил продлить действие упрощенного порядка подтверждения соответствия качества продукции до 1 сентября 2026 года. Мера, действующая с марта 2022 года, ежегодно продлевается и направлена на снижение технических барьеров при ввозе товаров и насыщение рынка промышленными и продовольственными товарами.

Анатолий Якимов
Логистика
Россия и Китай обменялись 65 тысячами разрешений на грузовые перевозки в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В начале августа в китайском городе Дуннине провинции Хэйлунцзян состоялся обмен разрешениями на международные автомобильные перевозки между Россией и Китаем. По решению 29-го заседания рабочей группы по автомобильному транспорту и дорогам от 10 июня 2025 года было передано 65 000 бланков разрешений.

Анатолий Якимов
Импорт
Импорт китайских овощей и фруктов через Маньчжурию вырос на 40,5% за первое полугодие 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первое полугодие 2025 года через Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск-Маньчжурия» было импортировано 188 тысяч тонн свежих овощей и фруктов. Это на 35,3% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Стоимость поставок составила 16,2 миллиарда рублей, что на 40,5% превышает показатели прошлого года. Рост обеспечивается за счет внедрения «зеленого коридора» для скоропортящихся товаров, оптимизации таможенных процедур, применения интеллектуальных систем досмотра и синхронизации работы таможен России и Китая.

Анатолий Якимов
Импорт
«Космическая» клюква из Фуюаня покоряет Россию: рост экспорта и новые возможности
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Клюква североамериканского происхождения, выращиваемая в китайском городе Фуюань в провинции Хэйлунцзян, стала драйвером развития регионального сельского хозяйства и новым элементом экспортной стратегии Китая. Это подтверждают данные, опубликованные в официальных источниках китайского агросектора.

Анатолий Якимов
Импорт
Минпромторг запускает эксперимент по маркировке промышленного оборудования с 1 ноября
Фото Анатолия Якимова

Минпромторг РФ предложил с 1 ноября 2025 года начать эксперимент по маркировке промышленного оборудования, технических устройств, их компонентов и запасных частей средствами идентификации. Эксперимент продлится до 31 августа 2026 года и направлен на реализацию Стратегии противодействия незаконному обороту промышленной продукции в стране.

Анатолий Якимов
Затоваренность и падение рентабельности: как импорт из Китая влияет на российский рынок спецтехники
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский рынок дорожно-строительной техники ожидает рост импорта спецтехники из Китая. Это должно произойти в ближайшее время. Причина – корреляция ставки утилизационного сбора с 1 января 2026 года на 15%.

Анатолий Якимов
Рост тарифов и новые ограничения: что ждет импортные перевозки из Китая в Россию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 15 августа в Китае вступают в силу новые регуляторные требования, которые усложнят логистику между Россией и Китаем. Теперь грузоотправители, без экспортной лицензии, не могут организовать отгрузку, что создает дополнительные расходы, особенно для небольших предприятий. Если расходы оплачиваются международными агентствами в размере 1–2% от стоимости груза, импортерам следует более тщательно проверять наличие реальных экономических трудностей у поставщиков.

Анатолий Якимов
Российские бренды покоряют Китай: фестиваль-ярмарка «Сделано в России» состоится в Пекине 28-30 августа
Фото с сайта «Сделано в России»

Фестиваль-ярмарка «Сделано в России» пройдет в деловом центре Пекина с 28 по 30 августа. Мероприятие приурочено к празднованию китайского Дня влюбленных – Циси. Организаторы – Российский экспортный центр – ожидают, что в этом масштабном событии будут участвовать более 40 компаний из 26 регионов России, выпускающие свыше 500 наименований продукции: продукты питания, косметику, сувениры и изделия народных промыслов. Фестиваль-ярмарка будет проходить в торгово-развлекательном комплексе Solana ShoppingPark в Центральном деловом районе столицы Китая.

Анатолий Якимов
Россия наращивает экспорт леса в Китай: за полгода отправлено около 140 тысяч кубометров
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За семь месяцев 2025 года в России выдали и переоформили более 6300 фитосанитарных сертификатов на экспорт лесопродукции. Инспекторы Россельхознадзора оценили качество пиломатериалов, деловой древесины и других лесоматериалов в общем объеме около 331 тысячи кубических метров, направленных в 12 стран, включая Китай, на долю которого приходится 42% этого объема или 139,2 тысячи кубических метра.