Елена Венгерская

В структуре Нового железнодорожного Шелкового пути грядут изменения

В период эпидемии коронавируса поезда Китай – Европа доказали свою надежность и стабильность, постоянно наращивая объемы перевозок. Вместе с тем опыт работы этих поездов в сложный период показал необходимость перемен.
По данным China Railway Group, с начала года по 22 мая 2020 года было отправлено и принято 3626 поездов Китай – Европа, которые перевезли 326 тыс. TEU грузов. Рост в годовом выражении составил 26% и 30% соответственно. Только в апреле 979 поездов перевезли 88 тыс. TEU грузов, что на 46% и 50% больше, чем в апреле 2019 года.
Ван Говэнь, директор Института комплексного развития Китая (Шэньчжэнь) и Института логистики и управления цепями поставок, сказал, что эпидемия все еще набирает обороты в мире. Выбор поездов Китай – Европа в этой ситуации очевиден.
Поезда в период эпидемии предпочитали другим видам транспорта даже самые известные компании Китая. Так, Lenovo отправила около 3000 TEU компьютерных периферийных устройств поездом из Чэнду. Это на 79% больше, чем в прошлом году.
Число международных поездов из Чэнду превысило на 13 мая 1200, рост составил 45,5% в годовом выражении. Поездов Китай – Европа было отправлено 600, что на 78,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Ли Муюань, исполнительный вице-президент и генеральный секретарь Китайской ассоциации контейнерной промышленности, сказал, что поезда Китай-Европа в течение 5 лет росли в среднем на 50%, стали стабильным каналом поставок, доказавшим свою надежность для перевозки противоэпидемических товаров.
Восточные города, более затронутые эпидемией, предприняли значительные усилия для возобновления нормальной работы поездов Китай – Европа.
Так, поезда Китай-Европа в Ляньюньгане столкнулись с кризисом прекращения поставок в период эпидемии. По состоянию на 15 мая объем перевозок по линии превысил 10 000 контейнеров, перевезенных 244 поездами, что на 45% больше по сравнению с прошлым годом. План на полугодие на линии был выполнен на полтора месяца раньше срока.
Была создана первая линия для перевозки почтовых посылок в Европу. Поезда отправлялись из Чунцина, Иу, Чжэнчжоу, Дунгуаня и других городов. Это позволило решить проблему медленной доставки посылок и товаров трансграничной электронной торговли.
Чжан И, заместитель генерального директора инвестиционной группы международного железнодорожного порта Чэнду, сказал: «Во время эпидемии большое количество товаров вместо морских линий и самолетов были отправлены поездами Китай – Европа. Хотя некоторые товары вернутся на море, мы видим развитие».
Однако нельзя игнорировать и некоторые проблемы. Ли Муюань заметил, что поезда Китай – Европа сильно разбросаны по карте, система не сформирована. Хотя количество поездок увеличилось во время эпидемии, стоимость транспортировки грузов осталась относительно высокой.
По-прежнему, основная часть поездов Китай – Европа отправляются из городов Восточного Китая. После увеличения числа поездов нездоровая конкуренция на Востоке станет очень острой, по мнению экспертов. Ведь и до эпидемии существовала значительная конкуренция за субсидии, за товары, а в постэпидемическое время она усилится.
Конкуренции противостоит консолидация. Например, на сегодняшний день Чэнду и Чунцин совместно используют логотип единой линии поезда Китай-Европа (Chengyu). Это яркий пример такого процесса. В будущем два города будут еще лучше развивать логистический канал поездов Китай – Европа через обмен информацией, совместные проекты, общие правила, совместное использование терминалов и т.п. Они будут представлять общие интересы в переговорах за рубежом.
Ли Муюань отматил, что так конкуренция будет побеждена — и в различных регионах Китая будет сформировано несколько новых крупных хабов для поездов Китай – Европа.
По словам Ван Говэня, система поездов Китай – Европа должна создать несколько сборочных, транзитных и транспортных центров, сбалансировать потоки с точки зрения импорта и экспорта, сформировать сетевой принцип распределения ресурсов. Так можно снизить затраты и повысить операционную эффективность. Можно будет добиться разумной экономии за счет масштабирования.
17 мая ЦК КПК и Государственный совет совместно опубликовали «Руководство по содействию развитию западного региона и формированию новой модели в новую эру», в котором сказано, о необходимости «создания модели услуг в области интермодальных перевозок (суша + море; авиа + ж/д)» и «ускорения строительства ключевых хабов для поездов Китай – Европа». Проект также включает строительство современных логистических центров международного уровня.
Подобные хабы сейчас создаются во многих регионах. Одним из хабов постепенно становится Сиань. Мэр Сианя Ли Минюань во время двух сессий предложил поддержать город строительством сборочного центра поездов Китай – Европа. Мэр Сианя также заметил, что местоположение не позволяет западным городам стать полноценными хабами. Поскольку хаб — это, прежде всего, большие объемы транзита (по крайней мере, 30% от всего объема перевалки грузов). Также хаб формирует платформу обслуживания цепи поставок и зону сбора логистических ресурсов. А в западных городах нет такой базы и возможностей.
Ван Говэнь отметил, что руководить созданием хабов и всей необходимой инфраструктуры должен консорциум ― для того чтобы не были нарушены рыночные принципы.
Источник: First Financial Daily (第一 财经 日报)
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Борис Титов: новая внешняя политика Китая открывает рынок для российских аграриев
Фото пресс-службы Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития

Эксперт по международным связям Борис Титов заявил на форуме China Business Forum 2025 в Москве, что новая внешнеполитическая стратегия Китая открывает значительные перспективы для российских сельхозпроизводителей. По его словам, китайское руководство кардинально изменило отношения с Глобальным Западом, став более независимым и ориентированным на поиск новых поставщиков.

Анатолий Якимов
Как эффективно работать с Китаем: кейс с Кантонской ярмарки от ВЭД Агент

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Кантонская ярмарка: личный опыт и секреты успеха». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Валерия Баевкина рассказала об опыте участия в крупнейшей в мире выставке Canton Fair и о том, почему важно посещать такие мероприятия.

Фото Павла Гаркуши
Анатолий Якимов
Влияние цифрового юаня на товарооборот России и Китая: новые возможности расчетов
Фото предоставлено Денисом Борисовым

В конце октября Народный банк Китая официально ввел в эксплуатацию систему трансграничных расчетов Renminbi Digital, основанную на цифровом юане (e-CNY). Эта технологическая инновация призвана стать альтернативой международной платежной системе SWIFT, предлагая независимый от долларовой инфраструктуры инструмент проведения международных платежей и расчетов. Chinalogist попросил экспертов высказать свое мнение об этой инновации.

Анатолий Якимов
Томские и дальневосточные экспортеры увеличили поставки кедрового ореха в Китай и ЕАЭС
Фото с сайта freepir.com

С января по октябрь 2025 года Сибирское межрегиональное управление Россельхознадзора в Томске оформило фитосанитарные сертификаты на экспорт кедрового ореха общим объемом 743 тонны. Это в 3,8 раза превышает показатель за весь 2024 год, когда было отправлено 194 тонны. Более 55% этого объема – около 420 тонн, отгружено в Китай, что в 20 раз больше, чем за прошлый год – 20,8 тонны.

Анатолий Якимов
Форум СнабТех-2025 — драйвер перемен в промышленном снабжении и строительстве
Фото предоставлено организаторами мероприятия

Международный форум СнабТех'25 пройдет 9 декабря в Санкт-Петербурге, в отеле «Коринтия». Уже в шестой раз это мероприятие выступает как крупная платформа для обсуждения вопросов и стратегий в сфере снабжения, логистики и промышленного строительства.

В форуме примут участие топ-менеджеры и эксперты ведущих компаний, таких как ООО «Газпромнефть - Цифровые решения», Банк ПАО «ВТБ», ООО «РЖД-технологии», ПАО ГМК «Норникель», ПАО «Газпром нефть». Они представят реальные кейсы внедрения инноваций, расскажут о текущих вызовах отрасли и эффективных стратегиях управления.

В программе форума запланированы дискуссии и практические кейсы по направлениям:

  • Бизнес-ориентиры 2026: стратегии развития предприятий, опыт лидеров
  • Партнерские модели: поставщик-заказчик - формула Win-Win. Поиск оптимальных условий сотрудничества
  • Цифровой трек: реальные кейсы по улучшению бизнес показателей с помощью цифровых решений
  • Правовой трек: правовая навигация в снабжении, что изменится в 2026 году
  • Импортозамещение: регулирование, возможности и риски
  • HR трек: развитие компетенций нового поколения специалистов
  • Строительный трек: драйверы эффективности в промышленном и гражданском строительстве

Участников с особым статусом ждет встреча с легендарным пилотом Формулы-1 Виталием Петровым, который поделится опытом управления командой и развития бизнеса.

Форум СнабТех'25 — это возможность не только адаптироваться к рыночным изменениям, но и формировать будущее отрасли. Регистрация уже открыта на официальном сайте, количество мест ограничено.

Анатолий Якимов
Товары для украшения дома из Китая оптом: руководство по покупке и импорту в Россию
Фото с сайта freepik.com

Китай уже много лет занимает ведущие позиции в мире по изготовлению и экспорту товаров для украшения дома. Российские предприниматели активно закупают декоративные изделия из Китая оптом благодаря широкому ассортименту, доступным ценам и быстрой адаптации к модным трендам. В статье раскрыты ключевые города-производители, особенности импортного оформления, а также транспорт и сложности, с которыми сталкиваются при импорте декора из КНР.

Анатолий Якимов
Россия и Китай достигли 99,1% расчетов в национальных валютах в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

Россия и Китай достигли доли 99,1% расчетов в национальных валютах — рублях и юанях — в рамках программы дедолларизации, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов на 11-м Российско-Китайском финансовом диалоге в Пекине. Этот шаг призван минимизировать риски, связанные с использованием западной финансовой инфраструктуры, особенно с учетом возможности ее блокировки.

Анатолий Якимов
Пассажирский поезд Забайкальск–Маньчжурия: обновление инфраструктуры и рост грузооборота
Фото Анатолия Якимова

Пассажирское железнодорожное сообщение между российским Забайкальском и китайской Маньчжурией будет возобновлено. Об этом сообщил начальник Забайкальской железной дороги Владимир Антонец 12 ноября на заседании правительства Забайкальского края. Восстановление движения станет существенным событием для приграничных регионов.

Анатолий Якимов
Простой и убытки: ситуация с Забайкальским зерновым терминалом в 2025 году
Фото пресс-службы Забайкальской железной дороги

Директор Забайкальского зернового терминала Андрей Орлов предложил организовать встречу представителей Забайкальского края и города Маньчжурии Автономного округа Внутренняя Монголия КНР для обсуждения эффективной работы зернового сухопутного коридора между Россией и Китаем. Инициатива была озвучена на заседании, посвященном сотрудничеству в торгово-экономической и инвестиционной сферах, а также вопросам транспортного сообщения, функционирования пунктов пропуска и реагирования на чрезвычайные ситуации.

Анатолий Якимов
Экспорт леса и пиломатериалов из Томской и других сибирских областей в Китай вырос
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первые десятьмесяцев 2025 года лесопромышленный комплекс Томской области поставил на зарубежные рынки более 1 миллиона кубических метров лесоматериалов. По официальной информации Россельхознадзора, с января по начало ноября было оформлено 18,2 тысячи фитосанитарных сертификатов для экспорта 1,067 миллиона кубометров древесины. Китай занимает третье место по объему экспорта лесоматериалов – 17%. Крупнейшими направлениями стали Узбекистан (48% объема), Киргизия (19%), Казахстан (10%) и Таджикистан (4%). Оставшиеся 2% распределились между Абхазией, Афганистаном, Вьетнамом, Южной Кореей, ОАЭ и Японией.