Елена Венгерская

В структуре Нового железнодорожного Шелкового пути грядут изменения

В период эпидемии коронавируса поезда Китай – Европа доказали свою надежность и стабильность, постоянно наращивая объемы перевозок. Вместе с тем опыт работы этих поездов в сложный период показал необходимость перемен.
По данным China Railway Group, с начала года по 22 мая 2020 года было отправлено и принято 3626 поездов Китай – Европа, которые перевезли 326 тыс. TEU грузов. Рост в годовом выражении составил 26% и 30% соответственно. Только в апреле 979 поездов перевезли 88 тыс. TEU грузов, что на 46% и 50% больше, чем в апреле 2019 года.
Ван Говэнь, директор Института комплексного развития Китая (Шэньчжэнь) и Института логистики и управления цепями поставок, сказал, что эпидемия все еще набирает обороты в мире. Выбор поездов Китай – Европа в этой ситуации очевиден.
Поезда в период эпидемии предпочитали другим видам транспорта даже самые известные компании Китая. Так, Lenovo отправила около 3000 TEU компьютерных периферийных устройств поездом из Чэнду. Это на 79% больше, чем в прошлом году.
Число международных поездов из Чэнду превысило на 13 мая 1200, рост составил 45,5% в годовом выражении. Поездов Китай – Европа было отправлено 600, что на 78,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Ли Муюань, исполнительный вице-президент и генеральный секретарь Китайской ассоциации контейнерной промышленности, сказал, что поезда Китай-Европа в течение 5 лет росли в среднем на 50%, стали стабильным каналом поставок, доказавшим свою надежность для перевозки противоэпидемических товаров.
Восточные города, более затронутые эпидемией, предприняли значительные усилия для возобновления нормальной работы поездов Китай – Европа.
Так, поезда Китай-Европа в Ляньюньгане столкнулись с кризисом прекращения поставок в период эпидемии. По состоянию на 15 мая объем перевозок по линии превысил 10 000 контейнеров, перевезенных 244 поездами, что на 45% больше по сравнению с прошлым годом. План на полугодие на линии был выполнен на полтора месяца раньше срока.
Была создана первая линия для перевозки почтовых посылок в Европу. Поезда отправлялись из Чунцина, Иу, Чжэнчжоу, Дунгуаня и других городов. Это позволило решить проблему медленной доставки посылок и товаров трансграничной электронной торговли.
Чжан И, заместитель генерального директора инвестиционной группы международного железнодорожного порта Чэнду, сказал: «Во время эпидемии большое количество товаров вместо морских линий и самолетов были отправлены поездами Китай – Европа. Хотя некоторые товары вернутся на море, мы видим развитие».
Однако нельзя игнорировать и некоторые проблемы. Ли Муюань заметил, что поезда Китай – Европа сильно разбросаны по карте, система не сформирована. Хотя количество поездок увеличилось во время эпидемии, стоимость транспортировки грузов осталась относительно высокой.
По-прежнему, основная часть поездов Китай – Европа отправляются из городов Восточного Китая. После увеличения числа поездов нездоровая конкуренция на Востоке станет очень острой, по мнению экспертов. Ведь и до эпидемии существовала значительная конкуренция за субсидии, за товары, а в постэпидемическое время она усилится.
Конкуренции противостоит консолидация. Например, на сегодняшний день Чэнду и Чунцин совместно используют логотип единой линии поезда Китай-Европа (Chengyu). Это яркий пример такого процесса. В будущем два города будут еще лучше развивать логистический канал поездов Китай – Европа через обмен информацией, совместные проекты, общие правила, совместное использование терминалов и т.п. Они будут представлять общие интересы в переговорах за рубежом.
Ли Муюань отматил, что так конкуренция будет побеждена — и в различных регионах Китая будет сформировано несколько новых крупных хабов для поездов Китай – Европа.
По словам Ван Говэня, система поездов Китай – Европа должна создать несколько сборочных, транзитных и транспортных центров, сбалансировать потоки с точки зрения импорта и экспорта, сформировать сетевой принцип распределения ресурсов. Так можно снизить затраты и повысить операционную эффективность. Можно будет добиться разумной экономии за счет масштабирования.
17 мая ЦК КПК и Государственный совет совместно опубликовали «Руководство по содействию развитию западного региона и формированию новой модели в новую эру», в котором сказано, о необходимости «создания модели услуг в области интермодальных перевозок (суша + море; авиа + ж/д)» и «ускорения строительства ключевых хабов для поездов Китай – Европа». Проект также включает строительство современных логистических центров международного уровня.
Подобные хабы сейчас создаются во многих регионах. Одним из хабов постепенно становится Сиань. Мэр Сианя Ли Минюань во время двух сессий предложил поддержать город строительством сборочного центра поездов Китай – Европа. Мэр Сианя также заметил, что местоположение не позволяет западным городам стать полноценными хабами. Поскольку хаб — это, прежде всего, большие объемы транзита (по крайней мере, 30% от всего объема перевалки грузов). Также хаб формирует платформу обслуживания цепи поставок и зону сбора логистических ресурсов. А в западных городах нет такой базы и возможностей.
Ван Говэнь отметил, что руководить созданием хабов и всей необходимой инфраструктуры должен консорциум ― для того чтобы не были нарушены рыночные принципы.
Источник: First Financial Daily (第一 财经 日报)
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Работа
«ВЭД Агент», «Сбербанк» и «Роснефть»: 20 лет успеха и масштабный корпоратив в Пекине
Фото АО «ВЭД Агент»

20-летний юбилей – это важная веха, которая символизирует устойчивость, зрелость и успех компании на рынке. За это время АО «ВЭД Агент» из маленькой семейной компании превратилась в одного из крупнейших игроков за Уралом на рынке внешнеэкономической деятельности. Позади и кризисы, и изменение рынка логистических услуг, и технологическая революция. Впереди – стремление к новым свершениям. Важным событием череды юбилейных мероприятий стал массовый выезд на корпоратив. И не просто выезд, а трехдневное путешествие в Пекин.

Анатолий Якимов
Импорт
Оптимизация доставки промышленного оборудования из Китая: риски и способы снижения затрат
Скриншот из видео на странице Chinalogist в социальной сети «ВКонтакте»

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Как сэкономить на поставке оборудования из Китая?». Эксперт АО «ВЭД Агент» – руководитель отдела сборных автоперевозок Михаил Макаренко рассказал о том, какие риски существуют при импорте промышленного оборудования из КНР и за счет чего можно сэкономить на доставке.

Анатолий Якимов
С 1 сентября 2025 года госпошлины для водителей вырастут в 2-3 раза — проект Минфина
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России подготовил законопроект о значительном повышении госпошлин для автовладельцев и введении новых сборов для мигрантов, которые могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Документ уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и направлен на дальнейшее рассмотрение.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай наращивает импорт российской гречихи: рост поставок почти вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт гречихи из России в 2024/2025 сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 280 тысяч тонн, что на 8,4% превышает показатели предыдущего года, а по сравнению с 2022/2023 годом объем поставок вырастет в 2,5 раза, свидетельствуют данные маркетингового исследования АБ-Центр.

Анатолий Якимов
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.