Елена Венгерская
Экспорт

Завоюют ли российские продукты китайские рынки?

О необходимости развивать несырьевой экспорт сейчас говорят из каждого утюга, но на ум все чаще приходит название шекспировской комедии. Пока глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев озвучивает российские мечты войти в десятку экспортеров продукции АПК, китайские товарищи воспринимают российские продукты сдержанно. На днях десятки сми КНР опубликовали итоги разборок: соответствующие ведомства оправдывались перед всем Китаем, отвергая обвинения в распространении АЧС путем завоза зараженного мяса из России. Мол, все это грязные инсинуации и Китай никакой свинины в России не покупает (и это правда). Мы же с надеждой пишем о том, что «экспорт молока и курятины открывает дорогу свинине и говядине». Думается, что подобного ждать придется еще довольно долго.
Российский экспорт раскручивается медленно. Список из 23 одобренных на экспорт в Китай российских птицефабрик появился на сайте Главного таможенного управления КНР еще в декабре, а недавно был пополнен еще семью производителями. Но в Китай пока отправлены лишь две пробные партии российской курятины: 54 тонны крылышек от «Брянского бройлера» и 50 тонн лапок от птицефабрики «Рефтинская». Смешные цифры. Такая же ситуация и с разрешенным экспортом молочной продукции: из 10 одобренных производителей пока «отстрелялся» лишь «МИЛКОМ», отправив в Суйфэньхэ все те же пробные 50 тонн молока.
Китайская сторона тоже не спешит: три месяца одобряет поданный ей российскими органами перечень 23 экспортеров молочной продукции из России. Правда, обещает опубликовать его на сайте Главного таможенного управления КНР до конца апреля.
По другим рынкам дела обстоят не лучше. Если взять материалы российских сми, пишущих об экспорте продукции АПК в Китай, то пока в них преобладает будущее время. Новостью становится уже то, что какой-то производитель намерен поставлять в КНР свою продукцию. Или встретился во время бизнес-миссии с китайским импортером и тот благосклонно отозвался о его продукции. Доходит до смешного. Читаешь заголовок: «Крымское вино будут поставлять в Китай». А оказывается, что поставлять вино будет один производитель. И не в Китай, а в посольство РФ в Китае. Невольно каждую такую новость уже открываешь с предубеждением. Читаешь, например, о том, что Красноярский край «досыта накормил Китай медом», а потом смотришь статистику и видишь, что в 2018 году была всего одна поставка красноярского меда в КНР.
Между тем, китайские сми пестрят заголовками: «Саудовский бройлерный экспорт в Китай вырос на 3%», «Импорт молока из Азербайджана увеличился на 7%», «Белоруссия отправила в Китай пятый контейнерный поезд с молочной продукцией», «Китайский импорт свинины растет», «Правительство Афганистана договорилось о поставках в Китай пшеницы», «Вырос импорт говядины и баранины из Канады» и т.д. Видимо, не стоит обольщаться и думать, что российские продукты в Китае всегда и везде ждут с распростертыми объятиями. Экспорт — трудный путь, и конкурирует Россия здесь со всем остальным миром, который точно так же мечтает о китайском рынке. Хотя рынок этот действительно огромен и места на нем должно хватить всем. Если трудиться. И преодолевать множество барьеров. Среди которых и издержки прежнего опыта, и подорванное доверие к российским продуктам.
Простой пример. Пока российские чиновники пишут о впечатляющих перспективах экспорта детского питания в Китай, а один из крупных российских производителей вкладывает миллионы юаней в рекламу в КНР, главная газета Хэйлунцзяна Harbin Daily публикует большой материал о важности особо строгой проверки российских детских смесей. А неделей ранее другой журналист из Хэйлунцзяна пишет о том, как не стать жертвой российского нелегального бизнеса, завозящего в магазины и на рынки Харбина некачественные продукты. Как видим, легальному российскому экспорту в сфере АПК приходится бороться еще и с негативным имиджем, и здесь он «обязан» перекупщикам и китайским «помогайкам», усилиями которых в магазины Северного Китая нередко попадает продукция сомнительного качества.
Конечно, не все так плохо. С мертвой точки все давно сдвинулось. «Русагро» открыла «дочку» в Китае. Совсем скоро китайцы построят речные терминалы для импорта сои и зерновых из Приморья. Китайские компании открывают в России совместные и 100%-но китайские предприятия по производству продуктов питания. В 2018 году экспорт в Китай впервые с 2006 года превысил импорт (правда, не стоит забывать о доле сырья). О необходимости развивать импорт российских товаров в Китае говорят на самом высоком уровне и даже пишут в «Жэньминь жибао». Так что перемены грядут. Кто знает, может, совсем скоро вместо заголовков «Россия стала сырьевой кладовой Китая» мы прочтем о том, что Москва — крупнейший поставщик продуктов питания для Пекина. А пока доля российского экспорта в импорте Китая составляет около 2%. Вместе со всей нефтью.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Как Китай завоевывает мировой рынок ножей и ножниц: производство, технологии и экспорт
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В южнокитайской провинции Гуандун, в городе Яньцзян, комплексно производится около 75% всех ножей и ножниц Китая. Здесь работают свыше 2 000 предприятий и 8 500 компаний, выпускающих более 5 000 наименований продукции. Объем производства в 2024 году достиг 55 миллиардов юаней, при этом 85% продукции идет на экспорт во многие страны, включая Россию.

Анатолий Якимов
Импорт
Россия стала лидером по импорту банкоматов из Китая: рост поставок в 3 раза
Фото Анатолия Якимова

Поставки банкоматов из Китая в Россию в 2025 году выросли более чем втрое, достигнув максимальных показателей с декабря 2024 года. По информации Главного таможенного управления КНР, в денежном выражении объем экспорта составил 5,9 миллиона долларов США, что в 3,2 раза превышает мартовский показатель. Всего было поставлено 854 банкомата общей массой 431 тонну, что в 3,1 и 3,4 раза больше соответственно по сравнению с предыдущим месяцем.

Анатолий Якимов
Импорт
Канцелярский бум: импорт ручек и маркеров из Китая в Россию вырос вдвое в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году импорт канцелярских товаров из Китая в Россию резко вырос, особенно в сегменте ручек и маркеров. Эксперты связывают это с подготовкой к государственной итоговой аттестации – ГИА, ЕГЭ и ОГЭ. В апреле поставки ручек и маркеров увеличились вдвое по сравнению с мартом, достигнув 9,5 миллиона долларов США. Это в 2,3 раза выше мартовских показателей и на треть объема апреля 2024 года.

Анатолий Якимов
Почему российское вино становится популярнее в Китае
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт российского вина в Китай стремительно растет. По информации Федерального центра развития экспорта продукции АПК Министерства сельского хозяйства РФ «Агроэкспорт», в 2024 году поставки вина в КНР выросли на 14% и составили 2,8 миллиона гектолитров. В первом квартале 2025 года Россия экспортировала в Китай почти 700 тонн вина, в 3,2 раза больше, чем в аналогичном периоде 2024 года. Стоимость поставленной продукции превысила 1 миллион долларов США, увеличившись в 4,3 раза.

Анатолий Якимов
Рост спроса на водонагреватели в России: лидируют Haier и Electrolux в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В группе компаний М.Видео-Эльдорадо зафиксировали рост продаж водонагревателей и теплотехники в начале мая 2025 года. Аналитики связали это с сезонным отключением горячей воды и прохладной погодой в России.

Редакция
ВЭД 2025: Расчеты, логистика и защита интеллектуальной собственности — семинар в Кемерово
Анатолий Якимов
Китайские бамбуковые изделия: производство, цены и рост импорта в Россию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Бамбуковые рощи уезда Таоцзян в городе Хунань Центрального Китая, стали важным фактором экономического роста региона. Здесь активно развивается промышленность по переработке бамбука, охватывающая производство продуктов питания, промышленных товаров и строительных материалов. В 2024 году совокупная стоимость продукции отрасли достигла 30 миллиардов юаней.

Анатолий Якимов
Топ-10 российских брендов, покоривших сердца китайских потребителей
Коллаж chinalogist.ru

В последние годы российские товары демонстрируют уверенный рост популярности на китайском рынке. Несмотря на конкуренцию со стороны местных и западных производителей, продукция из России находит своего покупателя в Поднебесной. В чем секрет успеха российских брендов и тех, кто из них пользуется наибольшим доверием? Топ брендов из России представил автор телеграм-канала «Китайский пиарщик». Рейтинг основан на основе личных впечатлений после посещения супермаркетов провинции Гуйчжоу на юго-западе Китая.

Анатолий Якимов
Импорт пива из Китая в Россию вырос на 22% за счет оптимизации таможни Маньчжурии
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Пограничный пункт пропуска «Забайкальск-Маньчжурия» – важный транспортный узел для экспорта китайского пива в Россию. Грузовики с популярным брендом «Харбин» достаточно быстро проходят таможенное оформление и направляются в российский поселок Забайкальск. Это способствует увеличению качественных поставок китайской продукции на российский рынок.

Анатолий Якимов
Владимир Путин поручил обеспечить экспорт российских пеллет в Китай до конца мая
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Президент России Владимир Путин поручил правительству обеспечить экспорт отечественных пеллет в Китай. Соответствующее назначение опубликовано на официальном сайте Кремля. Власти должны принять меры для создания условий по продаже пеллет в КНР до 30 мая 2025 года.