Елена Венгерская
Экспорт

Завоюют ли российские продукты китайские рынки?

О необходимости развивать несырьевой экспорт сейчас говорят из каждого утюга, но на ум все чаще приходит название шекспировской комедии. Пока глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев озвучивает российские мечты войти в десятку экспортеров продукции АПК, китайские товарищи воспринимают российские продукты сдержанно. На днях десятки сми КНР опубликовали итоги разборок: соответствующие ведомства оправдывались перед всем Китаем, отвергая обвинения в распространении АЧС путем завоза зараженного мяса из России. Мол, все это грязные инсинуации и Китай никакой свинины в России не покупает (и это правда). Мы же с надеждой пишем о том, что «экспорт молока и курятины открывает дорогу свинине и говядине». Думается, что подобного ждать придется еще довольно долго.
Российский экспорт раскручивается медленно. Список из 23 одобренных на экспорт в Китай российских птицефабрик появился на сайте Главного таможенного управления КНР еще в декабре, а недавно был пополнен еще семью производителями. Но в Китай пока отправлены лишь две пробные партии российской курятины: 54 тонны крылышек от «Брянского бройлера» и 50 тонн лапок от птицефабрики «Рефтинская». Смешные цифры. Такая же ситуация и с разрешенным экспортом молочной продукции: из 10 одобренных производителей пока «отстрелялся» лишь «МИЛКОМ», отправив в Суйфэньхэ все те же пробные 50 тонн молока.
Китайская сторона тоже не спешит: три месяца одобряет поданный ей российскими органами перечень 23 экспортеров молочной продукции из России. Правда, обещает опубликовать его на сайте Главного таможенного управления КНР до конца апреля.
По другим рынкам дела обстоят не лучше. Если взять материалы российских сми, пишущих об экспорте продукции АПК в Китай, то пока в них преобладает будущее время. Новостью становится уже то, что какой-то производитель намерен поставлять в КНР свою продукцию. Или встретился во время бизнес-миссии с китайским импортером и тот благосклонно отозвался о его продукции. Доходит до смешного. Читаешь заголовок: «Крымское вино будут поставлять в Китай». А оказывается, что поставлять вино будет один производитель. И не в Китай, а в посольство РФ в Китае. Невольно каждую такую новость уже открываешь с предубеждением. Читаешь, например, о том, что Красноярский край «досыта накормил Китай медом», а потом смотришь статистику и видишь, что в 2018 году была всего одна поставка красноярского меда в КНР.
Между тем, китайские сми пестрят заголовками: «Саудовский бройлерный экспорт в Китай вырос на 3%», «Импорт молока из Азербайджана увеличился на 7%», «Белоруссия отправила в Китай пятый контейнерный поезд с молочной продукцией», «Китайский импорт свинины растет», «Правительство Афганистана договорилось о поставках в Китай пшеницы», «Вырос импорт говядины и баранины из Канады» и т.д. Видимо, не стоит обольщаться и думать, что российские продукты в Китае всегда и везде ждут с распростертыми объятиями. Экспорт — трудный путь, и конкурирует Россия здесь со всем остальным миром, который точно так же мечтает о китайском рынке. Хотя рынок этот действительно огромен и места на нем должно хватить всем. Если трудиться. И преодолевать множество барьеров. Среди которых и издержки прежнего опыта, и подорванное доверие к российским продуктам.
Простой пример. Пока российские чиновники пишут о впечатляющих перспективах экспорта детского питания в Китай, а один из крупных российских производителей вкладывает миллионы юаней в рекламу в КНР, главная газета Хэйлунцзяна Harbin Daily публикует большой материал о важности особо строгой проверки российских детских смесей. А неделей ранее другой журналист из Хэйлунцзяна пишет о том, как не стать жертвой российского нелегального бизнеса, завозящего в магазины и на рынки Харбина некачественные продукты. Как видим, легальному российскому экспорту в сфере АПК приходится бороться еще и с негативным имиджем, и здесь он «обязан» перекупщикам и китайским «помогайкам», усилиями которых в магазины Северного Китая нередко попадает продукция сомнительного качества.
Конечно, не все так плохо. С мертвой точки все давно сдвинулось. «Русагро» открыла «дочку» в Китае. Совсем скоро китайцы построят речные терминалы для импорта сои и зерновых из Приморья. Китайские компании открывают в России совместные и 100%-но китайские предприятия по производству продуктов питания. В 2018 году экспорт в Китай впервые с 2006 года превысил импорт (правда, не стоит забывать о доле сырья). О необходимости развивать импорт российских товаров в Китае говорят на самом высоком уровне и даже пишут в «Жэньминь жибао». Так что перемены грядут. Кто знает, может, совсем скоро вместо заголовков «Россия стала сырьевой кладовой Китая» мы прочтем о том, что Москва — крупнейший поставщик продуктов питания для Пекина. А пока доля российского экспорта в импорте Китая составляет около 2%. Вместе со всей нефтью.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Китай приглашает на выставки в первом полугодии 2025 года
Фото Анатолия Якимова

Китай славится своими выставками промышленного производства. Ежегодно на территории страны проходит несколько сотен подобных мероприятий. Посольство КНР опубликовало перечень крупных выставочных мероприятий на 2025 год.

Перечень разделен на отрасли: наука, образование, высокие технологии и медицина; нефтяная, газовая, угольная и химическая промышленность; энергетика, энергоэффективность, возобновляемые источники энергии, экология; строительство и строительные материалы; транспорт; электроника, информационные технологии и телекоммуникация; лесное хозяйство и озеленение; сельское хозяйство и пищевая промышленность; торговля, инвестиции, туризм.

Самые крупные разделы посвящены промышленности, энергетике и сельскому хозяйству.

Анатолий Якимов
Две пенсионерки пытались вывезти 10 нефритовых браслетов в Китай
Фото пресс-службы Читинской таможни

Десять незадекларированных браслетов из необработанного нефрита обнаружили сотрудники таможенного поста Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск». Контрабанду пытались провезти две пенсионерки 61 и 67 лет в багаже.

Сотрудники таможенного поста МАПП «Забайкальск» спросили у пожилых туристок, направляющихся в Маньчжурию о вещах, подлежащих обязательной декларации. Пенсионерки ответили отрицательно. Однако в хорде досмотра у них обнаружили по пять браслетов, изготовленных из природного камня.

Анатолий Якимов
В этом году «Зона модных игрушек» дебютирует на выставке Toy & Hobby China
Фото предоставлено организаторами выставки

С 7 по 9 апреля будет проходить 37-я Шэньчжэньская международная выставка игрушек и образования Toy & Hobby China. До этого она называлась Toy & Edu China. Организаторы объяснили, что это связано с новой концепцией, которая отражает современные тренды китайского рынка игрушек, включая коллекционный сегмент.

Рынок модных игрушек Китая к 2026 году вырастет на 24% и превысит 110 миллиардов юаней. Ожидается, что к 2030 году число потребителей модных игрушек в Китае достигнет 49 миллионов человек.

Редакция
Водителей-дальнобойщиков предупредили о мошенничестве с визами в Китай
Фото с сайта unsplash.com

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков предупредила об учащении случаев с мошенничеством при оформлении виз в Китай типа «С» для водителей-дальнобойщиков. «Жертв» мошенники находят в сети интернет. Об этом сообщает сайт организации.

Недобросовестные лица обещают оформить китайские визы для перевозчиков в Москве, что в настоящее время не предусмотрено.

– Документы для получения водительских виз категории «С», предназначенных для членов экипажа автотранспортных средств, возможно подать только в четырех городах России: Хабаровске, Иркутске, Владивостоке и Екатеринбурге, – предупредили в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков.

Анатолий Якимов
Где купить тканевую обувь в Китае
Фото с сайта chinanews.com

Район Яньши города Лоян провинции Хэнань Центрального Китая славится изготовлением тканевой обуви. Продукцию поставляют в 50 стран мира. Об этом рассказали журналисты сайта Хуаньцюван.

Обувные фабрики района Яньши работают в усиленном режиме. До Нового года по китайскому календарю нужно успеть пошить модели весенней коллекции для внутреннего рынка. С октября по декабрь рабочие выпускали обувь на экспорт. Фабрика «Шуанлун» 80% продукции отправляет в Россию, Корею, Индию и другие страны.

Анатолий Якимов
Япония ограничила экспорт ножей, вилок и еще 330 товаров в Россию
Фото с сайта unsplash.com

335 наименований для экспорта в Россию ограничила Япония. При этом, некоторые позиции из перечня возможно импортировать при определенных условиях. Chinalogist изучил, что разрешено ввозить из страны восходящего солнца.

В перечень товаров, которые нельзя экспортировать в Россию из Японии кроме деталей и запчастей для спецавтомобилей, мотоциклов и скутеров, велосипедов, звуковой аппаратуры и бытовой техники – стиральных машин и пылесосов вошли ножи и вилки, ножи для разделки рыбы, щипцы для сахара и лопатки для тортов. Кроме того, под ограничения попали портативные фонари и машинки для самокруток, мечи и стрелы, оборудование для подачи световых и звуковых сигналов, линейные изоляторы и многое другое.

Анатолий Якимов
Импорт из Маньчжурии в Россию вырос на 44% в 2024 году
Фото пресс-службы Читинской таможни

Товарооборот между городом Маньчжурии и Россией в 2024 году составил 124,27 миллиарда юаней. Это больше на 37%, чем в 2023 году. Информацию предоставила Таможня приграничного города.

Импорт из Маньчжурии в Россию в 2024 года составил 80,08 миллиарда юаней, что на 44% больше показателей предыдущего года. Экспорт из РФ в приграничный город составил 44,2 миллиарда юаней. Прирост к 2023 году составил 25,8%.

При этом, товарооборот таможенной зоны Маньчжурии и России составил 89,6%. Второе место занимает Монголия. Общий товарооборот в прошлом году составил 138,65 миллиарда юаней. Это больше на 39% чем в 2023 году. Импорт составил 90,28 миллиарда юаней – на 47,6% больше предыдущего года, а экспорт – 48,37 миллиарда юаней. Рост составил 25,5%.

Анатолий Якимов
Какие бренды КНР популярны в России и не только

Доля китайских брендов в 2024 году в объеме экспорта выросла на 0,8% и достигла 21,8%. Все чаще автомобили, смартфоны и экшен-камеры из КНР становятся частью повседневной жизни зарубежных пользователей. Сайт «Хуаньцюван» выяснил лидеров среди брендов Китая.

Панорамная камера Insta360

80% выручки бренда Insta360 поступает из-за рубежа. Продукцию продают в 200 странах. Компания Insta360 на протяжении шести лет занимает лидирующие позиции на мировом рынке, доля которого составляет 67,2%.

Эксперты отмечают, что на успех бренда повлияло правильное рыночное позиционирование, надежные каналы сбыта, локализованный маркетинг, послепродажное обслуживание и сильный имидж компании.

Анатолий Якимов
Экспорт мяса из России в Китай вырос на 14% в 2024 году
Фото Анатолия Якимова

Китай закупил в России в 2024 году мяса на 560 миллионов долларов США. Это на 14% больше, чем в предыдущем году. Об этом сообщает «Агроэкспорт».

По экспорту мяса в КНР Россия занимает первое место. Второе место у Саудовской Аравии, третье – у Белоруссии. По итогам года экспорт мяса и субпродуктов вырос на 24% и составил 1,7 миллиарда долларов США.

48% пришлось на мясо птицы, 37% – свинину, 14% – говядину. Ожидается, что к 2030 году экспорт мяса увеличится до 3,6 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Где купить обогреватели в Китае
Фото с сайта unsplash.com

Город Цыси в провинции Чжэцзян расположен на востоке Китая, известен как «столица мелкой бытовой техники». Большинство обогревателей, экспортируемые в Россию, выпускают здесь.

По информации портала «Жэньминь жибао» онлайн», за 11 месяцев 2024 года из Цыси за рубеж отправили обогревателей на 3,44 миллиарда юаней. Экспорт составил 24,9% от общего объема обогревателей, вывезенных из Китая.

Потребители высоко ценят китайскую продукцию за ее многофункциональность, компактность и оптимальное соотношение цены и качества. Высоким спросом пользуются USB-грелки для рук и ног, обогревающие шарфы и термогрелки. Многие покупатели покупают такие устройства на подарки к праздникам.