Елена Венгерская
Экспорт

Завоюют ли российские продукты китайские рынки?

О необходимости развивать несырьевой экспорт сейчас говорят из каждого утюга, но на ум все чаще приходит название шекспировской комедии. Пока глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев озвучивает российские мечты войти в десятку экспортеров продукции АПК, китайские товарищи воспринимают российские продукты сдержанно. На днях десятки сми КНР опубликовали итоги разборок: соответствующие ведомства оправдывались перед всем Китаем, отвергая обвинения в распространении АЧС путем завоза зараженного мяса из России. Мол, все это грязные инсинуации и Китай никакой свинины в России не покупает (и это правда). Мы же с надеждой пишем о том, что «экспорт молока и курятины открывает дорогу свинине и говядине». Думается, что подобного ждать придется еще довольно долго.
Российский экспорт раскручивается медленно. Список из 23 одобренных на экспорт в Китай российских птицефабрик появился на сайте Главного таможенного управления КНР еще в декабре, а недавно был пополнен еще семью производителями. Но в Китай пока отправлены лишь две пробные партии российской курятины: 54 тонны крылышек от «Брянского бройлера» и 50 тонн лапок от птицефабрики «Рефтинская». Смешные цифры. Такая же ситуация и с разрешенным экспортом молочной продукции: из 10 одобренных производителей пока «отстрелялся» лишь «МИЛКОМ», отправив в Суйфэньхэ все те же пробные 50 тонн молока.
Китайская сторона тоже не спешит: три месяца одобряет поданный ей российскими органами перечень 23 экспортеров молочной продукции из России. Правда, обещает опубликовать его на сайте Главного таможенного управления КНР до конца апреля.
По другим рынкам дела обстоят не лучше. Если взять материалы российских сми, пишущих об экспорте продукции АПК в Китай, то пока в них преобладает будущее время. Новостью становится уже то, что какой-то производитель намерен поставлять в КНР свою продукцию. Или встретился во время бизнес-миссии с китайским импортером и тот благосклонно отозвался о его продукции. Доходит до смешного. Читаешь заголовок: «Крымское вино будут поставлять в Китай». А оказывается, что поставлять вино будет один производитель. И не в Китай, а в посольство РФ в Китае. Невольно каждую такую новость уже открываешь с предубеждением. Читаешь, например, о том, что Красноярский край «досыта накормил Китай медом», а потом смотришь статистику и видишь, что в 2018 году была всего одна поставка красноярского меда в КНР.
Между тем, китайские сми пестрят заголовками: «Саудовский бройлерный экспорт в Китай вырос на 3%», «Импорт молока из Азербайджана увеличился на 7%», «Белоруссия отправила в Китай пятый контейнерный поезд с молочной продукцией», «Китайский импорт свинины растет», «Правительство Афганистана договорилось о поставках в Китай пшеницы», «Вырос импорт говядины и баранины из Канады» и т.д. Видимо, не стоит обольщаться и думать, что российские продукты в Китае всегда и везде ждут с распростертыми объятиями. Экспорт — трудный путь, и конкурирует Россия здесь со всем остальным миром, который точно так же мечтает о китайском рынке. Хотя рынок этот действительно огромен и места на нем должно хватить всем. Если трудиться. И преодолевать множество барьеров. Среди которых и издержки прежнего опыта, и подорванное доверие к российским продуктам.
Простой пример. Пока российские чиновники пишут о впечатляющих перспективах экспорта детского питания в Китай, а один из крупных российских производителей вкладывает миллионы юаней в рекламу в КНР, главная газета Хэйлунцзяна Harbin Daily публикует большой материал о важности особо строгой проверки российских детских смесей. А неделей ранее другой журналист из Хэйлунцзяна пишет о том, как не стать жертвой российского нелегального бизнеса, завозящего в магазины и на рынки Харбина некачественные продукты. Как видим, легальному российскому экспорту в сфере АПК приходится бороться еще и с негативным имиджем, и здесь он «обязан» перекупщикам и китайским «помогайкам», усилиями которых в магазины Северного Китая нередко попадает продукция сомнительного качества.
Конечно, не все так плохо. С мертвой точки все давно сдвинулось. «Русагро» открыла «дочку» в Китае. Совсем скоро китайцы построят речные терминалы для импорта сои и зерновых из Приморья. Китайские компании открывают в России совместные и 100%-но китайские предприятия по производству продуктов питания. В 2018 году экспорт в Китай впервые с 2006 года превысил импорт (правда, не стоит забывать о доле сырья). О необходимости развивать импорт российских товаров в Китае говорят на самом высоком уровне и даже пишут в «Жэньминь жибао». Так что перемены грядут. Кто знает, может, совсем скоро вместо заголовков «Россия стала сырьевой кладовой Китая» мы прочтем о том, что Москва — крупнейший поставщик продуктов питания для Пекина. А пока доля российского экспорта в импорте Китая составляет около 2%. Вместе со всей нефтью.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Китай наращивает импорт российской гречихи: рост поставок почти вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт гречихи из России в 2024/2025 сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 280 тысяч тонн, что на 8,4% превышает показатели предыдущего года, а по сравнению с 2022/2023 годом объем поставок вырастет в 2,5 раза, свидетельствуют данные маркетингового исследования АБ-Центр.

Анатолий Якимов
Финансы
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Импорт
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Импорт
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.

Редакция
Оптимизация затрат при импорте из Китая — бесплатный онлайн-семинар 2 июля

АО «ВЭД Агент» совместно с порталом Chinalogist.ru приглашает предпринимателей и специалистов на бесплатный онлайн-вебинар, посвящённый оптимизации расходов при поставках оборудования из Китая. Мероприятие состоится 2 июля в 11:00 по московскому времени в формате онлайн.

В ходе вебинара руководитель отдела сборных перевозок АО «ВЭД Агент» Михаил Макаренко расскажет, как правильно выбирать поставщиков, чтобы избежать скрытых платежей, снизить затраты на логистику и таможенное оформление, а также вести переговоры с китайскими партнёрами для получения выгодных условий без потери качества. Кроме того, будут обсуждены альтернативные рынки закупок и представлены реальные кейсы компаний, сэкономивших до 30% на поставках.

Участие бесплатное, но количество мест ограничено. Для регистрации необходимо перейти по ссылке.

Анатолий Якимов
Экспортные перевозки в Китай через РЖД: рост грузопотока и рекорд по удобрениям
Фото Анатолия Якимова

За январь–май 2025 года объем грузоперевозок через железнодорожные погранпереходы между Россией и Китаем достиг 16,9 миллиона тонн, что на 0,9% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Об этом сообщили в пресс-службе ОАО «РЖД».

Анатолий Якимов
Реализация немаркированных остатков легпрома может продолжаться до марта 2026 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг России предложил продлить срок реализации немаркированных остатков товаров легкой промышленности до 31 декабря 2025 года. В настоящее время по действующим правилам продажа немаркированных остатков разрешена только до 31 июля 2025 года, а маркировка таких остатков должна быть завершена до 31 октября 2025 года. Однако в министерство поступали обращения от представителей малого и среднего бизнеса с просьбой продлить эти сроки, что ведомство считает целесообразным.