Слово Эксперта
Импорт

Артем Лукашев о создании сильного бренда. Часть 1

Сегодня наш гость — Артем Лукашев, основатель и идейный вдохновитель украинского бренда «Мирта». Мы задали ему несколько вопросов о его бренде и о работе с Китаем.
– С чего вы начинали, к чему идете?
Задумали мы наш бизнес в 2009 году, а в 2010 году уже стали продавать продукцию под брендом «Мирта» в Украине. В июле будет 11 лет. Начинали с простой идеи — покупать какую-то технику подешевле и продавать подороже. В процессе работы идея трансформировалась в то, чтобы строить бренд, вкладываться в его развитие, что влечет за собой более долгосрочную стратегию, некую капитализацию и большие доходы. Что на практике оказалось не совсем так, особенно с нынешней ситуацией. А до этого были 2014-2015 годы, которые тоже внесли свои коррективы.
– Как вы отбираете поставщиков? Как работаете с качеством?
У нас 80% ассортимента из Китая, около 20% приходится на Турцию и совсем немножко — на Германию. Когда мы только начинали, мы были, наверное, первой компанией в Украине, которая вышла на рынок, сказав, что она является украинским брендом с производством в Китае. На тот момент было модно называть себя американскими брендами, европейскими брендами, придумывать легенды, скрывать и вуалировать производство в Китае, писать Made in PRC или Made in for EUROPE, лепить немецкие или итальянские флажки. Тем самым компании считали, что убирали негативный фон. Мы фокусировались не на этом. Мы фокусировались на адекватном качестве. Китай — разный, и здесь возможно любое качество по любой цене. И от нас как от брендодержателя на 100% зависит, продукт какого качества мы предоставим потребителю. На нас лежит ответственность за качество. Если сначала мы конкурировали исключительно по цене, то чем больше мы углублялись в эту тему, тем больше понимали, что выбор у нас достаточно большой. И хотя фактически мы не имеем своих фабрик, своих технических лабораторий, это не играет роли, потому что выбор из сотен заводов дает возможность взаимодействовать со всеми ними, получая в итоге то, что нужно тебе. В Китае мы работали примерно с 200 поставщиками.
Каким образом мы работаем с выбором фабрик и с качеством? У нас сформировались определенные стандарты. Допустим, можно приобрести блендер за $4 и за $14. Мы раскладываем его на составляющие и собираем продукт, нужный нам, из компонентов. Начиная с того, какого качества пластик мы будем использовать в нашем блендере, будет ли он первичным или вторичным, произведенным в Китае или в Корее, какой мощности будет мотор, какая у него будет обмотка и т.п. Та же обмотка может быть алюминиевой, медной, алюминиевой, подкрашенной под медь и т.п. Важен также вес обмотки. Далее мы смотрим на то, какой металл используется в нашем блендере, какие аксессуары мы туда добавляем, из чего они будут сделаны. Все это формирует цену производства, себестоимость в Китае. Плюс логистическая составляющая. Формируется наша себестоимость и цена продажи. На каждый продукт имеется паспорт, где детально прописано, какие компоненты должны в нем быть и какого качества. Такие стандарты сформировались не сразу, начинали мы не так. Но в итоге, с опытом, начали составлять каталог требований, паспорт продукта, по которому мы взаимодействуем с китайцами. Тем самым мы обеспечиваем понятное для нас качество. Мы понимаем, за что платим. Главное, не выйти за тот предел, где работа по снижению цены начинает сказываться на качестве. Вариантов много. У тех же мультиварок на одной плате управления (а это ключевой компонент) может быть разбег до $3. Функционал будет таким же. Но срок службы, качество платы будет сильно отличаться.
– Вы, конечно же, посещали Китай, приезжали на Кантонскую ярмарку, которая уже третий раз проходит онлайн. Вы работаете с онлайн-выставкой?
Я не представляю, как качественно начать этот бизнес в данное время: нельзя сравнивать посещение выставки лично и онлайн. Мы онлайн-выставкой не пользуемся. Но нам это просто сделать: мы знаем абсолютно всех производителей, присутствующих на Кантонской ярмарке. Все же 10 лет на рынке. А до этого также был опыт общения с китайцами и посещения Кантона. Поэтому не только мы всех знаем, но и нас все знают. И взаимодействие происходит в обход онлайн-выставки.
Посещения выставки физически очень не хватает. Кантонская выставка очень важна. Есть несколько задач, которые она закрывает. Не только «покажите каталог», не только выбора продукта. Во-первых, это площадка для встречи face to face со всеми текущими, потенциальными и даже бывшими поставщиками. Я здесь секрета не открою: в бизнесе с Китаем все зависит от того, насколько хорошо и качественно вы умеете строить личные отношения. А для этого нужны встречи. С партнерами желательно проводить время не только на выставке, но также приглашать на ужин, общаться обо всем на свете, а не только о бизнесе. Во-вторых, Кантонская ярмарка — это возможность увидеть какие-то новинки в живую, что сложно сделать онлайн: то, что вы держите в руках и то, что видите онлайн — может очень сильно отличаться. Затем, на Кантоне нужно сделать срез по ценообразованию со всеми без исключения: с кем работаете и с кем не работаете. Выяснение текущих цен позволяет видеть тренд: цены стабильные, цены растут или падают. Очень важно понимать, почем покупают ваши конкуренты у других фабрик, чтобы, базируясь на этом, выстраивать переговорный процесс со своими фабриками. Когда вы понимаете, например, что везде цена идет вниз, вы тоже можете говорить об этом со своим поставщиком, независимо от того, насколько долго и удачно вы с ним работаете. Если цена растет — то же самое: можно ли этот рост придержать, можно ли его чем-то компенсировать. Это, конечно, можно делать онлайн, и мы сейчас так и делаем. Но это возможно только тогда, когда у тебя есть определенный опыт, наработки, ты всех знаешь и чувствуешь себя в этой ситуации как рыба в воде. Если же новый человек заходит на рынок, то КПД онлайн-выставки очень низкий. На мой взгляд, это делается для того, чтобы просто что-то делать.
– Как вы отслеживаете конкурентов? Вы на них ориентируетесь?
Есть конкуренты, которые идут далеко впереди. Они старше, опытнее, больше. За ними интересно наблюдать. Например, у вас в России есть бренд Polaris. Я очень высоко оцениваю то, что они делают. Это хороший пример бренда, на который можно ориентироваться. Мне нравится его стратегия, мне нравится, что они делают, как они подходят к продукту. Эволюция бренда понятна. Мы очень похожи. Мы намного позже начали, но, тем не менее, шли одними путями. Polaris тоже начинал с недорогой техники. Видно, что ассортимент формировался через боль. От какого-то полнейшего винегрета до отказа от вещей, которые не приносят прибыль. Как в матрице Бостонской группы: «трудные дети» и «дойные коровы». Когда ты все раскладываешь и понимаешь, что у тебя есть очень классные продукты, которыми прикольно торговать: sales-менеджеры любят это делать, а категорийные менеджеры любят такие продукты заказывать, и даже есть какая-то gross margin, но, по факту, денег такие продукты не приносят, потому что все съедает сервис, стоимость хранения и стоимость денег, вложенных в сток и т.п. И когда это все вычищается, выкристаллизовывается определенный ассортимент, плюс появляется какое-то видение, какой-то свой стиль (который появляется далеко не сразу), и тогда это начинает походить на реально классный бренд. И очень заметно у Polaris желание быть брендом среднего и среднего плюс сегмента. Потому что есть другой пример: Scarlett, который за 20 лет не имел амбиций быть премиум брендом, работая в самом низком ценовом сегменте. И не переживают по этому поводу. Это тоже стратегия.
У нас в Украине немного другая ситуация. У нас нет такого бренда, как Polаris, нет такого бренда, как Redmond. В Украине все локальные бренды работают в среднем минус и базовом сегменте. Не видно, чтобы кто-то стремился конкурировать с А-брендами. В России домашние бренды более агрессивно себя ведут. И даже если смотреть по GfK, то основные доли занимал Polaris, занимал Vitek. Я давно уже не видел российского GfK, но я точно знаю, что domestic brands в России держат лидерство. В Украине не так. В Украине держат лидерство А-бренды. Наша стратегия — выходить в средний – средний плюс сегмент. И мы этой стратегии не изменяем, несмотря на коронакризис. Путь этот извилистый, но точку фокусировки мы продолжаем держать. Потому что я не вижу для себя других вариантов, кроме как выстраивать сильный бренд, надеясь на то, что рынок начнет расти. Идти к тому, чтобы капитализировать свой бренд. Расти и растить стоимость бренда в глазах потребителей — наша цель. Что не так много конкурентов в Украине реально делают.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Затоваренность и падение рентабельности: как импорт из Китая влияет на российский рынок спецтехники
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский рынок дорожно-строительной техники ожидает рост импорта спецтехники из Китая. Это должно произойти в ближайшее время. Причина – корреляция ставки утилизационного сбора с 1 января 2026 года на 15%.

Анатолий Якимов
Рост тарифов и новые ограничения: что ждет импортные перевозки из Китая в Россию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 15 августа в Китае вступают в силу новые регуляторные требования, которые усложнят логистику между Россией и Китаем. Теперь грузоотправители, без экспортной лицензии, не могут организовать отгрузку, что создает дополнительные расходы, особенно для небольших предприятий. Если расходы оплачиваются международными агентствами в размере 1–2% от стоимости груза, импортерам следует более тщательно проверять наличие реальных экономических трудностей у поставщиков.

Анатолий Якимов
Российские бренды покоряют Китай: фестиваль-ярмарка «Сделано в России» состоится в Пекине 28-30 августа
Фото с сайта «Сделано в России»

Фестиваль-ярмарка «Сделано в России» пройдет в деловом центре Пекина с 28 по 30 августа. Мероприятие приурочено к празднованию китайского Дня влюбленных – Циси. Организаторы – Российский экспортный центр – ожидают, что в этом масштабном событии будут участвовать более 40 компаний из 26 регионов России, выпускающие свыше 500 наименований продукции: продукты питания, косметику, сувениры и изделия народных промыслов. Фестиваль-ярмарка будет проходить в торгово-развлекательном комплексе Solana ShoppingPark в Центральном деловом районе столицы Китая.

Анатолий Якимов
Россия наращивает экспорт леса в Китай: за полгода отправлено около 140 тысяч кубометров
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За семь месяцев 2025 года в России выдали и переоформили более 6300 фитосанитарных сертификатов на экспорт лесопродукции. Инспекторы Россельхознадзора оценили качество пиломатериалов, деловой древесины и других лесоматериалов в общем объеме около 331 тысячи кубических метров, направленных в 12 стран, включая Китай, на долю которого приходится 42% этого объема или 139,2 тысячи кубических метра.

Анатолий Якимов
Фугглер и Вакуку – ответ китайской Лабубу: новые вирусные коллекционные игрушки в России
Коллаж из фото с сайта babycity.ee

Во второй половине июля в России резко вырос интерес к коллекционным игрушкам Фугглер и Вакуку. Продажи на маркетплейсах увеличились втрое, превысив 750 штук. При этом поисковые запросы выросли в 2,5 раза – с 1000 до 2500. Это связано с влиянием тренда на нестандартные «странные» игрушки, которые изначально стартовали с популярности куклы Лабубу.

Анатолий Якимов
Падение энергорынка и сложности поставок «заморозили» рост торговли между РФ и Китаем
Фото пресс-службы Западно-Сибирской железной дороги

В январе–июле 2025 года объем двусторонней торговли между Китаем и Россией сократился на 8,1% в годовом исчислении, составив 125,8 миллиарда долларов США. Импорт товаров из КНР в Россию сократился на 8,5% до 56,23 миллиардов долларов США, в то время как экспорт российских товаров в КНР сократился на 7,7% до 69,57 миллиардов долларов США. Такие данные приводит Главное таможенное управление Китая.

Анатолий Якимов
Российская морепродукция в Китае: новые компании и рост экспорта
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российские компании регулярно экспортируют рыбную продукцию в Китай. В Поднебесной одобрили новые производственные объекты и суда из России, которые могут поставлять рыбу и морепродукты в страну. Объемы экспортируемой в КНР продукцию обеспечивают положительную динамику, несмотря на общие изменения на рынке.

Анатолий Якимов
Россия вошла в тройку крупнейших торговых партнеров крупного города Цинхай в 2025 году.
Фото: Baycrest/wikimedia.org

Россия по итогам первого полугодия 2025 года стала третьим крупнейшим торговым партнером китайской провинции Цинхай, расположенной на северо-западе КНР. Товарооборот между РФ и провинцией Цинхай достиг 260 миллионов юаней, уступив только Венгрии и Малайзии. Это обеспечило устойчивую стабильность экономических связей. Совокупный внешний торговый оборот за первые шесть месяцев года составил 3,59 миллиарда юаней — рост на 57,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а экспорт увеличился более чем в два раза. Этот фактор позволяет Цинхаю занять лидирующие позиции в Китае по темпам роста внешней торговли и экспорта.

Анатолий Якимов
Китай сохранит лидерство среди торговых партнеров России в 2025 году
Фото пресс-службы ФТС России

В первом полугодии 2025 года товарный экспорт из России составил 195,5 миллиардов долларов США, что на 6% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. При этом импорт вырос на 1% и достиг 131,6 миллиарда долларов США. Об этом рассказал глава Федеральной таможенной службы Валерий Пикалёв в интервью РБК.

Анатолий Якимов
Экспорт российских консервированных огурцов в Китай составил 300 тысяч долларов США
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский экспорт консервированных огурцов и корнишонов в первом полугодии 2025 года вырос на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С января по июнь из России вывезли 4,5 тысячи тонн консервированных огурцов на сумму свыше 5 миллионов долларов США. В стоимостном выражении увеличение составило 49%, годом ранее было 3,5 миллиона долларов США. Основными импортерами этой продукции стали Беларусь, Казахстан, Китай, Израиль и Абхазия. При этом Китай занимал третье место по стоимости закупок — около 300 тысяч долларов США.