Слово Эксперта
Экспорт

Лидером в экспорте муки в Китай стала Украина: кто и кому так успешно поставляет муку?

Максим Шпигунов
Ярослав Попов
1. Экспорт муки в Китай из Украины в 2017 году превысил российский
Как мы писали ранее, за последние годы объемы поставок российской муки в Китай существенно выросли, и продолжают расти – за 3 квартала 2017 года российско-китайскую границу пересекло 70,7 тыс. тонн пшеничной и ржано-пшеничной муки (код ТН ВЭД – 110100), что в 2 раза превышает показатель за аналогичный период 2016 года.
Но на российских поставщиках в Китае свет клином не сошелся. Главный конкурент России на китайском рынке импортной муки сейчас – это Украина, общий объем поставок которой (и с таможенным оформлением в Китае, и без) превысил российский, составив 72,1 тыс. тонн за 1-3 кварталы 2017 года. При этом доля муки, которая импортируется в Китай из Украины, составляет 38%, в то время как у России – всего 17,5%.
2. Украина сместила Россию с 1-го места в рейтинге стран-экспортеров.
Еще в конце 2015 – первой половине 2016 доля России в официальном импорте Китая составляла 60-70%. Но в 2017 году доля РФ сократилась до 21-25%, а доля Украины – выросла до 43% во 2-м квартале, а в 3 квартале 2017 года Украина обеспечила больше половины всего официального объема импорта муки в Китай.
В нашей предыдущей статье мы писали, что для официального импорта муки импортеру в КНР необходимо пройти сертификацию – каждая партия проверяется на соответствие стандартам GB (китайские аналоги ГОСТов). Помимо этого, мука является стратегически важным для экономической безопасности страны ресурсом, и поэтому попадает под импортные квоты (разрешенный объем от государства). Импортеры, имеющие квоту, платят таможенную пошлину в 6%, а остальные вынуждены отдавать в казну все 65%.
То, что украинские компании ввезли такое количество муки официально,означает, что все эти поставки прошли сертификацию и проверку на китайской стороне, и более того – были импортированы китайскими компаниями, получившими квоты на ввоз этого стратегически важного для страны ресурса. Другими словами, контракты между украинскими компаниями и китайскими аккредитованными импортерами – это то, чем обеспечиваются такие объемы официального импорта муки в Китай.
3. В чем причины роста украинского экспорта и на что стоит обратить внимание российским экспортерам муки в Китай
Такие существенные объемы официального импорта не возникают сами по себе. За долей 55% в официальном объеме импорта муки в Китай в 3-м квартале 2017 года стоят средства, вложенные в сертификацию товара и заключение соглашений с китайскими партнерами, обладающими преференциями.
Но усилия компаний редко дают результаты при отсутствии благоприятствующей конъюнктуры рынка. У Украины и Китая нет общих границ, и их разделяют почти 8 часов на самолете, но при этом таможенная статистка демонстрирует успехи украинских компаний в торговле с Китаем.
Также интересным является тот факт, что в период наиболее бурного роста объемов официального импорта украинской муки в Китай, ее средневзвешенная контрактная цена* находилась на уровне, сопоставимым с таможенной ценой российской муки.
* Под средневзвешенной контрактной ценой понимается средневзвешенная цена всех поставок за конкретный период (стоимость импорта/объем импорта) по данным официальной таможенной статистики Китая.
Отсутствие у украинской муки существенного преимущества по цене перед российской может говорить о том, что, либо она обладает лучшими качественными характеристиками, либо у украинских компаний есть некий ноу-хау по работе с Китаем, которым пока не обладают российские экспортеры.
Для тех кому важно и интересно расширение экспорта муки в Китай было бы полезно получить ответы на следующие вопросы:
  • Кому поставляют муку украинские экспортеры? Как они находят импортеров с необходимыми квотами?
  • Чем украинская мука привлекает китайских закупщиков?
  • Есть ли у украинской муки преимущества по качеству, и если да, то каковы они?
Авторы: Максим Шпигунов, Ярослав Попов
MARKUS, аналитическое агентство
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Елена Каспирович
Финансы
100 рублей за доллар — это больно или нормально?
Фото: скриншот с сайта ЦБ РФ

Как же сделать, чтоб всем было хорошо? Ответ на этот вопрос знает Герман Греф

Редакция
Таможня
Таможенная страда накануне 1 декабря
Фото пресс-службы Читинской таможни

Некоторые таможенные посты, в том числе, Сибирский ЦЭД объявили о работе до конца ноября в круглосуточном режиме и без выходных

Елена Каспирович
«Точки роста» российского экспорта в Китай
Фото с сайта Freepik

Российский экспорт в Китай может вырасти не только за счёт сельхозпродукции, но и IT-услуг

Елена Каспирович
Упрощение торговли обсуждается на VI Российско-Китайском форуме предпринимателей в Сиане (КНР)
Фото из Telegram-канала Бориса Титова

Около 500 представителей деловых кругов и государственных органов двух стран собрались на форум, организованный Российско-Китайским Комитетом дружбы, мира и развития (РККДМР) при поддержке Народного правительства провинции Шэньси (КНР).

Елена Каспирович
Рекордный рост грузооборота на МАПП Забайкальск
Фото пресс-службы Читинской таможни
Редакция
С днем бухгалтера: признание мастерам финансовой логистики и ВЭД
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Уважаемые читатели, партнеры и коллеги примите самые искренние поздравления с Днем бухгалтера!

Елена Каспирович
ЧП на Урале, поезда задерживаются

Из-за возгорания цистерн с топливом повреждены мост и 400 метров путей

Фото пресс-службы РЖД
Елена Каспирович
Фискальные новости и падение импорта электроники
Фото с сайта Freepik.com

Законопроект о введении технологического сбора за ввоз или производство продукции с электронной компонентной базой принят Госдумой во втором чтении.

Елена Каспирович
Китай ужесточает экспорт автомобилей с 1 января 2026

Нововведение нацелено на борьбу с продажами новых автомобилей под видом «б/у»

Фото с сайта Freepik.com
Елена Каспирович
Импорт авто: растаможь меня, если сможешь, до 1 декабря
Фото пресс-службы Уссурийской таможни

Около 1000 автовозов с более чем 5 тысячами автомобилей, 4 из которых были оформлены для физлиц, перевезено с начала ноября через автомобильные пункты пропуска Приморского края, сообщает Уссурийская таможня. Это почти в 4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.