Слово Эксперта

Логистика экспорта. Часть 1

Анна Андрющенко, руководитель отдела АО «ВЭД Агент», эксперт-практик по импорту и экспорту, 12 декабря на красноярской конференции «Перезагрузка экспорта» рассказала о логистике экспортных поставок. Компания «ВЭД Агент» является лидером по агентированию ВЭД за Уралом, занимается логистикой, таможенным оформлением и российской сертификацией грузов. Представляем оцифровку мастер-класса Анны.\
Начнем с конкретного кейса. Клиент, назовем его Иван Иванович, решил продавать за границу свою кондитерскую продукцию. Перед ним сразу встает множество вопросов, как и перед любым экспортером.
Когда к нам обращаются производители с вопросами по экспорту, мы понимаем, что и трех часов для ответов на эти вопросы не хватит. И дай бог, если хотя бы половину рекомендаций предприниматели услышат и последуют им. Среди наиболее частых вопросов такие, как и куда экспортировать, где искать покупателей, как формировать цену, как привезти груз. И на последние вопросы я постараюсь ответить.
Заблуждение многих экспортеров в том, что нужно просто взять какой-то товар, загрузить машину или контейнер, вывезти этот груз куда-нибудь во Вьетнам или в Китай, а дальше уже смотреть, как оно пойдет. Как растаможится, как будет проходить реализация, будет ли товар пользоваться спросом… И уже потом делать какие-то выводы. Такой подход может закончиться плачевно. Мы знаем подобные случаи. Есть истории про шалфей, когда арестовывали людей, не узнававших заранее особенности импорта этого продукта Китаем. В КНР шалфей запрещен к ввозу как наркотик. Другие заполняли на пробу контейнер всем подряд: медом, конфетами, пряниками, мукой, маслом, водой. И везли этот контейнер в Китай…
Сначала нужно отправить какую-то небольшую партию. Даже если у вас есть реальный закупщик, которого вы проверили по всем базам, вначале нужно отправить образцы. Хотя бы для того, чтобы проверить, как отреагирует на ваш товар таможня страны экспорта. Предоставить образцы закупщику важно также для более подробного изучения им вашего товара и проведения теста его реализации.
У нас есть кейс екатеринбургской компании, которая в 2018 году на Сибирском экономическом форуме нашла закупщика в Китае, подписала контракт, отправила контейнер печенья. А закончилось это тем, что примерно 40% данной продукции были уничтожены китайской таможней в январе 2019 года. Китайская таможня обязательно делает отбор проб пищевых продуктов на содержание колоний бактерий. Эти испытания не проводились продавцом. Китайский покупатель также оказался не самым опытным в вопросах импорта и не предупредил продавца об анализе. В итоге печенье с кокосовым вкусом было уничтожено. Отправлять его обратно не имело смысла ввиду ограниченного срока годности.
Шаг 1. Отправка образцов
Образцы можно отправлять тремя способами: курьерской службой, авиа, сборной машиной или сборным контейнером. Последний способ сложен тем, что на Азию очень мало сборных отправок и стоимость транспортировки получается очень высокой. Лучше проконсультироваться по такой отправке в РЭЦ. Сборной машиной груз можно отправить в Китай до Забайкальска, далее найти машину, которая вывезет его в Маньчжурию, а уже из Маньчжурии его заберет ваш китайский покупатель. В Европу сборных отправок больше, поэтому тут меньше сложностей.
Вернемся к конфетам, которые должен отправить Иван Иванович. Мы подготовили сводную таблицу актуальных данных. Сравнили три самые популярные курьерские службы и авиадоставку.
Понятно, что выбирая курьерскую службу, вы получаете полную ответственность грузоперевозчика на всех этапах: курьер приедет к вам в офис, заберет коробочку и доставит ее до склада без вашего участия. Из нашей таблицы видно, что самой выгодной оказалась доставка образцов курьерской службой TNT. Если DHL за тот же маршрут и сроки возьмет больше 28 тыс. руб., то в TNT все обойдется вам в 6 275 руб.
Но обратите внимание на одну особенность: как будут отправлены эти образцы. Практически все курьерские службы (а DHL вообще работает только по такой схеме) будут отправлять вашу коробочку от юридического лица на юридическое лицо. Это будет коммерческая партия с необходимостью предоставления всех документов по экспорту и импорту. С импортом мы уже попадаем на полный пакет разрешительных документов, все испытания и т.п. Интересное предложение действует у Pony Express: она готова доставить 5 кг на физическое лицо. Если же вы будете отправлять 10 коробок по 5 кг, то здесь опять в лидерах TNT.
Что касается авиадоставки, то стоимость авиаперевозки здесь рассчитана исходя из тарифа. К этому нужно прибавить дополнительные расходы по доставке груза в аэропорт и за услуги аэропорта в городах отправления и назначения.
Шаг 2. Определение таможенных кодов
Необходимо также заранее узнавать, как экспортировать ваш товар из ЕАЭС и как импортировать его в другие страны. Для этого нужно определить таможенный код. В России это код ТН ВЭД. Смотрят его таможенные брокеры. Например, для конфет это код 1806900000.
Уточнив код, мы узнаем условия экспорта. Для экспорта конфет никаких специфических требований нет, никакого санитарного контроля и т.п. Чего нельзя сказать о законодательстве принимающей стороны. У любой таможни есть два лица: доброе на экспорт и злое на импорт. Точно так же если вы будете ввозить в Россию конфеты, то там будет все по полной программе: СГР ― если нет свидетельства об отсутствии ГМО, декларация соответствия и т.п. А на экспорт ничего этого не требуется. По крайней мере, для конфет. В случае других товаров, например, чаги или кедрового ореха, потребуется лицензия на экспорт, а в случае того же мороженого, например, ― ветеринарный сертификат, а в случае муки ― фитосанитарный сертификат и т.п.
Теперь по импорту российских товаров. У каждой страны есть таможенные коды. Определив китайский таможенный код для конфет по базе HS CODE, можно узнать условия импорта и уточнить список документов, которые вам потребуются.
Не пытайтесь узнавать коды самостоятельно. Даже я не рискну определять таможенные коды. Ни российские, ни тем более иностранные. Определять коды должны брокеры. Например, у нас в компании есть таможенный отдел, где работают специалисты, которые 5 лет учились по специальности «Таможенное дело», долго работали в таможне и понимают все нюансы. Определение кодов ― очень большая ответственность, брать ее на себя я вам не советую. В КНР также нужно обращаться к китайским брокерам, которые вас проконсультируют. Консультация стоит недешево: в среднем, около 500 юаней (примерно 4500 рублей) по одному таможенному коду. За эти деньги брокеры определят код и расскажут вам обо всем, что требуется для импорта этой продукции в Китае.
В ЕС также есть своя база таможенных кодов ― комбинированная номенклатура ЕС. Здесь все аналогично. Все коды примерно схожи, ведь у всех этих баз единая история. Но особенности для разных грузов, конечно, будут разными.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Где выгодно купить косметику оптом в Китае: топ кластеры и бренды 2025
Фото с сайта freepik.com

Косметика из Китая приобретает все большую популярность среди российских покупателей и предпринимателей благодаря качеству, оригинальным формулам и выгодным ценам. Chinalogist изучил вопрос о том, где купить оптом китайскую косметику и как ее доставить в Россию.

Анатолий Якимов
Импорт
Почему измерять торговлю России и Китая только стоимостью некорректно — мнение торгового представителя
Фото с официального сайта посольства России в КНР

Измерять торговлю между Россией и Китаем исключительно в стоимостном выражении — неправильный подход, заявил торговый представитель РФ в Китае Алексей Дахновский в интервью РИА Новости. Он подчеркнул, что помимо роста товарооборота важна экономическая самостоятельность России и снижение зависимости от западных санкций.

Анатолий Якимов
Импорт
Новое соглашение ФТС-ФНС: снижение издержек и запуск системы СПОТ
Фото ТГ-канала «Общественный Совет при ФТС России»

Федеральная таможенная служба (ФТС) России и Федеральная налоговая служба (ФНС) России подписали обновленное соглашение об информационном взаимодействии на совместном заседании общественных советов в Общественной палате РФ. Руководители ведомств Валерий Пикалев и Даниил Егоров отметили, что документ обеспечит оперативный обмен данными из баз ГТД, паспортов сделок и таможенных приходных ордеров, что сократит нагрузку на участников ВЭД за счет уменьшения документов в контрольных мероприятиях. Согласно официальному сайту ФТС, соглашение позволит на плановой основе актуализировать справочную информацию о налогоплательщиках и минимизировать риски «серого» импорта.

Анатолий Якимов
Импорт
Карго или белая логистика из Китая: разбираем риски и выгоду на онлайн-встрече 10 декабря

До сих пор работаете через «серые» схемы карго и теряете деньги, нервы и время? 10 декабря мы разберем, почему легальная «белая» доставка стала единственным вариантом. Узнайте из первых рук, как строить надежную логистику.

Анатолий Якимов
Финансы
Как российскому бизнесу обходить санкции платежей с Китаем в 2026 году
Фото предоставлено организаторами конференции

Санкции кардинально изменили правила международных платежей: привычные схемы перестали работать. Российские компании сталкиваются с блокировками транзакций, отказами западных банков-корреспондентов и усиленным контролем.

Анатолий Якимов
Работа
Как юрист становится стратегическим партнером бизнеса в условиях ВЭД и логистики
Фото Анатолия Якимова

Каждый день, когда российский бизнес выходит на рынки Китая или принимает груз из-за рубежа, за его спиной стоит кропотливая работа юристов. В преддверии профессионального праздника — Дня юриста, который отмечается 3 декабря, — мы поговорили с ведущими экспертами в области внешнеэкономической деятельности. Маргарита Краснова (на фото справа) и Олеся Кузьмина из АО «ВЭД Агент» рассказали о том, как изменилась роль правоведа в современной логистике, с какими вызовами сталкиваются компании при работе с Китаем и почему сегодня юрист — это не просто «галочка» в документах, а стратегический партнер для успешного бизнеса.

Анатолий Якимов
Забайкалье и Хэйлунцзян: строительство логистического комплекса для транзита в Азию
Фото пресс-службы министерства по планированию и развитию Забайкальского края

В Забайкальском крае приступили к реализации проекта транспортно-логистического комплекса с участием китайских инвесторов из провинции Хэйлунцзян, что усилит транзитные потоки в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Анатолий Якимов
Госдума рассмотрит инициативу повышения штрафов за нарушения на границе России
Фото пресс-службы Читинской таможни

Первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Яцкин совместно с группой сенаторов внесли в Госдуму проект закона об ужесточении штрафов за нарушение режима государственной границы России. Законопроект предполагает корректировки в КоАП РФ, в частности в статьях «Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации и правил въезда/выезда из РФ», «Нарушение пограничного режима в пограничной зоне» и «Незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации».

Анатолий Якимов
Реконструкция МАПП «Забайкальск» в 2025 году: новые полосы и 147 обновленных зданий
Фото пресс-службы ФГБУ «Росгранстрой»

В 2025 году началась масштабная реконструкция автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Забайкальск» на российско-китайской границе. Эта работа проводится Росгранстроем в рамках национального проекта «Эффективная транспортная система» по поручению Президента РФ Владимира Путина. Об этом сообщили в пресс-службе правительства Забайкальского края.

Анатолий Якимов
Заражение карантинными вредителями выявлено в партиях цветов из Китая в Алтайском крае
Фото пресс-службы Алтайского филиала ФГБУ «ЦОК АПК»

Специалисты Алтайского филиала ЦОК АПК выявили более 16 тысяч зараженных карантинными вредителями импортных срезанных цветов