Слово Эксперта

Логистика экспорта. Часть 1

Анна Андрющенко, руководитель отдела АО «ВЭД Агент», эксперт-практик по импорту и экспорту, 12 декабря на красноярской конференции «Перезагрузка экспорта» рассказала о логистике экспортных поставок. Компания «ВЭД Агент» является лидером по агентированию ВЭД за Уралом, занимается логистикой, таможенным оформлением и российской сертификацией грузов. Представляем оцифровку мастер-класса Анны.\
Начнем с конкретного кейса. Клиент, назовем его Иван Иванович, решил продавать за границу свою кондитерскую продукцию. Перед ним сразу встает множество вопросов, как и перед любым экспортером.
Когда к нам обращаются производители с вопросами по экспорту, мы понимаем, что и трех часов для ответов на эти вопросы не хватит. И дай бог, если хотя бы половину рекомендаций предприниматели услышат и последуют им. Среди наиболее частых вопросов такие, как и куда экспортировать, где искать покупателей, как формировать цену, как привезти груз. И на последние вопросы я постараюсь ответить.
Заблуждение многих экспортеров в том, что нужно просто взять какой-то товар, загрузить машину или контейнер, вывезти этот груз куда-нибудь во Вьетнам или в Китай, а дальше уже смотреть, как оно пойдет. Как растаможится, как будет проходить реализация, будет ли товар пользоваться спросом… И уже потом делать какие-то выводы. Такой подход может закончиться плачевно. Мы знаем подобные случаи. Есть истории про шалфей, когда арестовывали людей, не узнававших заранее особенности импорта этого продукта Китаем. В КНР шалфей запрещен к ввозу как наркотик. Другие заполняли на пробу контейнер всем подряд: медом, конфетами, пряниками, мукой, маслом, водой. И везли этот контейнер в Китай…
Сначала нужно отправить какую-то небольшую партию. Даже если у вас есть реальный закупщик, которого вы проверили по всем базам, вначале нужно отправить образцы. Хотя бы для того, чтобы проверить, как отреагирует на ваш товар таможня страны экспорта. Предоставить образцы закупщику важно также для более подробного изучения им вашего товара и проведения теста его реализации.
У нас есть кейс екатеринбургской компании, которая в 2018 году на Сибирском экономическом форуме нашла закупщика в Китае, подписала контракт, отправила контейнер печенья. А закончилось это тем, что примерно 40% данной продукции были уничтожены китайской таможней в январе 2019 года. Китайская таможня обязательно делает отбор проб пищевых продуктов на содержание колоний бактерий. Эти испытания не проводились продавцом. Китайский покупатель также оказался не самым опытным в вопросах импорта и не предупредил продавца об анализе. В итоге печенье с кокосовым вкусом было уничтожено. Отправлять его обратно не имело смысла ввиду ограниченного срока годности.
Шаг 1. Отправка образцов
Образцы можно отправлять тремя способами: курьерской службой, авиа, сборной машиной или сборным контейнером. Последний способ сложен тем, что на Азию очень мало сборных отправок и стоимость транспортировки получается очень высокой. Лучше проконсультироваться по такой отправке в РЭЦ. Сборной машиной груз можно отправить в Китай до Забайкальска, далее найти машину, которая вывезет его в Маньчжурию, а уже из Маньчжурии его заберет ваш китайский покупатель. В Европу сборных отправок больше, поэтому тут меньше сложностей.
Вернемся к конфетам, которые должен отправить Иван Иванович. Мы подготовили сводную таблицу актуальных данных. Сравнили три самые популярные курьерские службы и авиадоставку.
Понятно, что выбирая курьерскую службу, вы получаете полную ответственность грузоперевозчика на всех этапах: курьер приедет к вам в офис, заберет коробочку и доставит ее до склада без вашего участия. Из нашей таблицы видно, что самой выгодной оказалась доставка образцов курьерской службой TNT. Если DHL за тот же маршрут и сроки возьмет больше 28 тыс. руб., то в TNT все обойдется вам в 6 275 руб.
Но обратите внимание на одну особенность: как будут отправлены эти образцы. Практически все курьерские службы (а DHL вообще работает только по такой схеме) будут отправлять вашу коробочку от юридического лица на юридическое лицо. Это будет коммерческая партия с необходимостью предоставления всех документов по экспорту и импорту. С импортом мы уже попадаем на полный пакет разрешительных документов, все испытания и т.п. Интересное предложение действует у Pony Express: она готова доставить 5 кг на физическое лицо. Если же вы будете отправлять 10 коробок по 5 кг, то здесь опять в лидерах TNT.
Что касается авиадоставки, то стоимость авиаперевозки здесь рассчитана исходя из тарифа. К этому нужно прибавить дополнительные расходы по доставке груза в аэропорт и за услуги аэропорта в городах отправления и назначения.
Шаг 2. Определение таможенных кодов
Необходимо также заранее узнавать, как экспортировать ваш товар из ЕАЭС и как импортировать его в другие страны. Для этого нужно определить таможенный код. В России это код ТН ВЭД. Смотрят его таможенные брокеры. Например, для конфет это код 1806900000.
Уточнив код, мы узнаем условия экспорта. Для экспорта конфет никаких специфических требований нет, никакого санитарного контроля и т.п. Чего нельзя сказать о законодательстве принимающей стороны. У любой таможни есть два лица: доброе на экспорт и злое на импорт. Точно так же если вы будете ввозить в Россию конфеты, то там будет все по полной программе: СГР ― если нет свидетельства об отсутствии ГМО, декларация соответствия и т.п. А на экспорт ничего этого не требуется. По крайней мере, для конфет. В случае других товаров, например, чаги или кедрового ореха, потребуется лицензия на экспорт, а в случае того же мороженого, например, ― ветеринарный сертификат, а в случае муки ― фитосанитарный сертификат и т.п.
Теперь по импорту российских товаров. У каждой страны есть таможенные коды. Определив китайский таможенный код для конфет по базе HS CODE, можно узнать условия импорта и уточнить список документов, которые вам потребуются.
Не пытайтесь узнавать коды самостоятельно. Даже я не рискну определять таможенные коды. Ни российские, ни тем более иностранные. Определять коды должны брокеры. Например, у нас в компании есть таможенный отдел, где работают специалисты, которые 5 лет учились по специальности «Таможенное дело», долго работали в таможне и понимают все нюансы. Определение кодов ― очень большая ответственность, брать ее на себя я вам не советую. В КНР также нужно обращаться к китайским брокерам, которые вас проконсультируют. Консультация стоит недешево: в среднем, около 500 юаней (примерно 4500 рублей) по одному таможенному коду. За эти деньги брокеры определят код и расскажут вам обо всем, что требуется для импорта этой продукции в Китае.
В ЕС также есть своя база таможенных кодов ― комбинированная номенклатура ЕС. Здесь все аналогично. Все коды примерно схожи, ведь у всех этих баз единая история. Но особенности для разных грузов, конечно, будут разными.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Затоваренность и падение рентабельности: как импорт из Китая влияет на российский рынок спецтехники
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский рынок дорожно-строительной техники ожидает рост импорта спецтехники из Китая. Это должно произойти в ближайшее время. Причина – корреляция ставки утилизационного сбора с 1 января 2026 года на 15%.

Анатолий Якимов
Импорт
Рост тарифов и новые ограничения: что ждет импортные перевозки из Китая в Россию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 15 августа в Китае вступают в силу новые регуляторные требования, которые усложнят логистику между Россией и Китаем. Теперь грузоотправители, без экспортной лицензии, не могут организовать отгрузку, что создает дополнительные расходы, особенно для небольших предприятий. Если расходы оплачиваются международными агентствами в размере 1–2% от стоимости груза, импортерам следует более тщательно проверять наличие реальных экономических трудностей у поставщиков.

Анатолий Якимов
Экспорт
Российские бренды покоряют Китай: фестиваль-ярмарка «Сделано в России» состоится в Пекине 28-30 августа
Фото с сайта «Сделано в России»

Фестиваль-ярмарка «Сделано в России» пройдет в деловом центре Пекина с 28 по 30 августа. Мероприятие приурочено к празднованию китайского Дня влюбленных – Циси. Организаторы – Российский экспортный центр – ожидают, что в этом масштабном событии будут участвовать более 40 компаний из 26 регионов России, выпускающие свыше 500 наименований продукции: продукты питания, косметику, сувениры и изделия народных промыслов. Фестиваль-ярмарка будет проходить в торгово-развлекательном комплексе Solana ShoppingPark в Центральном деловом районе столицы Китая.

Анатолий Якимов
Экспорт
Россия наращивает экспорт леса в Китай: за полгода отправлено около 140 тысяч кубометров
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За семь месяцев 2025 года в России выдали и переоформили более 6300 фитосанитарных сертификатов на экспорт лесопродукции. Инспекторы Россельхознадзора оценили качество пиломатериалов, деловой древесины и других лесоматериалов в общем объеме около 331 тысячи кубических метров, направленных в 12 стран, включая Китай, на долю которого приходится 42% этого объема или 139,2 тысячи кубических метра.

Анатолий Якимов
Фугглер и Вакуку – ответ китайской Лабубу: новые вирусные коллекционные игрушки в России
Коллаж из фото с сайта babycity.ee

Во второй половине июля в России резко вырос интерес к коллекционным игрушкам Фугглер и Вакуку. Продажи на маркетплейсах увеличились втрое, превысив 750 штук. При этом поисковые запросы выросли в 2,5 раза – с 1000 до 2500. Это связано с влиянием тренда на нестандартные «странные» игрушки, которые изначально стартовали с популярности куклы Лабубу.

Анатолий Якимов
Падение энергорынка и сложности поставок «заморозили» рост торговли между РФ и Китаем
Фото пресс-службы Западно-Сибирской железной дороги

В январе–июле 2025 года объем двусторонней торговли между Китаем и Россией сократился на 8,1% в годовом исчислении, составив 125,8 миллиарда долларов США. Импорт товаров из КНР в Россию сократился на 8,5% до 56,23 миллиардов долларов США, в то время как экспорт российских товаров в КНР сократился на 7,7% до 69,57 миллиардов долларов США. Такие данные приводит Главное таможенное управление Китая.

Анатолий Якимов
Российская морепродукция в Китае: новые компании и рост экспорта
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российские компании регулярно экспортируют рыбную продукцию в Китай. В Поднебесной одобрили новые производственные объекты и суда из России, которые могут поставлять рыбу и морепродукты в страну. Объемы экспортируемой в КНР продукцию обеспечивают положительную динамику, несмотря на общие изменения на рынке.

Анатолий Якимов
Россия вошла в тройку крупнейших торговых партнеров крупного города Цинхай в 2025 году.
Фото: Baycrest/wikimedia.org

Россия по итогам первого полугодия 2025 года стала третьим крупнейшим торговым партнером китайской провинции Цинхай, расположенной на северо-западе КНР. Товарооборот между РФ и провинцией Цинхай достиг 260 миллионов юаней, уступив только Венгрии и Малайзии. Это обеспечило устойчивую стабильность экономических связей. Совокупный внешний торговый оборот за первые шесть месяцев года составил 3,59 миллиарда юаней — рост на 57,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а экспорт увеличился более чем в два раза. Этот фактор позволяет Цинхаю занять лидирующие позиции в Китае по темпам роста внешней торговли и экспорта.

Анатолий Якимов
Китай сохранит лидерство среди торговых партнеров России в 2025 году
Фото пресс-службы ФТС России

В первом полугодии 2025 года товарный экспорт из России составил 195,5 миллиардов долларов США, что на 6% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. При этом импорт вырос на 1% и достиг 131,6 миллиарда долларов США. Об этом рассказал глава Федеральной таможенной службы Валерий Пикалёв в интервью РБК.

Анатолий Якимов
Экспорт российских консервированных огурцов в Китай составил 300 тысяч долларов США
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский экспорт консервированных огурцов и корнишонов в первом полугодии 2025 года вырос на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С января по июнь из России вывезли 4,5 тысячи тонн консервированных огурцов на сумму свыше 5 миллионов долларов США. В стоимостном выражении увеличение составило 49%, годом ранее было 3,5 миллиона долларов США. Основными импортерами этой продукции стали Беларусь, Казахстан, Китай, Израиль и Абхазия. При этом Китай занимал третье место по стоимости закупок — около 300 тысяч долларов США.