Слово Эксперта

Логистика экспорта. Часть 2

Анна Андрющенко, руководитель отдела АО «ВЭД Агент», эксперт-практик по импорту и экспорту, 12 декабря на красноярской конференции «Перезагрузка экспорта» рассказала о логистике экспортных поставок. Компания «ВЭД Агент» является лидером по агентированию ВЭД за Уралом, занимается логистикой, таможенным оформлением и российской сертификацией грузов. Представляем вторую часть оцифровки мастер-класса Анны.
Шаг 3. Подготовка документов
Уточняем, какие документы нам понадобятся. Жирным в списке выделены обязательные документы на экспорт коммерческой партии, обычным шрифтом набраны те документы, которые вам могут потребоваться в отдельных случаях.
  • Контракт внешнеторговый
  • Приложения к контракту (спецификация) (В этом документе прописываются все ГОСты и другие подробности)
  • Инвойс, упаковочный лист
  • Сертификат происхождения (по запросу покупателя)
  • Фитосанитарный сертификат (растительное происхождение, палеты деревянные)
  • Ветеринарный сертификат (животное происхождение)
  • Торговая марка
  • Другие документы (письма, лабораторный анализ, об отсутствии ГМО, паспорт безопасности и пр.)
Сертификат происхождения
Выдает ТПП. Кто-то вообще не знает про этот документ и не предоставляет. Кто-то знает, что в нем нужно указать, что товар российский, и считает, что сертификат происхождения нужно делать всегда. Притом что он стоит денег. В разных ТПП он стоит от 5 до 40 тыс. рублей. Этот документ дает таможенную преференцию в стране импорта. При предоставлении оригинала этого документа для определенных товаров в определенных странах предоставляется скидка на ввозную пошлину. Например, она будет не 30%, а 15%. Такая же ситуация и в России, когда можно запросить у иностранного поставщика оригинал сертификата происхождения, предоставить его в таможню и получить скидку на пошлину. Это действует не на все товары и не для всех стран, и необходимость предоставления этого документа нужно уточнять у своего иностранного покупателя. Если покупатель не получит преференции, то и делать такой документ не нужно. Помимо того, его не всегда можно получить. Для этого нужно, чтобы товар на большую долю допустим, на 60-70% (для разных товаров эта доля разнится), должен быть произведен в России.
Фитосанитарный сертификат
Выдает Россельхознадзор на товары растительного происхождения (кроме товаров высокой степени обработки, например, в вакуумной упаковке). Фитосанитарный сертификат подтверждает, что в вашем товаре не содержится вредных организмов. Его получают на ту же муку, например. Интересный момент: если ваш товар на деревянных палетах, то на них также нужно будет получить фитосанитарный сертификат. Россельхознадзор проведет обработку палет и поставит специальный значок.
Ветеринарный сертификат
Выдает Россельхознадзор на товары животного происхождения. Ветеринарный сертификат подтверждает, что ваше молоко, мороженое или мясо соответствует всем ветеринарным требованиям.
В пакет документов также могут входить какие-то разрешения по интеллектуальной собственности, торговым маркам, документ об отсутствии ГМО, паспорта безопасности и другие документы: письма, лабораторный анализ и т.п. В Китае и Европе очень часто просят лабораторный анализ. Нужно обязательно уточнить, по каким показателям он должен быть сделан.
Упаковочный лист
Все начинающие экспортеры обязательно спрашивают: как выглядит упаковочный лист?
Вы видите реальный упаковочный лист нашего клиента, экспортирующего китайское оборудование в другие страны.
Упаковочный лист ― обязательный отгрузочный документ, содержащий следующую информацию: что за груз едет, в чем он измеряется, количество единиц, характер упаковки, количество грузовых мест, вес нетто и вес брутто.
Шаг 4. Отгрузка основной партии
Как происходит отгрузка основной партии? Забираем контейнер с терминала, привозим его к нашему складу, загружаем в него товар, ввозим контейнер в зону таможенного контроля, где происходит экспортное оформление, после чего отправляем груз на границу, где происходит повторный контроль, уже пограничный. И груз отправляется в страну назначения.
Вы видите маршрутную карту. Здесь представлены некоторые варианты доставки грузов в Азию и в Европу. Например, из Красноярска в Китай и другие страны АТР груз будут доставлять до Дальнего Востока, в порты Владивосток и Находка, после чего его перегрузят на суда и по морю повезут в азиатские порты. В Европу груз можно отправить через Санкт-Петербург или Новороссийск, а далее ― морем до европейских портов.
Самый распространенный способ отправки грузов в Европу ― авто. Это связано с тем, что со странами ЕС, как и с другими странами, мы входим в систему TIR. Груз сопровождается книжкой МДП (Международного договора перевозок). Можно загрузить товар в Красноярске и вывезти его авто в тот же Гамбург без перегруза. С Китаем у нас тоже есть такое соглашение, но пока перевозки по МДП являются единичными. Поэтому мы отправляем товары до Маньчжурии, где происходит перегрузка в китайскую машину. В этом, конечно, нет ничего хорошего, особенно в случае товаров, транспортировка которых требует особого температурного режима, — того же мороженого, например.
В Америку груз отправляется с использованием морского транспорта: контейнер едет по жд до порта. Если мы отправляем товар на западное побережье Америки, груз едет через Дальний Восток, если на восточное — через Санкт-Петербург.
Немного подробнее о жд перевозках в Китай. Первый вариант отправки груза из Красноярска ― через Наушки и Монголию. Второй ― через Забайкальск и Маньчжурию. Третий ― через Казахстан. В последнем случае нужно смотреть целесообразность такого маршрута исходя из региона доставки.
Расходы по логистике и таможенному оформлению
Из чего складываются расходы на логистику и таможенное оформление:
  1. Подвоз груза до станции / СВХ
  2. Расходы станции, СВХ (оформление документов, ПРР)
  3. Основная перевозка
  4. «Брокерские» (за печатью брокера или за вашей ЭЦП)
  5. Страхование груза
Как формируется стоимость? Экспортеру нужно знать следующие условия Incoterms:
  • FCA (EXW + экспортная декларация)
  • DAP / CPT / CIP (экспорт + основная доставка)
  • CFR / CIF (экспорт + доставка до морского порта назначения)
EXW — вы передаете груз первому перевозчику вашего покупателя и отправляете экспорт. Голый тариф отправки со склада. А если, например, польский покупатель готов забрать у вас груз со склада на своей машине, а от вас требуется только оформление экспорта и отгрузка, то это уже не EXW, а актуальные условия FCA.
DAP / CPT / CIP. Здесь у нас включен экспорт и основная доставка до границы. Например, перевозка на условиях CPT Маньчжурия оплачена до Маньчжурии. Доставка на условиях DAP — перевозка оплачена до терминала. Это три вида перевозки до страны экспорта. А далее, например, уже те же китайские покупатели отвечают за участок маршрута до конечной точки: Пекина, Уханя, Чунцина и т.п.
Буква I в аббревиатурах CIP и CIF означает insurance — страхование. То есть в эти условия также включена страховка. Которая и должна в этих случаях быть включена, поскольку если вы несете во время перевозки все риски, всю ответственность за груз, то его, конечно, нужно страховать.
При морской перевозке действуют условия CFR / CIF. Это доставка до порта назначения. Например, клиент находится в Сучжоу, а вы доставляете груз до порта Шанхая, без выгрузки контейнера с судна. Выгрузка — это уже тоже расходы, порядка $200 на контейнер.
Закрепим полученные знания на практике.
Задача 1. Определите условия поставки
Дано: конфеты в коробках, общим весом 800 кг, отгружаются из Красноярска авиа транспортом, с доставкой до аэропорта в Торонто, Канада.
На каких условиях вы будете доставлять груз: DAT Krasnoyarsk, CPT Toronto или CFR Toronto?
Задача 2. Рассчитайте стоимость товара
Дано: контейнер с конфетами, отправка из Красноярска в Хайфон, Вьетнам, на условиях CFR Haiphong.
  • Стоимость груза на складе без НДС — 700 000 руб.
  • Вывоз контейнера на станцию — 15 000 руб.
  • ЖД тариф до порта — 80 000 руб.
  • Портовые расходы, морская доставка до Хайфона — 60 000 руб.
  • Выгрузка с судна в Хайфоне — 9000 руб.
  • Портовые в Хайфоне — 12 000 руб.
  • Импорт во Вьетнаме (брокер) — 10 000 руб.
В конце хотела бы дать вам общий алгоритм выхода на иностранный рынок. Наша компания будет рада принять участие в продвижении и доставке вашего товара в Китай.
  1. Аналитика условий экспорта из РФ и импорта в другую страну.
  2. Просчет себестоимости, логистики, оценка рынка.
  3. Оценка российских, иностранных и местных конкурентов.
  4. Регистрация торговой марки.
  5. Консультации по поводу господдержки в РЭЦ, Центрах поддержки экспорта.
  6. «Проба» экспорта, проведение фокус-групп, получение обратной связи. Разработка программы продвижения.
  7. Поиск покупателей.
  8. Заключение контракта, отгрузка товара из РФ.
Успехов вам в экспортном бизнесе!
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Авиаперевозки грузов из Китая в Россию: маршруты и перспективы развития
Фото Анатолия Якимова

В 2024 году объем грузопотока из Китая в Россию составил около 26 миллионов тонн, что является частью общего товарооборота между странами. Несмотря на то, что основная часть грузов традиционно перевозится морским и железнодорожным транспортом, авиаперевозки приобретают все большую популярность, особенно для доставки срочных и хрупких товаров.

Редакция
Как выстроить прибыльный бизнес с Китаем: конференция для предпринимателей в Москве
Фото Анатолия Якимова

Российско-Китайская деловая палата объявила о проведении профессионального форума «Эффективный бизнес с Китаем: от поиска партнеров до масштабирования», который пройдет в столице 24–25 апреля 2025 года.

Анатолий Якимов
Таможенники остановили на границе туристов с фотоаппаратами, бивнями моржа и советскими медалями
Фото пресс-службы Читинской таможни

В красноярском аэропорту Емельяново и на границе с Китаем – на Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» сотрудники таможни выявили серьезные нарушения законодательства: иностранцы попытались въехать в страну и вывезти товары, подлежащие обязательному декларированию и разрешению.

Анатолий Якимов
Китай — ключевой рынок для Новосибирской области: итоги 2024 года и планы на 2025 год
Фото с сайта tripadvisor.ru

В 2024 году экспорт товаров из Новосибирской области в Китай сохранил уверенный рост, что связано с активным развитием транспортно-логистической активности в регионе и расширением сотрудничества с КНР. Китай стал крупнейшим импортером продукции в Новосибирской области, на долю которого приходится 54% от общего объема экспорта региона. Рост экспорта в Китай в 2024 году составил 2% по сравнению с предыдущим годом.

Анатолий Якимов
Вебинар Chinalogist: авиадоставка из Китая. Итоги, проблемы, прогнозы
Фото Анатолия Якимова

По многочисленным просьбам редакция сайта ChinaLogist.ru возобновляет консультационные и обучающие вебинары. Не упустите шанс получить актуальную информацию и прокачать свои знания в авиаперевозках из Китая, Индии и Южной Кореи. Вебинар состоится 23 апреля в 11:00 по московскому времени на платформе социальной сети «ВКонтакте».

Анатолий Якимов
Доставка грузов из Китая в Россию по железной дороге ускорилась
Фото ИА «Синьхуа»

Пекин отправил первый грузовой поезд Китай-Европа в 2025 году, направляющийся в Москву. Состав отправился из логистического центра столицы Китая 16 апреля 2025 года и преодолеет около 9 000 километров за 16 дней. Это символизирует новый этап развития железнодорожных перевозок между двумя континентами, поддержку стабильности и рост экономических связей.

Анатолий Якимов
От Гуанчжоу до Екатеринбурга: рекордный импорт манго из Китая в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

По данным Федеральной таможенной службы РФ и Росстата, в 2024 году Россия импортировала 24,5 тысячи тонн манго из Китая на 48 миллионов долларов США. Это в 2,8 раза больше, чем в 2023 году.

Анатолий Якимов
Умные часы из Китая захватывают Россию: Huawei и Redmi лидируют в продажах
Фото пресс-службы группы компаний М.Видео-Эльдорадо

Каждый сотый россиянин за три месяца текущего года приобрел себе современные умные часы. По информации пресс-службы группы компаний М.Видео – Эльдорадо, в 1 квартале 2025 года россияне купили 1,45 миллиона смарт-часов на 11,9 миллиарда рублей. При этом, средняя цена выросла на 9% – до 8 200 рублей. 58% в количественном выражении и 42% - в денежном приходится на китайские бренды Huawei, Redmi, Amazfit. Apple хоть и остается лидером по выручке – 35%, но уступает по объемам – 22%.

Анатолий Якимов
Красные, белые и игристые: какие вина из России пьют в Китае и сколько их продают
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай стал крупнейшим покупателем российского вина в 2024 году. Об этом сообщает Федеральный центр развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России «Агроэкспорт». Объем за прошлый год экспорта вина из РФ в КНР вырос до 2,8 миллиона литров или на 320%. В денежном выражении стоимость отправленной продукции составила 4,1 миллиона долларов США, что в 4,3 раза больше, чем в 2023 году. Доля российского вина, экспортируемого в Поднебесную, составила 72%.

Анатолий Якимов
Почему канцелярия из Китая завоевывает рынок России: производство, статистика и тенденции
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай занимает лидирующие позиции в мире по изготовлению канцелярских товаров, предлагая широкий ассортимент продукции от бюджетных до премиум-класса. Основные производственные центры расположены в нескольких провинциях и городах и специализируются на различных видах канцелярии.