Слово Эксперта

Логистика экспорта. Часть 2

Анна Андрющенко, руководитель отдела АО «ВЭД Агент», эксперт-практик по импорту и экспорту, 12 декабря на красноярской конференции «Перезагрузка экспорта» рассказала о логистике экспортных поставок. Компания «ВЭД Агент» является лидером по агентированию ВЭД за Уралом, занимается логистикой, таможенным оформлением и российской сертификацией грузов. Представляем вторую часть оцифровки мастер-класса Анны.
Шаг 3. Подготовка документов
Уточняем, какие документы нам понадобятся. Жирным в списке выделены обязательные документы на экспорт коммерческой партии, обычным шрифтом набраны те документы, которые вам могут потребоваться в отдельных случаях.
  • Контракт внешнеторговый
  • Приложения к контракту (спецификация) (В этом документе прописываются все ГОСты и другие подробности)
  • Инвойс, упаковочный лист
  • Сертификат происхождения (по запросу покупателя)
  • Фитосанитарный сертификат (растительное происхождение, палеты деревянные)
  • Ветеринарный сертификат (животное происхождение)
  • Торговая марка
  • Другие документы (письма, лабораторный анализ, об отсутствии ГМО, паспорт безопасности и пр.)
Сертификат происхождения
Выдает ТПП. Кто-то вообще не знает про этот документ и не предоставляет. Кто-то знает, что в нем нужно указать, что товар российский, и считает, что сертификат происхождения нужно делать всегда. Притом что он стоит денег. В разных ТПП он стоит от 5 до 40 тыс. рублей. Этот документ дает таможенную преференцию в стране импорта. При предоставлении оригинала этого документа для определенных товаров в определенных странах предоставляется скидка на ввозную пошлину. Например, она будет не 30%, а 15%. Такая же ситуация и в России, когда можно запросить у иностранного поставщика оригинал сертификата происхождения, предоставить его в таможню и получить скидку на пошлину. Это действует не на все товары и не для всех стран, и необходимость предоставления этого документа нужно уточнять у своего иностранного покупателя. Если покупатель не получит преференции, то и делать такой документ не нужно. Помимо того, его не всегда можно получить. Для этого нужно, чтобы товар на большую долю допустим, на 60-70% (для разных товаров эта доля разнится), должен быть произведен в России.
Фитосанитарный сертификат
Выдает Россельхознадзор на товары растительного происхождения (кроме товаров высокой степени обработки, например, в вакуумной упаковке). Фитосанитарный сертификат подтверждает, что в вашем товаре не содержится вредных организмов. Его получают на ту же муку, например. Интересный момент: если ваш товар на деревянных палетах, то на них также нужно будет получить фитосанитарный сертификат. Россельхознадзор проведет обработку палет и поставит специальный значок.
Ветеринарный сертификат
Выдает Россельхознадзор на товары животного происхождения. Ветеринарный сертификат подтверждает, что ваше молоко, мороженое или мясо соответствует всем ветеринарным требованиям.
В пакет документов также могут входить какие-то разрешения по интеллектуальной собственности, торговым маркам, документ об отсутствии ГМО, паспорта безопасности и другие документы: письма, лабораторный анализ и т.п. В Китае и Европе очень часто просят лабораторный анализ. Нужно обязательно уточнить, по каким показателям он должен быть сделан.
Упаковочный лист
Все начинающие экспортеры обязательно спрашивают: как выглядит упаковочный лист?
Вы видите реальный упаковочный лист нашего клиента, экспортирующего китайское оборудование в другие страны.
Упаковочный лист ― обязательный отгрузочный документ, содержащий следующую информацию: что за груз едет, в чем он измеряется, количество единиц, характер упаковки, количество грузовых мест, вес нетто и вес брутто.
Шаг 4. Отгрузка основной партии
Как происходит отгрузка основной партии? Забираем контейнер с терминала, привозим его к нашему складу, загружаем в него товар, ввозим контейнер в зону таможенного контроля, где происходит экспортное оформление, после чего отправляем груз на границу, где происходит повторный контроль, уже пограничный. И груз отправляется в страну назначения.
Вы видите маршрутную карту. Здесь представлены некоторые варианты доставки грузов в Азию и в Европу. Например, из Красноярска в Китай и другие страны АТР груз будут доставлять до Дальнего Востока, в порты Владивосток и Находка, после чего его перегрузят на суда и по морю повезут в азиатские порты. В Европу груз можно отправить через Санкт-Петербург или Новороссийск, а далее ― морем до европейских портов.
Самый распространенный способ отправки грузов в Европу ― авто. Это связано с тем, что со странами ЕС, как и с другими странами, мы входим в систему TIR. Груз сопровождается книжкой МДП (Международного договора перевозок). Можно загрузить товар в Красноярске и вывезти его авто в тот же Гамбург без перегруза. С Китаем у нас тоже есть такое соглашение, но пока перевозки по МДП являются единичными. Поэтому мы отправляем товары до Маньчжурии, где происходит перегрузка в китайскую машину. В этом, конечно, нет ничего хорошего, особенно в случае товаров, транспортировка которых требует особого температурного режима, — того же мороженого, например.
В Америку груз отправляется с использованием морского транспорта: контейнер едет по жд до порта. Если мы отправляем товар на западное побережье Америки, груз едет через Дальний Восток, если на восточное — через Санкт-Петербург.
Немного подробнее о жд перевозках в Китай. Первый вариант отправки груза из Красноярска ― через Наушки и Монголию. Второй ― через Забайкальск и Маньчжурию. Третий ― через Казахстан. В последнем случае нужно смотреть целесообразность такого маршрута исходя из региона доставки.
Расходы по логистике и таможенному оформлению
Из чего складываются расходы на логистику и таможенное оформление:
  1. Подвоз груза до станции / СВХ
  2. Расходы станции, СВХ (оформление документов, ПРР)
  3. Основная перевозка
  4. «Брокерские» (за печатью брокера или за вашей ЭЦП)
  5. Страхование груза
Как формируется стоимость? Экспортеру нужно знать следующие условия Incoterms:
  • FCA (EXW + экспортная декларация)
  • DAP / CPT / CIP (экспорт + основная доставка)
  • CFR / CIF (экспорт + доставка до морского порта назначения)
EXW — вы передаете груз первому перевозчику вашего покупателя и отправляете экспорт. Голый тариф отправки со склада. А если, например, польский покупатель готов забрать у вас груз со склада на своей машине, а от вас требуется только оформление экспорта и отгрузка, то это уже не EXW, а актуальные условия FCA.
DAP / CPT / CIP. Здесь у нас включен экспорт и основная доставка до границы. Например, перевозка на условиях CPT Маньчжурия оплачена до Маньчжурии. Доставка на условиях DAP — перевозка оплачена до терминала. Это три вида перевозки до страны экспорта. А далее, например, уже те же китайские покупатели отвечают за участок маршрута до конечной точки: Пекина, Уханя, Чунцина и т.п.
Буква I в аббревиатурах CIP и CIF означает insurance — страхование. То есть в эти условия также включена страховка. Которая и должна в этих случаях быть включена, поскольку если вы несете во время перевозки все риски, всю ответственность за груз, то его, конечно, нужно страховать.
При морской перевозке действуют условия CFR / CIF. Это доставка до порта назначения. Например, клиент находится в Сучжоу, а вы доставляете груз до порта Шанхая, без выгрузки контейнера с судна. Выгрузка — это уже тоже расходы, порядка $200 на контейнер.
Закрепим полученные знания на практике.
Задача 1. Определите условия поставки
Дано: конфеты в коробках, общим весом 800 кг, отгружаются из Красноярска авиа транспортом, с доставкой до аэропорта в Торонто, Канада.
На каких условиях вы будете доставлять груз: DAT Krasnoyarsk, CPT Toronto или CFR Toronto?
Задача 2. Рассчитайте стоимость товара
Дано: контейнер с конфетами, отправка из Красноярска в Хайфон, Вьетнам, на условиях CFR Haiphong.
  • Стоимость груза на складе без НДС — 700 000 руб.
  • Вывоз контейнера на станцию — 15 000 руб.
  • ЖД тариф до порта — 80 000 руб.
  • Портовые расходы, морская доставка до Хайфона — 60 000 руб.
  • Выгрузка с судна в Хайфоне — 9000 руб.
  • Портовые в Хайфоне — 12 000 руб.
  • Импорт во Вьетнаме (брокер) — 10 000 руб.
В конце хотела бы дать вам общий алгоритм выхода на иностранный рынок. Наша компания будет рада принять участие в продвижении и доставке вашего товара в Китай.
  1. Аналитика условий экспорта из РФ и импорта в другую страну.
  2. Просчет себестоимости, логистики, оценка рынка.
  3. Оценка российских, иностранных и местных конкурентов.
  4. Регистрация торговой марки.
  5. Консультации по поводу господдержки в РЭЦ, Центрах поддержки экспорта.
  6. «Проба» экспорта, проведение фокус-групп, получение обратной связи. Разработка программы продвижения.
  7. Поиск покупателей.
  8. Заключение контракта, отгрузка товара из РФ.
Успехов вам в экспортном бизнесе!
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Затоваренность и падение рентабельности: как импорт из Китая влияет на российский рынок спецтехники
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский рынок дорожно-строительной техники ожидает рост импорта спецтехники из Китая. Это должно произойти в ближайшее время. Причина – корреляция ставки утилизационного сбора с 1 января 2026 года на 15%.

Анатолий Якимов
Импорт
Рост тарифов и новые ограничения: что ждет импортные перевозки из Китая в Россию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 15 августа в Китае вступают в силу новые регуляторные требования, которые усложнят логистику между Россией и Китаем. Теперь грузоотправители, без экспортной лицензии, не могут организовать отгрузку, что создает дополнительные расходы, особенно для небольших предприятий. Если расходы оплачиваются международными агентствами в размере 1–2% от стоимости груза, импортерам следует более тщательно проверять наличие реальных экономических трудностей у поставщиков.

Анатолий Якимов
Экспорт
Российские бренды покоряют Китай: фестиваль-ярмарка «Сделано в России» состоится в Пекине 28-30 августа
Фото с сайта «Сделано в России»

Фестиваль-ярмарка «Сделано в России» пройдет в деловом центре Пекина с 28 по 30 августа. Мероприятие приурочено к празднованию китайского Дня влюбленных – Циси. Организаторы – Российский экспортный центр – ожидают, что в этом масштабном событии будут участвовать более 40 компаний из 26 регионов России, выпускающие свыше 500 наименований продукции: продукты питания, косметику, сувениры и изделия народных промыслов. Фестиваль-ярмарка будет проходить в торгово-развлекательном комплексе Solana ShoppingPark в Центральном деловом районе столицы Китая.

Анатолий Якимов
Экспорт
Россия наращивает экспорт леса в Китай: за полгода отправлено около 140 тысяч кубометров
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За семь месяцев 2025 года в России выдали и переоформили более 6300 фитосанитарных сертификатов на экспорт лесопродукции. Инспекторы Россельхознадзора оценили качество пиломатериалов, деловой древесины и других лесоматериалов в общем объеме около 331 тысячи кубических метров, направленных в 12 стран, включая Китай, на долю которого приходится 42% этого объема или 139,2 тысячи кубических метра.

Анатолий Якимов
Фугглер и Вакуку – ответ китайской Лабубу: новые вирусные коллекционные игрушки в России
Коллаж из фото с сайта babycity.ee

Во второй половине июля в России резко вырос интерес к коллекционным игрушкам Фугглер и Вакуку. Продажи на маркетплейсах увеличились втрое, превысив 750 штук. При этом поисковые запросы выросли в 2,5 раза – с 1000 до 2500. Это связано с влиянием тренда на нестандартные «странные» игрушки, которые изначально стартовали с популярности куклы Лабубу.

Анатолий Якимов
Падение энергорынка и сложности поставок «заморозили» рост торговли между РФ и Китаем
Фото пресс-службы Западно-Сибирской железной дороги

В январе–июле 2025 года объем двусторонней торговли между Китаем и Россией сократился на 8,1% в годовом исчислении, составив 125,8 миллиарда долларов США. Импорт товаров из КНР в Россию сократился на 8,5% до 56,23 миллиардов долларов США, в то время как экспорт российских товаров в КНР сократился на 7,7% до 69,57 миллиардов долларов США. Такие данные приводит Главное таможенное управление Китая.

Анатолий Якимов
Российская морепродукция в Китае: новые компании и рост экспорта
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российские компании регулярно экспортируют рыбную продукцию в Китай. В Поднебесной одобрили новые производственные объекты и суда из России, которые могут поставлять рыбу и морепродукты в страну. Объемы экспортируемой в КНР продукцию обеспечивают положительную динамику, несмотря на общие изменения на рынке.

Анатолий Якимов
Россия вошла в тройку крупнейших торговых партнеров крупного города Цинхай в 2025 году.
Фото: Baycrest/wikimedia.org

Россия по итогам первого полугодия 2025 года стала третьим крупнейшим торговым партнером китайской провинции Цинхай, расположенной на северо-западе КНР. Товарооборот между РФ и провинцией Цинхай достиг 260 миллионов юаней, уступив только Венгрии и Малайзии. Это обеспечило устойчивую стабильность экономических связей. Совокупный внешний торговый оборот за первые шесть месяцев года составил 3,59 миллиарда юаней — рост на 57,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а экспорт увеличился более чем в два раза. Этот фактор позволяет Цинхаю занять лидирующие позиции в Китае по темпам роста внешней торговли и экспорта.

Анатолий Якимов
Китай сохранит лидерство среди торговых партнеров России в 2025 году
Фото пресс-службы ФТС России

В первом полугодии 2025 года товарный экспорт из России составил 195,5 миллиардов долларов США, что на 6% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. При этом импорт вырос на 1% и достиг 131,6 миллиарда долларов США. Об этом рассказал глава Федеральной таможенной службы Валерий Пикалёв в интервью РБК.

Анатолий Якимов
Экспорт российских консервированных огурцов в Китай составил 300 тысяч долларов США
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский экспорт консервированных огурцов и корнишонов в первом полугодии 2025 года вырос на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С января по июнь из России вывезли 4,5 тысячи тонн консервированных огурцов на сумму свыше 5 миллионов долларов США. В стоимостном выражении увеличение составило 49%, годом ранее было 3,5 миллиона долларов США. Основными импортерами этой продукции стали Беларусь, Казахстан, Китай, Израиль и Абхазия. При этом Китай занимал третье место по стоимости закупок — около 300 тысяч долларов США.