Павел Мартынов
Финансы

Продолжительность карантина сокращается. откажется ли Китай от политики нулевой терпимости к COVID-19?

В Китае уменьшается продолжительность карантина для пребывающих из-за рубежа. Кроме того, может быть увеличено количество пассажирских рейсов между Пекином и Москвой. Однако в скором будущем не стоит ждать отказа властей КНР от политики нулевой терпимости к COVID-19. Обзор китайских источников по этой теме подготовила наш постоянный автор Цюй Луяо.
Авиарейсы и карантин
Официальный аккаунт в WeChat Посольства КНР в России 18 мая опубликовал сообщение о том, что ко всем пассажирам, направляющимся в Китай, отменяют тест на нуклеиновые кислоты за 7 дней до посадки. Теперь тестирование на антитела не требуется для всех групп людей (в том числе для тех, кто не был вакцинирован или вакцинирован не полностью, и кто был вакцинирован инактивированными или неинактивированными вакцинамии). Больше не требуется подтверждение вакцинации и “форма самоконтроля здоровья”. Все пассажиры, направляющиеся в Китай, должны сделать тест за 2 дня (Москва ЦМТ ) и за один день (Москва ГЕМОТЕСТ) перед посадкой.
В настоящее время Москву и Пекин связывают три еженедельных рейса: SU220 в понедельник, CA910 в пятницу и SU208 в субботу.
Отдела образования Посольства Китая сообщил, что ожидается, увеличение количества авиарейсов из России до восьми в неделю. В ближайшем будущем на том направлении готовы работать также авиакомпании China Southern и Hainan Airlines.
Время централизованного карантина для прибывающих в Китай из-за рубежа граждан сократят с 14 до семи дней. В соответствии с последней версией протокола по борьбе с COVID-19 в Китае в отношении лиц, имевших тесные контакты с заболевшими, и тех, кто прибывает в страну из-за границы, будет применяться новая модель пребывания на карантине "7 + 3".
28 июня информагентство «Синьхуа» сообщило о том, что люди, прибывшие в страну, в соответствии с этой моделью, должны провести на карантине семь дней и затем в течение трех дней следить за своим здоровьем дома.
В соответствии с новым протоколом Китай увеличит до одного раза в день частоту проведения тестов на нуклеиновые кислоты коронавируса нового типа среди лиц, которые имеют прямой контакт с прибывающими из-за границы людьми, работают с поступающими из-за пределов КНР товарами и находятся непосредственно в связанной с этими условиями окружающей среде.
Влияние пандемии на экономику КНР
В марте 2022 года, из-за сложностей с контролем эпидемии возник ряд очагов заболеваний, самый крупный из которых — в Шанхае. После того как ежедневно выявлялось более 3000 новых случаев заражения, в в конце марта город с населением 26 миллионов человек был закрыт на карантин. Через 65 дней карантин в Шанхае наконец снят, но до возвращения к нормальной жизни ещё далеко.
Локдауны этой весной вводились и в других городах: южный деловой центр страны Шэньчжэнь был закрыт на 20 дней, сельскохозяйственный и торговый центр Чанчунь был закрыт на 30 дней, ограничения вводились также в нескольких районах Пекина.
Согласно опросу, опубликованному Торговой палатой ЕС-Китай и Американской торговой палатой в Китае в начале мая, 23% опрошенных европейских компаний рассматривали возможность переноса существующих или планируемых инвестиций в Китае на другие рынки в этом году
Жесткая политика «нулевой терпимости» к COVID-19 привела к тому, что всё больше европейских компаний начали расматривать возможность сокращения инвестиций в страну. Опубликованные результаты Торговая палата Европейского или американского союза из них 23% опрошенных компаний рассматривают возможность переноса текущих или планируемых инвестиций из страны на другие рынки. До 52% опрошенных американских компаний также заявили о намерении отложить или сократить инвестиции в Китай.
По данным The Wall Street Journal (WSJ), Apple хочет снизить свою зависимость от производства в Китае и хочет увеличить выпуск продукции в странах Индия и Вьетнама . Apple перенесет производство продукции из Китая во Вьетнам.
Шэньчжэньская ассоциация трансграничной электронной коммерции, объединяющая около 2800 ритейлеров, использующих такие платформы, как Amazon, заявила, что ее члены испытывают проблемы от перебоев с поставками.
Прри этом в Китае стала зарождаться новая модель потребления - интеграция онлайн- и офлайн-торговли. Почти 61% опрошенных китайских потребителей заявили, что они пользуются интернет-магазинами каждую неделю или каждый день. Среди них 78% пользователей заявили, что покупают модные товары только через онлайн — каналы.
Из-за изоляции дома многие потребители тратят на приготовление еды дома, и способствует росту продаж предметы ширпотреба. Эпидемия коронавируса поставила под угрозу существование многих ресторанов. общественное питание больше всего пострадавших от распространения коронавирусной инфекции. Почти все рестораны пытаются развивать "уличную торговлю" для продажи продуктов. Предприятия начали развивать розничный бизнес, и переориентировались на онлайн-доставку. А онлайн-торговли стали тенденцией всей индустрии общественного питания.
Благодаря развитию Интернета и социальных сетей , и китайское онлайн-общество переживает эпоху “при чрезвычайно высокой прозрачности атмосферы”. Влияние Интернета на узнаваемость и репутацию бренда важнее день ото дня. Компании должны повышать свою чувствительность к культурным различиям (нынешние события, общество, политика, и культура), и для того, чтобы завоевать доверие и отклик потребителей, они должны формулировать ценностные предложения. Важную роль в готовности властей КНР продолжать политику нулевой терпимости в борьбе с ковидом сыграло то, что карантин не приводит к краху экономической активности в стране. Напротив, продаже по данным Национального управления статистики показывают рост.
В первом квартале общий объём розничных продаж потребительских товаров достиг 10 865,9 млрд юаней, увеличившись в годовом исчислении на 3,3%. В разрезе географического расположения предприятий, розничные продажи товаров народного потребления в городах составили 9 429,2 млрд юаней, увеличившись на 3,2%, в сельской местности — 1 436,7 млрд юаней, увеличившись на 3,5%. Объём розничных продаж товаров составил 9 800,6 млрд юаней, увеличившись на 3,6%, выручка от общественного питания увеличилась на 0,5% и достигла 1 065,3 млрд юаней. Неплохой рост показали продажи основных жизненных товаров: розничные продажи зерна, масла, продуктов питания и предметов первой необходимости крупными предприятиями увеличились на 9,3% и 6,6%, соответственно. Возросли продажи товаров средней и люксовой категорий: розничные продажи культурных и офисных товаров, а также золота, серебра и ювелирных изделий у крупных предприятий выросли на 10,6% и 7,6%, соответственно. Розничные онлайн-продажи в стране достигли 3 012 млрд юаней, увеличившись на 6,6%. В том числе, розничные онлайн-продажи физических товаров составили 2 525,7 млрд юаней, увеличившись на 8,8%, и составили 23,2% от общего объёма розничных продаж потребительских товаров. Общий объём розничных продаж потребительских товаров за март составил 3 423,3 млрд юаней, что на 3,5% меньше марта прошлого года и на 1,93% меньше февральского показателя.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Владимир Путин поручил обеспечить экспорт российских пеллет в Китай до конца мая
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Президент России Владимир Путин поручил правительству обеспечить экспорт отечественных пеллет в Китай. Соответствующее назначение опубликовано на официальном сайте Кремля. Власти должны принять меры для создания условий по продаже пеллет в КНР до 30 мая 2025 года.

Анатолий Якимов
Импорт
Товарооборот России и Китая может достичь $300 млрд в ближайшие 2-3 года
Фото с сайта ru-cn.org

Товарооборот между Россией и Китаем в 2024 году составил 244,81 миллиарда долларов США, что на 1,9% больше, чем в 2023 году. Однако по итогам четырех месяцев 2025 года этот показатель сократился на 7,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 71,12 миллиарда долларов США. Экспорт из России в Китай упал на 9,1%, до 40,31 миллиарда долларов США, а импорт из Китая в Россию сократился на 5,3%, до 30,81 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Импорт
Китай стал крупнейшим поставщиком пива в Россию: Германия и Чехия позади
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай впервые обогнал Германию и Чехию по объемам экспорта пива в Россию. За первые три месяца 2025 года китайские пивовары отгрузили в РФ пенного напитка на 7,1 миллиона долларов США, что в 1,6 и 1,9 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Для сравнения, Германия и Чехия, бывшие лидеры российского рынка импортного пива, сократили поставки почти в пять и три раза соответственно – до 3,8 миллиона долларов США.

Анатолий Якимов
Китайские автомобили станут «российскими»: в Калуге начнется выпуск моделей Tenet
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Уже этим летом в России может появиться новый отечественный автомобильный бренд - Тенет. Как сообщили представители «АГР Холдинга», выпуск автомобилей под этим брендом происходит на мощных мощностях завода Volkswagen в Калуге. Проект реализуется по проекту специального инвестиционного соглашения между «АГР Холдингом», государственной корпорацией Defetoo и Минпромторгом РФ.

Редакция
Летние перевозки Китай–Россия 2025: разбираем тренды на бесплатном вебинаре
Фото с сайта РБК

27 мая 2025 года в 11:00 (МСК) на платформе ВК Видео ChinaLogist.ru проведет бесплатный вебинар, посвященный ключевым трендам грузоперевозок между Китаем и Россией в летнем сезоне.

Эксперты АО «ВЭД Агент» – руководитель направления аналитики Кристина Паршенко и ведущий специалист по автоперевозкам Елизавета Рагозина обсудят актуальные вопросы:

  • Изменения логистических маршрутов и рост спроса на определенные направления;
  • Новые таможенные правила, влияющие на сроки и стоимость доставки;
  • Оптимизация перевозок: как избежать простоев и перегруженности коридоров;
  • Реальные кейсы компаний, успешно адаптирующихся к вызовам 2025 года.

Мероприятие будет полезно импортерам, логистам и предпринимателям, работающим с поставками из Китая. Участники получат практические рекомендации и смогут задать вопросы спикерам.

Участие бесплатное, требуется предварительная регистрация.

Дата и время: 27 мая, 11:00 по московскому времени (НСК +4)

Для участия в вебинаре необходимо зарегистрироваться.

Не упустите возможность узнать первыми о главных изменениях в логистике Китай–Россия и подготовить бизнес к летнему сезону!

Анатолий Якимов
Более 300 компаний из Китая примут участие в IX Российско-Китайском ЭКСПО в Екатеринбурге
Фото с сайта russiachinaexpo.ru

В Екатеринбурге с 7 по 10 июля 2025 года пройдет IX Российско-Китайское ЭКСПО. Это одно из важнейших событий для развития экономического сотрудничества между Россией и Китаем, которое будет проводить параллельно с международной промышленной выставкой ИННОПРОМ-2025 на площадках «Екатеринбург-ЭКСПО».

Анатолий Якимов
Рекордный рост TIR-перевозок через Маньчжурию: в 2025 году трафик вырос в 4,5 раза
Фото с телеграм-канала «Посольство КНР в РФ»

В январе–апреле 2025 года через автомобильный пункт пропуска «Маньчжурия» в Автономном районе Внутренняя Монголия в КНР зафиксировали рекордное число транспортных средств, использующих систему международных дорожных перевозок. По информации таможенной службы города Маньчжурии, за этот период прошло 378 единиц. Это в 4,5 раза больше, чем за аналогичный период 2024 года.

Анатолий Якимов
Москва и Пекин развивают партнерство на «Солнечном пути»
Скриншот телеканала «Большая Азия»

Российско-китайский форум «Солнечный путь: вместе создаем будущее» прошел в Москве, собрав государственных деятелей, бизнесменов и представителей торговых ассоциаций. Организатором мероприятия выступил Департамент внешнеэкономических и международных связей Москвы и Китайская международная инвестиционная корпорация «Хуамин». О событии рассказал сайт «Большая Азия».

Анатолий Якимов
Китай ожидает увеличение торговых отношений с Россией: новые методы обучения юристов в приграничье
Фото с сайта unsplash.com

В приграничном городе Маньчжурия Автономного округа Внутренняя Монголия в КНР создали уникальную программу подготовки юристов, которая специализируется на разрешении коммерческих споров между российскими и китайскими компаниями. Это совместный проект местного суда и Института русского языка, направленный на повышение квалификации специалистов, способных профессионально и оперативно решать возникающие в двустороннем процессе конфликты.

Редакция
От любви к бизнесу: как Гэншан стал столицей рыболовных промыслов и завоевал российский рынок
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В небольшом городке Гэншан в провинции Чжэцзян сосредоточено 70% производства рыболовных лесок Китая и 55% мирового объема. Здесь на каждом здании висит вывеска «Рыболовные снасти». А местные жители говорят: «Где море, там и леска Гэншана».