Слово Эксперта
Экспорт

Пять шагов по выходу на китайский рынок. Часть 1

22 марта в Центре поддержки экспорта Новосибирской области состоялся семинар «Пять шагов по выходу на китайский рынок», который провел управляющий партнер SkyLex Group (КНР) в РФ Сергей Кулешов. Три часа семинара пролетели незаметно.
Сергей рассказал о компании SkyLex, о том, как она организует поддержку экспорта российских компаний на всех этапах, о ее ключевых клиентах. Рассказал о том, что, в частности, SkyLex поддерживает отношения с 35 розничными компаниями Китая, у которых в провинции Гуандун действует порядка 40 тыс. точек. Кроме того, SkyLex сотрудничает с оптовыми и дистрибьюторскими компаниями. Она готова предоставить каналы сбыта для любого товара.
После обзора статистики китайского рынка спикер перешел к конкретным шагам по выходу на китайский рынок.
Сергей Кулешов:
Почему нужно выходить на рынок Китая? Вот сравнительный анализ цен на продукты питания в России и в Китае. Мы видим цены в 2-3 раза больше, чем в нашей рознице. Это как раз то, что позволяет зарабатывать нашему производителю гарантировано больше, чем в России. Конечно же, надо сразу сказать правду, что китайские сети тоже хотят заработать. Поэтому цену нужно делить на два, чтобы понять, по какой цене вы можете зайти в Китай.
Высокие цены в Китае обусловлены растущими зарплатами и пристрастием к импортным продуктам. «Не китайское? Беру!». Такая модель существует. Естественно, это продается по другим ценам.
Причем, работать на рынке Китая проще, чем на российском. Если на рынке России мы утыкаемся в пять федеральных игроков, к которым не подъехать, не подойти, то в Китае все иначе: не договорился с одним — пошел к другому. Сетей, игроков в Китае настолько много, что у тебя всегда есть возможность продать все, что у тебя есть и все, что ты можешь произвести. Безусловно, переговоры тоже не быстрые. Однако они идут. Мы в январе растаможили тестовую партию, и через два-три недели после китайского Нового года продукция уже пошла в каналы.
Безусловно, в Китае работать проще. Но надо понимать, какие шаги надо сделать. Мы подходим к той модели, которую мы вывели на своем практическом опыте. Эта модель апробирована на десятках производителей продукции. Эта та последовательность шагов, которая дает гарантированный результат. Теперь мы в своей работе от этой модели не отклоняемся. Раньше мы могли еще с кем-то пойти на компромисс, когда нам говорили: «А давайте мы этот шаг пропустим», то сейчас мы сразу говорим, что работаем только по такой системе.
Это простая последовательность из пяти шагов.
Первый шаг. Защита интеллектуальной собственности. Как только задумались о Китае — нужно подавать на регистрацию торговой марки. Даже если вы просто скинули буклеты потенциальному партнеру, то 99%, если ему продукт интересен, он вашу марку зарегистрирует на себя. И вы уже будете не владельцем своей торговой марки. И когда вы придете продавать товар в Китай, вы упретесь в эту ситуацию. В этот «пень» въехали самые крупные, самые опытные холдинги, у которых есть юридические департаменты с массой специалистов. Те же «Объединенные кондитеры» боролись за свою «Аленку». По йотафону мы помогали выкупать торговую марку у китайцев. А это очень серьезный бизнес. «Ростех», практически государственная структура. 2 млн долларов потратили на выкуп марки. Конечно, 2 млн против 200 млн по закрытой сделке — всего 1%. Но тем не менее, это 2 млн долларов.
Прежде всего, нужно зарегистрировать торговую марку. И название, и визуальную часть. Кто-то хочет перестраховаться и регистрирует свою торговую марку в кириллице, латинице и иероглифах.
К нам обращались наши новосибирские ребята с умными батареями. Китайцы тут же напали на эту тему, так как это ноу-хау. И они сразу же стали говорить: а давайте вы нам пришлете образец. Мы сразу спросили у ребят: а у вас вообще патент есть? – Нет. – Давайте мы вам и патент сразу сделаем, иначе у вас просто украдут эту батарею. Вы приедете через два месяца в Китай, а она уже будет везде стоять. Китайцы это сделают за неделю. В итоге эти ребята вовремя остановились, а то были под впечатлением. Китайцы же чем берут… Они сразу обещают, что возьмут у них эту батарею сотнями миллионов штук. И у наших ребят сразу глаза загорелись, они уже начали готовить им образцы. Но мы их остановили. Конечно, сделать патент — более дорогая и длительная процедура, чем регистрация ТМ. Но без нее все дальнейшие шаги не имеют смысла.
Где теряются права на интеллектуальную собственность? На выставках, например. Пока можно было, российские производители на все эти выставки ездили. SIAL, Кантон. Центр поддержки экспорта оплачивает поездку. За бесплатно — что не скататься? Все стараются показать себя. А там тысячи китайцев с фотоаппаратами. Прошел, щелкнул, попробовал, зарегистрировал. Домой с выставки приехал — можно смело идти на ребрендинг, придумывать новую марку.
Второе — это образцы. Отправили им в Китай образцы посылкой. Все, марка зарегистрирована.
Как происходит процедура регистрации? С момента подачи на регистрацию марки в Китае проходит 3-4 месяца протестного периода, после чего выдается гарантийное письмо, что ваша марка находится на регистрации. С этого момента уже можно начинать поставлять продукцию в Китай. И стоит это порядка тысячи долларов.
Регистрировать можно по трем системам. Можно по внутреннему законодательству Китая. Это как раз то, что мы рекомендуем и делаем. Можно регистрировать ТМ по Мадридской системе. А есть еще американская система. Для китайцев свое законодательство превыше всего, поэтому если вдруг возникает спор по марке, зарегистрированной в Китае и через Мадрид, то однозначно в судах проиграет Мадрид. Поэтому наша рекомендация — регистрировать через поверенного в Китае. И через 9-15 месяцев у вас уже будет свидетельство. Но можно завозить продукцию в Китай в коммерческих объемах, как только у вас на руках будет гарантийное письмо. Сделать этот шаг крайне важно, потому что, в противном случае, потом придется выкупать свою продукцию за десятки тысяч долларов. Выдается свидетельство на 10 лет. Его можно регистрировать на физическое лицо, что удобно. А потом марку по договору можно передавать в свою компанию.
Второй шаг. Анализ рынка. Это фундамент. Для нас это не просто отчет ради отчета. Это прописывание дорожной карты, по которой мы будем идти при выходе на китайский рынок. Получив от вас стартовое задание в виде вашей презентации и базового коммерческого предложения, мы делаем обзор рынка, смотрим рынок на присутствие аналогов. Например, у нас был запрос на фруктовые батончики. Мы начали изучать рынок — и аналогов не нашли. Ближайший аналог — «Сникерс», «Марс». Если же рынок конкурентный, то там делается анализ по категории, каналам сбыта. Полностью с полей мы выжимаем всю информацию по аналогичным продуктам. Это позволяет понять, куда встраивать ваш продукт. На что он будет претендовать, с кем конкурировать, в какую цену вам нужно попадать, какая ценовая архитектура будет при этом. Результатом этой работы является труд страниц на 40-50. И самое главное в нем — это актуальный анализ рынка, ценовой, со всех точек зрения проанализированный. И для принятия решения — идти дальше или нет — определяющей является финансовая модель. Это такая экселевская «портянка» на очень много колонок, где мы простраиваем архитектуру вплоть до цены на полке по каналам сбыта. И когда мы это считаем, то уже понимаем, есть ли, собственно, в этом бизнес. Есть ли шанс попасть на рынок, заработать на нем. Вопрос с «попасть» тоже актуален: есть товары, которые очень жестко конкурируют в своей категории.
Надо понимать, что китайский рынок — отнюдь не дефицитный. Это рынок самой ожесточенной конкуренции. Потому что он самый крупный, самый денежный, и туда стремятся все. Транснациональные компании там давно. Америка и Европа вкладывались в этот рынок, они привыкли на нем себя чувствовать хозяевами. Кроме того, последние годы на этом рынке развиваются такие серьезные игроки, как Южная Корея, Новая Зеландия, Индонезия, Япония. Высокотехнологичные страны, которые идут в Китай со своими продуктами. А мы по сравнению с ними часто не дотягиваем по производственному уровню. С нашими ручными тестомесами. А конкурировать придется с продукцией, которая сделана на полностью роботизированном производстве. Поэтому без такого анализа выходить на китайский рынок — все равно что идти по минному полю, понадеявшись на русский авось. Удалось проскочить — проскочили. Поэтому без дорожной карты нам не обойтись. Без нее даже мы не сможем сказать, что делать дальше. В ней как раз прописываются каналы продаж, список потенциальных клиентов. Сразу предлагается две-три стратегии выхода. Идем ли в ритейл, или идем сразу в опт, или в B2B-сегмент.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Кантон 2025
138-я Кантонская ярмарка открылась в Гуанчжоу: акцент – на умные решения и партнерства

15 октября 2025 года в Международном выставочном центре Пачжоу в Гуанчжоу официально стартовала 138-я Кантонская ярмарка, крупнейшее бизнес-событие в Азии и мире. В этом году выставка привлекла более 32 000 экспонентов, разместившихся на рекордных 74 500 стендах, что превзошло все предыдущие показатели.

Фото предоставлено участниками выставки
Анатолий Якимов
Импорт
2000-й поезд «Китай-Европа» отправился из Шеньяна в Москву
Фото пресс-службы РЖД

Грузовой состав из 54 вагонов с контейнерами отправился в Москву из Шеньяна. Он стал 2000 рейсом по маршрутам Китай-Европа. Это событие сигнализирует о значительном прогрессе в развитии железнодорожного сообщения между двумя странами.

Анатолий Якимов
Экспорт
Российская ржаная мука впервые экспортируется в Китай: объемы агроэкспорта растут в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Уральское межрегиональное управление Россельхознадзора сообщило об отправке первой партии ржаной муки массой 4 тонны из России в Китай. Этот груз стал первой официально оформленной поставкой ржаной муки после получения Россией права на экспорт данного продукта в Поднебесную в мае 2025 года. Партия прошла все необходимые проверки, включая фитосанитарный контроль и инспекционные процедуры китайского агентства GACC, и была допущена к ввозу.

Анатолий Якимов
Россия и Китай утвердили дорожную карту развития перевозок по Северному морскому пути
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российская Федерация и Китайская Народная Республика заключили стратегическое соглашение по развитию судоходства по Северному морскому пути (СМП). Документ был подписан на совместном заседании Подкомиссии по сотрудничеству в данной сфере, состоявшемся в Харбине. Российскую делегацию возглавил глава госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, а Китай представлял министр транспорта Лю Вэй.

Анатолий Якимов
Инновационный Китай: электроника, робототехника и ИИ на Кантонской ярмарке-2025
Фото с официального сайта выставки

Миф о том, что Китай — это страна, производящая исключительно низкокачественный ширпотреб, сегодня окончательно развенчан. На 138-й Кантонской ярмарке 34% компаний представляют высокотехнологичные предприятия, которые внедряют сложные инновационные методы и создают уникальные продукты. Это рекордное число — более 10 000 таких компаний — демонстрирует технологический прорыв Китая в нескольких ключевых отраслях.

Анатолий Якимов
Таможня
Переработанные правила обработки конфискованных товаров без маркировки: что изменится с 22 октября 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 22 октября 2025 года вступают в силу новые нормы, регулирующие обращение с товарами, изъятыми за отсутствие обязательной маркировки. Согласно обновленным правилам, большая часть такой продукции сможет передаваться федеральным органам власти и подведомственным организациям на безвозмездной основе. Это нововведение направлено на более эффективное использование конфискованных товаров и снижение финансовых и экологических издержек, связанных с их уничтожением.

Анатолий Якимов
Торговля России и Китая за 9 месяцев 2025 года упала на 9,4%, но сальдо РФ растет
Фото Анатолия Якимова

В период с января по сентябрь 2025 года объем двустороннего товарооборота между Россией и Китаем уменьшился на 9,4% и составил 163,62 миллиарда долларов США, сообщает Главное таможенное управление КНР. За этот период импорт китайских товаров в Россию сократился на 11,3%, достигнув 73,57 миллиарда долларов США, в то время как экспорт российских товаров в Китай снизился на 7,7%, до 90,05 миллиарда долларов США. При этом положительное торговое сальдо России выросло на 17,2% и составило 16,48 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Открыт временный пункт пропуска Лесозаводск на границе с Китаем: новая транспортная артерия Дальнего Востока
Фото пресс-службы ФГБУ «Росгранстрой»

Новый временный пункт пропуска Лесозаводск открыли на российско-китайской границе в Приморском крае. Его открытие связано со строительством и вводом в эксплуатацию подводного газопровода через реку Уссури в рамках двустороннего соглашения России и Китая. Пункт пропуска – смешанный, грузопассажирский и двухсторонний, оснащен современными таможенно-контрольными и санитарными помещениями.

Анатолий Якимов
Почему россияне выбирают китайские смартфоны: рост продаж Xiaomi и конкурентов
Фото с официального сайта mi.com

Xiaomi стала лидером продаж смартфонов на китайском рынке в период Золотой недели с 29 сентября по 5 октября, опередив Apple и завоевав 21,2% доли рынка. Этот успех обусловлен в первую очередь популярностью флагманской серии Xiaomi 17, чьи продажи превысили 1 миллион устройств — на 20% больше, чем у предыдущего поколения.

Анатолий Якимов
Импорт и развитие хлебопекарной индустрии: итоги Всероссийского форума в Москве
Фото предоставлено организаторами форума

10-й Всероссийский форум хлебопекарной и кондитерской промышленности «Хлебное дело» успешно прошел в Москве в начале октября в рамках 30-й Международной выставки «Агропродмаш-2025». Мероприятие организовали АО «Экспоцентр» и конгрессно-выставочная компания «Империя Форум».