Слово Эксперта
Экспорт

Пять шагов по выходу на китайский рынок. Часть 2

Пять шагов по выходу на китайский рынок. Часть 1
22 марта в Центре поддержки экспорта Новосибирской области состоялся семинар «Пять шагов по выходу на китайский рынок», который провел управляющий партнер SkyLex Group (КНР) в РФ Сергей Кулешов. Мы продолжаем знакомить вас с семинаром.
Сергей Кулешов:
Компании, у которых есть нормальные финансовые ресурсы, обычно говорят, что хотят сразу в сети. Компании, у которых ограниченные ресурсы, говорят, что не потянут, потому что нужно обеспечить ритейл товаром. Товар находится в пути 30-40 дней. Плюс на складе должен быть месячный запас, если работаешь с ритейлом. Плюс отсрочка 40 дней. И, наконец, китайцы хитро платят: берут отчетный период, продажи снимают за месяц и ставят в оплату на следующий. Словом, получается цикл месяца на четыре. Профинансировать такой цикл непросто. Поэтому многие говорят, что в сети не готовы идти и предлагают начать с опта. Мы, мол, профинансируем до порта, а в порту бы уже был тот, кто у нас все купит. Значит, мы начинаем выстраивать стратегию выхода под такого клиента.
Но основное, на чем мы настаиваем, — ни в коем случае нельзя пробовать контейнерные поставки. На этом обожглись многие крупные предприятия. Они обычно рассуждают так: что мелочиться, давайте сразу завезем контейнер, а лучше десять. В итоге, непрогретый, товар стоит. Потом начинает подходить в сроках, потом реализуется уже со скидкой минус 50%, а потом производитель говорит: мы потеряли миллион долларов, не надо было вообще выходить в Китай.
Поэтому, чтобы таких ошибок не допускать, как раз и нужен анализ рынка. Чтобы мы увидели экономику, выяснили, какая будет рентабельность, заложили все бюджеты на продвижение. То есть мы должны увидеть вашу прибыль после всех заложенных затрат. Конечно, теоретически можно сделать самостоятельно такой отчет. Но для этого нужно знать логистику внутри Китая, все косты. Это то, на чем ошибаются многие, когда говорят, что все уже посчитали: вот НДС, вот таможенная пошлина, вот 50% в плюс… А когда мы выдаем им свой отчет, то оказывается, что они при таком подходе сработают в минус, потому что не предусмотрели очень много костов.
Вы получаете четкий бизнес-план и финплан. Конечно, в процессе работы он может корректироваться. Он и нужен для этого. Потому что, когда мы закладываем в архитектуру цены бюджет на продвижение в размере 30%, мы на старте можем его не тратить, но в цене он должен быть.
К нам часто приходят даже крупные холдинги, которые просят помочь. Они уже лет 10 на китайском рынке, у них 10 дистрибьюторов по разным провинциям, но доходность упала, рынком они не управляют, потому что все на самовывозе. Часто бывает, что к ним приезжали китайцы и скупали у них продукцию контейнерами. Очень удобно: даже таможат и то сами. Шикарно, мечта. А товар уходит, пересекает границу. Параллельно регистрируются торговые марки. 99% завозилось через свободные экономические зоны, по упрощенной форме, где таможенная стоимость бралась с потолка. На рынке образовалась цена, она китайцам понравилась. И что сейчас? Пандемия, север товар получить не может. Товар начинает идти через юг, уже официально, со всеми пошлинами, без скидок СЭЗ. И товар по цене становится в два раза выше. Ты приходишь с этой ценой — а тебе показывают цену в два раза ниже на Tmall и Taobao. Тупик. Производитель не знает, что делать. А что делать, если они изначально отдали все на откуп китайским предпринимателям, которые как могли, так и сработали. Большинство из них пропадали, занимались тем, что выгоднее.
Некоторые приходят с другой проблемой. Они продают два контейнера в месяц, уперлись в этот потолок. Китайцы запросили эксклюзив. А под этот эксклюзив он выбирает один-два контейнера. В качестве примера могу привести «Томское пиво», крупнейший пивной завод. У них на севере Китая есть партнер, который продает два вагона в три месяца. Для пива — вообще не объем. Мы говорим, что на юге есть заинтересованные лица, продажи пойдут сотнями контейнеров. «Они от нас уйдут, а вдруг у вас не получится».
А если сразу построить правильную модель, она позволит вам масштабироваться настолько, насколько хватит ваших производственных мощностей. В Китай нет смысла идти ненадолго, потому что путь туда слишком тернист и долог, и стоит денег.
Шаг 3. Встречи с покупателями, фокус-группы. Когда мы определяем несколько SKU ваших продуктов, потенциально прибыльных по итогам оценки, то следующим шагом мы свои предположения сверяем с потенциальным покупателем. Мы проводим встречи с байерами, с представителями дистрибьюторских компаний. Мы привозим товар — и они оценивают его. Что нравится, что не нравится, чтобы он поменял. И после 5-7 таких встреч у нас на выходе уже готова объективная оценка по вашему продукту. Далее мы формируем отчет, где даем конкретные рекомендации. Этот отчет содержит балльную оценку упаковки, вкусовых качеств и рекомендации, что там нужно поменять на взгляд потенциальных потребителей.
Также проводятся фокус-группы с конечными потребителями. На уровне дегустаций: попробовал, понравилось-не понравилось. В разных провинциях результат будет разным. Север гораздо ближе к нам. На юге результаты будут другими. Потому как раз проведение таких фокус-групп является обязательным шагом. Поскольку некоторые сразу говорят, что уже оттестировали продукт на китайцах. – А какие это были китайцы, с севера, с юга? – А мы не знаем, каких поймали. Поскольку мы идем в южную дистрибуцию, то нам и нужно этих людей накормить и спросить, нравится ли им. Когда тестировали наши фруктовые батончики, китайцев перекосило, так им было непривычно сладко. А протеиновые зашли. В них сахара почти нет.
В таких фокус-группах мы тестируем вкус продукта, его упаковку, фасовку. Фасовку традиционно советуем меньше, потому что на юге, в жару, в большой упаковке, купленной впрок, обязательно заведутся какие-то жучки. Поэтому так важен вопрос упаковки, вопрос о том, какой должна быть пленка, барьерной или нет. Та же овсянка в небарьерной пленке не хранится долго. Все это нужно для того, чтобы продукт, который мы повезем в Китай даже в тестовой партии, был бы уже правильно упакован. Представлен в том визуальном решении, которое будет радовать и цеплять взгляд потребителя.
Шаг 4. Сертификация качества, регистрация этикеток. Мы обязаны при ввозе отрегистрировать состав в карантинной службе, проверить состав, проверить этикетку, сформировать китайский стикер, где будет отражена вся информация, которая должна быть по китайскому законодательству. Плюс этот продукт должен быть отрегистрирован в таможенной базе с тем, чтобы, когда он будет проходить таможню, вопросов уже не возникало. Все делаем по образцам, заранее. И когда контейнер заходит, у нас нет препон: день-два — товар на складе. На этом этапе иногда возникают моменты с запрещенным к завозу в Китай ингредиентом. Иногда просто достаточно его по-другому назвать. Правильно подобранный синоним дает уже право заехать.
Очень важный вопрос по срокам годности. Товар со сроком годности полгода в сеть не поставишь. Когда у нас четыре месяца только уходит на логистику. Мы нашли выход. Мы на стикерах бьем срок годности 18 месяцев. По китайским внутренним правилам, товар со сроком годности 50% считается уже условно просроченным. Это уже наша практическая хитрость. Китайцам не требуется подтверждать срок годности, поэтому мы пишем на стикере 18 месяцев и несем ответственность за этот срок годности. И этот срок позволяет нам спокойно выставиться в ритейл, пройти по их нормативам, отторговаться и при этом не превысить реальный срок. Потому что как только вы попадаете в критический срок, это нужно сразу скидывать 10, 50, а то и 70% с цены. Китайцы на этом очень любят зарабатывать.
В Китае требуется определенный набор сертификатов, который мы предоставляем. Сертификат здоровья, ветеринарный сертификат, сертификат срока выпуска продукции и т.п.
Шаг 5. Тестовые продажи «Технический импорт». Раньше можно было легко перевозить в Китай продукцию паллетами. Пандемия здесь внесла свои коррективы. У нас возникла задача как-то доезжать на тестовые продажи, когда граница стоит, автодоставка не работает, ни через Казахстан, ни через Россию. Остаются только портовые отгрузки. В ноябре у нас уплыл первый контейнер. Подготовительный вопрос был серьезным. Для понимания: что такое восемь производителей в одном контейнере? Это восемь контрактов, восемь таможенных деклараций, восемь пакетов всех документов. Мы нашли решение, при котором мы сделали все под один контракт, с использованием доработанной схемы по агентскому договору. При этом мы обеспечили экспортерам статус экспортера. Везли мы под свой контракт, но НДС наши экспортеры возместили по факту этой отправки. Конечно, это временная мера. Затем, когда мы тест пройдем, то перейдем к контейнерным отгрузкам, то мы будем делать с наших складов. Но когда нужно отправить один-два паллета, и эту ступеньку нельзя перескакивать, на сегодняшний день мы реализовали это так. И пока не нашли никого, кто бы делал что-то похожее. Было сложно — но мы это сделали. И на конец апреля мы планируем отправить уже следующий контейнер, в котором поедет продукция других производителей, которые прошли все предыдущие стадии.
Можно сказать, что мы занимаемся селекцией российских продуктов, которые выводим на рынок Китая. А если зерно взошло — можно тиражировать, выходить на объемы, на нормальные поставки. Отправили, там встретили, растаможили, а дальше уже встает вопрос о коммерческой составляющей, по сути, — о построении продаж.
Дальше уже идет работа с сетями, которых, как я говорил, с нами работает 35. Очень важно вывезти продукцию на склад. Пока нет товара на складе, с вами будут разговаривать наполовину серьезно. Потому что китаец понимает, что обещать в презентации можно все что угодно, но пока ты не привезешь коробку этого сока, не поставишь на стол, не скажешь: «На, пробуй!», он не поверит. Они понимают, что у нас путь долгий. Поэтому паллет-два, которые мы привозим на склад, существенно повышают оперативность и доверие.
Этот путь, по которому мы предлагаем производителям идти, затратен и тернист, но вы вкладываетесь в свой контролируемый рынок. Потом вы можете открыть свой торговый дом, нанять свой персонал, сменить логистического оператора. Но вы будете понимать, в каких сетях вы залистованы, где вы стоите, какова статистика продаж с полки. Вы строите подконтрольный рынок, а не черный ящик, в котором происходит что-то непонятное.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Россия установила рекорд по импорту китайских сладостей в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

В сентябре 2025 года Россия увеличила импорт сладостей из Китая до рекордного уровня, причем наибольший рост пришелся на кондитерские изделия из сахара, шоколад и мучные изделия. По информации Главного таможенного управления КНР, суммарная стоимость экспорта в Россию китайских сладостей достигла беспрецедентных значений.

Анатолий Якимов
Импорт
Новый указ Владимира Путина: ввоз продукции из ЕАЭС без документов до 10 декабря
Фото с официального сайта Президента России

Президент России Владимир Путин подписал новый указ, который допускает ввоз товаров из Казахстана и Киргизии в Россию без обязательной маркировки и подтверждающих документов до 10 декабря 2025 года. Документ размещен на официальном портале правовой информации.

Анатолий Якимов
Как не потерять деньги при оплате поставщикам с Canton Fair: безопасные схемы платежей из России в 2025 году

На втором этапе Кантонской ярмарки в Гуанчжоу, который успешно завершился, многие российские посетители выбрали товары и подписали договоры с китайскими поставщиками. Сейчас перед ними стоит важная задача — организовать безопасную и выгодную оплату счетов с учетом особенностей международных переводов из России.

Фото Светланы Шубадеровой
Анатолий Якимов
Финансы
Борис Титов: расчет в нацвалютах с Китаем снижает влияние западных санкций
Фото с официального ТГ-канала Бориса Титова

Сопредседатель Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития Борис Титов отметил важность использования национальных валют в расчетах между Россией и Китаем как эффективного инструмента против давления Запада. По его словам, 95% торговых операций между странами проходят в национальных валютах, что снижает зависимость от доллара и минимизирует риски санкций и валютных колебаний.

Анатолий Якимов
Таможня
Перерывы в работе СПП «Нижнеленинское» со 2 ноября: что нужно знать грузоперевозчикам
Фото пресс-службы ФГКУ «Росгранстрой»

Смешанный пункт пропуска «Нижнеленинское», расположенный на российско-китайской границе сопредельниый с городом Тунцзян, завершит летнюю навигацию 2 ноября 2025 года. Об этом сообщили в пресс-службе Федеральной таможенной службы России.

Редакция
Поздравляем с Днем таможенника России

Дорогие друзья, читатели сайта ChinaLogist!

Сегодня мы празднуем День таможенника России — праздник людей, без чьей слаженной работы остановился бы весь мировой товарооборот.

Мы, как никто другой, понимаем, насколько важен ваш труд. Для логистов, импортеров и предпринимателей таможенник — это не просто представитель власти, а ключевой партнер на пути товара от поставщика к потребителю. Ваши решения помогают нам работать быстрее, а ваша бдительность — работать безопаснее.

В ваш профессиональный праздник мы хотим сказать вам огромное спасибо! Спасибо за терпение в решении сложных вопросов, за компетентность в консультациях и за скорость в принятии решений.

От всей души желаем вам легких деклараций, понятных регламентов и попутного ветра во всех профессиональных начинаниях! Пусть на вашем пути встречаются только добросовестные участники ВЭД, а рабочие будни приносят не только пользу стране, но и личное удовлетворение.

С праздником!

Анатолий Якимов
25 октября - День таможенника в России 2025: профессионалы таможенного оформления в АО «ВЭД Агент»
Фото с сайта freepik.com носит иллюстративный характер

25 октября отмечается День таможенника в России. В АО «ВЭД Агент» есть отдел таможенного оформления, в котором работают настоящие профессионалы своего дела. Накануне праздника ChinaLogist задал им несколько вопросов. А так как они скромные и попросили оставить ответы анонимными.

Анатолий Якимов
Рост экспорта и рост импорта из Китая: итоги работы таможен Дальнего Востока, Сибири и Урала за 9 месяцев 2025 года
Фото пресс-службы Читинской таможни

Рост товарооборота, усиление контроля и углубление торговых связей с Китаем стали важными трендами работы российских таможенных органов в первых трЕх кварталах 2025 года. Данные Дальневосточного, Сибирского и Уральского таможенных управлений свидетельствуют о значительном перераспределении внешнеторговых потоков в пользу азиатского направления, особенно в контексте сотрудничества с КНР.

Анатолий Якимов
Хотите домашнего робота: Китай начал выпуск Bumi — гуманоида за 114 000 рублей
Фото компании Noetix Robotics

Пекинский стартап Noetix Robotics вывел на рынок нового компактного человекоподобного робота Bumi по цене всего примерно 114 000 рублей (9998 юаней). Это значительный прорыв в области доступности гуманоидных роботов, ориентированный на образование и повседневное использование.

Анатолий Якимов
2000 электродрелей задержали в Самарской области
Фото пресс-службы Приволжского таможенного управления

Самарские таможенники в октябре 2025 года пресекли попытку незаконного ввоза крупной партии аккумуляторных дрелей из Китая по поддельным таможенным декларациям. В районе поселка Большая Черниговка были остановлены две фуры, направлявшиеся из Казахстана, в грузовых отсеках которых обнаружено около 40 тонн электроинструментов на общую сумму порядка 1,5 миллиона рублей.