Слово Эксперта
Экспорт

Шесть секретов экспортного кун-фу

Автор: Анна Андрющенко. Руководитель отдела ВЭД АО «ВЭД Агент», бизнес-тренер, тренер МВА, автор «школы ВЭД», востоковед, мастер традиционного кун-фу.
Многие компании задумываются о продвижении товаров на внешние рынки. Как и любая деятельность, экспорт имеет свои секреты, зная которые можно обеспечить более простой и успешный выход на мировую арену.
«Кун-фу» состоит из двух слов, первое — «кун», что с китайского означает работа, требующая усилий и времени, а «фу» — «мастер». То есть «кун-фу» дословно переводится, как работа, требующая много времени и больших усилий для достижения мастерства. Чем мы, собственно говоря, и занимаемся.
«ВЭД Агент» — крупнейший ВЭД-оператор Сибири, имеет представительства в ЕС и КНР, также является членом Шанхайской ассоциации международной логистики и членом Всекитайской ассоциации логистики и закупок. Можно сказать, что мы — мастера экспортного кун-фу. Поэтому мы решили поделиться лайфхаками, или, по-другому говоря, секретами, в области экспорта, подкрепив их реальными примерами из жизни.
1. Найди истоки и расширь их.
Год назад мы выбрали для развития североамериканское направление и выяснили, что в Америке и Канаде в ветеринарии очень популярен сосновый дёготь, который как раз там и производится. Поэтому мы решили предложить в качестве альтернативы наш берёзовый дёготь. Это была очень хорошая идея. Сейчас мы уже сотрудничаем с Ассоциацией ветеринарии в Канаде, за полгода работы нам удалось увеличить объём нашего экспорта практически в десять раз.
2. Начинай с малого, стремись к большему.
Многие компании новички находят мелкого или среднего покупателя, чтобы получить опыт и набить руку и в большинстве своём на этом останавливаются. Но очень важно не прекращать развитие, а стремиться к большему. Необходимо использовать все доступные каналы связи. Я знаю немало историй успеха, когда нашим новосибирским компаниям удалось найти покупателей и продвинуть свой товар на внешний рынок благодаря рекламным роликам на YouTube.
3. Раскрой хвост павлина.
Никогда не стоит стесняться украшений, потому что всё новое, яркое и кричащее очень сильно привлекает внимание. Стоит вспомнить пример, который произошёл несколько лет назад. Для презентации своей продукции на выставке в Гонконге один из крупнейших краснодарских производителей подсолнечного масла привёз прекрасных девушек-моделей славянской внешности. Давно известно, что азиаты очень любят делать красивые фотографии и размещать их в социальных сетях. В связи с чем нашлось огромное количество желающих сделать снимки с моделями на фоне стенда, на котором был размещён логотип и реклама продукции. Таким образом подсолнечное масло Краснодара было распиарено в китайских социальных сетях, что помогло компании очень успешно выйти на восточный рынок.
4. Найди слабое место.
Сейчас в Азии огромную популярность набирает молоко. Особенно молоко из Новой Зеландии. Этот продукт ассоциируется со здоровьем и, в первую очередь, с желанием оздоровить своих детей. Ни для кого не секрет, что жители Азии безумно любят детей с европейской внешностью, считая их очень красивыми. Можно сказать, что это их слабое место. Поэтому подавляющее число рекламы молочной продукции связано с изображением милых, счастливых европейских детей, пьющих молоко.
5. Подражай противнику.
Часто бывает так, что на внешнем рынке абсолютно не работают российские символы и бренды. Например, во Вьетнаме российские бренды не вызывают такого восторга, как корейские. Поэтому один новосибирский производитель мороженого в дизайне упаковки стал подражать дизайну корейских компаний, что позволило ему популяризировать свой продукт во Вьетнаме.
6. Можешь делегировать — делегируй!
При продвижении экспорта многие вещи можно доверить экспертам; например маркетинговый анализ, логистику или таможенное оформление. Опыт специалистов поможет избежать распространённых ошибок и завоевать мировые рынки за более короткий срок.
Желаю всем поскорее стать мастерами экспортного кун-фу! Да пребудет с вами сила!
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Логистика
Россия и Китай обменялись 65 тысячами разрешений на грузовые перевозки в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В начале августа в китайском городе Дуннине провинции Хэйлунцзян состоялся обмен разрешениями на международные автомобильные перевозки между Россией и Китаем. По решению 29-го заседания рабочей группы по автомобильному транспорту и дорогам от 10 июня 2025 года было передано 65 000 бланков разрешений.

Анатолий Якимов
Импорт
Импорт китайских овощей и фруктов через Маньчжурию вырос на 40,5% за первое полугодие 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первое полугодие 2025 года через Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск-Маньчжурия» было импортировано 188 тысяч тонн свежих овощей и фруктов. Это на 35,3% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Стоимость поставок составила 16,2 миллиарда рублей, что на 40,5% превышает показатели прошлого года. Рост обеспечивается за счет внедрения «зеленого коридора» для скоропортящихся товаров, оптимизации таможенных процедур, применения интеллектуальных систем досмотра и синхронизации работы таможен России и Китая.

Анатолий Якимов
Импорт
«Космическая» клюква из Фуюаня покоряет Россию: рост экспорта и новые возможности
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Клюква североамериканского происхождения, выращиваемая в китайском городе Фуюань в провинции Хэйлунцзян, стала драйвером развития регионального сельского хозяйства и новым элементом экспортной стратегии Китая. Это подтверждают данные, опубликованные в официальных источниках китайского агросектора.

Анатолий Якимов
Импорт
Минпромторг запускает эксперимент по маркировке промышленного оборудования с 1 ноября
Фото Анатолия Якимова

Минпромторг РФ предложил с 1 ноября 2025 года начать эксперимент по маркировке промышленного оборудования, технических устройств, их компонентов и запасных частей средствами идентификации. Эксперимент продлится до 31 августа 2026 года и направлен на реализацию Стратегии противодействия незаконному обороту промышленной продукции в стране.

Анатолий Якимов
Затоваренность и падение рентабельности: как импорт из Китая влияет на российский рынок спецтехники
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский рынок дорожно-строительной техники ожидает рост импорта спецтехники из Китая. Это должно произойти в ближайшее время. Причина – корреляция ставки утилизационного сбора с 1 января 2026 года на 15%.

Анатолий Якимов
Рост тарифов и новые ограничения: что ждет импортные перевозки из Китая в Россию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 15 августа в Китае вступают в силу новые регуляторные требования, которые усложнят логистику между Россией и Китаем. Теперь грузоотправители, без экспортной лицензии, не могут организовать отгрузку, что создает дополнительные расходы, особенно для небольших предприятий. Если расходы оплачиваются международными агентствами в размере 1–2% от стоимости груза, импортерам следует более тщательно проверять наличие реальных экономических трудностей у поставщиков.

Анатолий Якимов
Российские бренды покоряют Китай: фестиваль-ярмарка «Сделано в России» состоится в Пекине 28-30 августа
Фото с сайта «Сделано в России»

Фестиваль-ярмарка «Сделано в России» пройдет в деловом центре Пекина с 28 по 30 августа. Мероприятие приурочено к празднованию китайского Дня влюбленных – Циси. Организаторы – Российский экспортный центр – ожидают, что в этом масштабном событии будут участвовать более 40 компаний из 26 регионов России, выпускающие свыше 500 наименований продукции: продукты питания, косметику, сувениры и изделия народных промыслов. Фестиваль-ярмарка будет проходить в торгово-развлекательном комплексе Solana ShoppingPark в Центральном деловом районе столицы Китая.

Анатолий Якимов
Россия наращивает экспорт леса в Китай: за полгода отправлено около 140 тысяч кубометров
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За семь месяцев 2025 года в России выдали и переоформили более 6300 фитосанитарных сертификатов на экспорт лесопродукции. Инспекторы Россельхознадзора оценили качество пиломатериалов, деловой древесины и других лесоматериалов в общем объеме около 331 тысячи кубических метров, направленных в 12 стран, включая Китай, на долю которого приходится 42% этого объема или 139,2 тысячи кубических метра.

Анатолий Якимов
Фугглер и Вакуку – ответ китайской Лабубу: новые вирусные коллекционные игрушки в России
Коллаж из фото с сайта babycity.ee

Во второй половине июля в России резко вырос интерес к коллекционным игрушкам Фугглер и Вакуку. Продажи на маркетплейсах увеличились втрое, превысив 750 штук. При этом поисковые запросы выросли в 2,5 раза – с 1000 до 2500. Это связано с влиянием тренда на нестандартные «странные» игрушки, которые изначально стартовали с популярности куклы Лабубу.

Анатолий Якимов
Падение энергорынка и сложности поставок «заморозили» рост торговли между РФ и Китаем
Фото пресс-службы Западно-Сибирской железной дороги

В январе–июле 2025 года объем двусторонней торговли между Китаем и Россией сократился на 8,1% в годовом исчислении, составив 125,8 миллиарда долларов США. Импорт товаров из КНР в Россию сократился на 8,5% до 56,23 миллиардов долларов США, в то время как экспорт российских товаров в КНР сократился на 7,7% до 69,57 миллиардов долларов США. Такие данные приводит Главное таможенное управление Китая.