Николай Лобанов
Блоги

Николай Лобанов: Оптимизация логистики и covid-19

Как эксперт по логистике, я продолжаю анализировать происходящее вокруг, сидя дома и пропуская через себя огромный поток новой информации.
В своей предыдущей статье «Логистика 2020. Тренды новой реальности» я обозначил тренды, в рамках которых придётся жить бизнесу.
Сovid-19 создал мировой кризис, но кризис дал нам возможности!
Какие возможности? — скажете вы, одни проблемы! И будете правы только наполовину, так как многие в этом кризисе уже видят больше пользы, чем вреда, как это ни странно звучит.
Посмотрите вокруг!
Есть мнение, что мы находимся в состоянии 3-ей мировой войны, которая началась с информационной «артподготовки», продолжилась торговой войной в виде санкций, а сейчас идёт «фаза тренинга» по биологической войне в виде коронавируса, чтобы посмотреть, как будет работать технология вирусного вброса и защиты в разных странах.
Я не поклонник конспирологических теорий, но как аналитик-практик не могу отрицать фактов, которые очевидны и никем не скрываются.
Всем очевидно, что США теряют влияние и лидерство в мире, поэтому используют грубую силу в виде санкций, так как мягкая сила уже не работает.
Фактом является наличие десятков биологических лабораторий США по всему миру, но подальше от своих границ. Разработка в этих лабораториях коронавирусов является тоже фактом, который разразился скандалом в 2015 году.
Атака саудитов, больших «друзей-сателлитов» США, на нефтяном рынке против России в разгар пандемии вируса также является фактом продуманной военной операции, аналогичной той, которая развалила СССР.
Все эти атаки США захлёбываются, принося больше вреда только им самим и их сателлитам.
Но мы понимаем, что все эти атаки продолжатся, а война разгорается.
Ядерное оружие для США стало неактуальным, так как они понимают, что «горячая война» для них 100% смертельна. Новое оружие России и успехи нашей армии в Сирии сильно отрезвили стратегов США, поэтому воевать они будут на том поле, где чувствуют свою силу — на экономическом поле.
Мировой экономический кризис все давно ждали, много о нём говорили, как о неизбежном, так как США он был жизненно необходим в борьбе с Китаем, чтобы враз провести передел мирового рынка, путём скупки подешевевших активов на специально напечатанные шесть триллионов долларов. Ведь только США обладает потенциалом в управлении резервной мировой валютой!
Поэтому запуск коронавируса как дестабилизатора мировой экономики для США явился очень удобным инструментом, а Трамп сразу озвучил уровень потерь в США — 100-200 тысяч жизней.
Кстати тоже полезное и выгодное кровопускание для США, так как 70% смертей — это эмигранты, нелегалы, нищие. Этих людей стратеги США посчитали и обрекли на смерть сразу, так как у них нет денег ни только на медицинскую страховку, но даже на парацетамол в аптеке.
Россия и Китай вынуждены защищаться, принимая адекватные военному времени меры.
Может вы не обратили внимание, но Президент России фактически перевёл нашу экономику на «военные рельсы», как это сделал И. Сталин в 1939 году, поэтому госпитали у нас сейчас строит Шойгу с большим запасом по койкам и оборудованию, а стратегические промышленные предприятия работают круглосуточно, в то время как мы все сидим дома и смотрим телевизор.
До многих обывателей ещё не дошло, что не Сovid-19 мы так боимся, а опасаемся более серьёзных биологических атак США.
Поэтому генетики сейчас встали «под ружьё», как ядерщики в 1945-м!
Вот так я вижу ситуацию вокруг на сей момент.
Теперь давайте поговорим о том, что же нам делать и какие у нас есть возможности!
Прежде всего, нужно понять без чего мы можем обойтись, а что нам жизненно необходимо в состоянии мировой гибридной войны.
Уверяю вас, без ресторанов и турбизнеса мы обойтись можем, а вот без логистики и ИТ, как показали прошедшие два месяца пандемии, выжить никому не удастся.
Логистика и информационные технологии, как кровь, стали жизненно необходимы всем предприятиям и простым людям, сидящим дома: осознание этого уже пришло ко многим за эти два месяца.
Многие компании «кусают локти», так как не внедрили современные логистические технологии интернет-торговли, информационные технологии дистанционной работы, поэтому не могут сейчас зарабатывать, а сидят дома и считают свои убытки.
Они наивно думают, что снимут карантин всё «вернётся на круги своя», но, увы, мир изменился безвозвратно и будет меняться ещё быстрее, так как в военное время всё ускоряется: это «вопрос жизни и смерти».
Поэтому чем раньше у вас наступит понимание ситуации, чем раньше вы начнёте активно реагировать на изменения, тем лучше воспользуетесь возможностями кризиса и получите конкурентное преимущество!
Прежде всего, нужно понять, что такое логистика:
Логистика — это взгляд (мировоззрение) на все бизнес-процессы предприятия через призму издержек, с целью их оптимизации, контроля и управления ими. (Николай Лобанов, логист)
Суть логистического подхода к управлению (новизна) заключается в интеграции отдельных участников логистического процесса в единую систему, способную быстро и экономично доставить необходимый товар в нужное место.
Вам нужно перейти от административного управления людьми к автоматизированному управлению бизнес-процессами по КПЭ (ключевым показателям эффективности) и нормативам, нужно создать логистическую цепочку поставок в виде «конвейера» с чётко выверенными параметрами.
Как описать складские бизнес-процессы, я подробно давно написал в своей статье:
Цель описания и формализации бизнес-процессов — переход с административной системы управления людьми, которая зависит от «человеческого фактора», на более качественно совершенную, «прозрачную» систему управления процессами.
Формализованная система управления бизнес-процессами позволяет почти полностью автоматизировать работу логистики (склада, транспорта).
Описанная система управления бизнес-процессами является алгоритмом для внедрения автоматизированных информационных систем управления (ИТ).
Автоматизация процессов позволяет значительно снизить логистические издержки, увеличить производительность труда, стабильность и качество работы логистической системы.
КПЭ ключевые показатели эффективности — являются индикаторами контроля бизнес-процессов, поэтому без них никак нельзя выстроить оптимальную логистику.
КПЭ должны быть трёх типов:
  • экономический
  • качественный
  • количественный
Баланс этих трёх типов показателей — искусство управления логистикой!
Быстро, качественно и дёшево нельзя — удалите что-то одно!
Быстро, дешево и хорошо — из этих трех вещей нужно всегда выбирать две. Если быстро и дешево, это никогда не будет хорошо. Если это дешево и хорошо, никогда не получится быстро. А если это хорошо и быстро, никогда не выйдет дешево. Но помни: из трех все равно придется всегда выбирать два.
При оценке эффективности логистики необходимо «увязать» три основных критерия:
  • экономический
  • качественный
  • количественный
Соблюсти баланс между:
  • уровнем издержек,
  • уровнем сервиса,
  • уровнем производительности
Все три типа КПЭ крайне важны, так как:
  • если вы не будете считать и планировать свои затраты в логистической цепи, то очень быстро окажетесь банкротом.
  • если вы не будете предоставлять приемлемый уровень сервиса, например, доставлять клиенту нужный товар в указанный срок, то скоро окажетесь без клиентов и с плохой репутацией.
  • если вы не сможете работать с высокой производительностью, быстро, то кому будет нужна «ложка после обеда». Мало кто захочет делать вам заказ с доставкой через два дня, на следующий день-ещё подумают, а вот доставка через 3-4 часа сейчас востребована как никогда и такой сервис становится нормой.
Поэтому в зависимости от того, в каком бизнесе вы работаете, вам нужно внимательно посмотреть, что хочет заказчик и как на его «хотелки» реагируют ваши конкуренты.
Необходимо выбрать КПЭ таким образом, чтобы быть немного лучше конкурента, но тщательно считая затраты до того, а не после того, как вы их понесёте.
Сейчас все сидят дома, поэтому доставка заказа клиенту домой оказалась крайне востребованной услугой!
Если вы раньше ждали клиента в своём магазине, то сейчас ситуация поменялась и вам нужно наладить «последнюю милю» — доставку на дом. Самое быстрое — это заключить договор с курьерской компанией или с логистическим оператором, но тщательно считайте затраты.
Если раньше клиент мог в вашем магазине посмотреть и выбрать товар, то сейчас это стало для некоторых невозможным, поэтому вам необходимо быстро сделать интернет-магазин с удобным сервисом осмотра товара виртуально.
Если раньше клиент оплачивал товар в вашем магазине при покупке, то сейчас нужно сделать онлайн оплату, желательно через онлайн кассу (терминал) при получении заказа от курьера или водителя-экспедитора.
Если раньше вы сидели в офисе и могли управлять своими сотрудниками, то сейчас вы и сотрудники сидите дома, поэтому необходимо создать систему удалённого доступа к вашим серверам и подключить систему электронного документооборота для работы в режиме онлайн всех сотрудников.
Вам нужно понять общий тренд для всех отраслей бизнеса:
  • все переходят в онлайн
  • заказов клиентов становится больше, но они мельчают, а количество поштучных заказов растёт и доходит до 80-90%.
  • принимать, собирать и доставлять заказы нужно очень быстро, поэтому у вас всё должно работать точно «как часы» в нормативных параметрах.
Какие риски у вас сейчас возникают в логистике?
  1. Риск остаться на обочине бизнеса, если вы перестроите логистику своей компании под вызовы времени.
  2. Риск несвоевременной сборки и доставки заказов клиентов, если вы не автоматизируете свою складскую и транспортную логистику.
  3. Риск взрывного роста логистических издержек, если вы не измените свою «учётную политику» и не начнёте тщательно просчитывать свои планируемые издержки в условиях низко маржинального бизнеса. Сейчас у людей будет мало денег и все будут считать каждую копейку, поэтому придётся научится точно считать плановую себестоимость.
  4. «Последняя миля» — доставка!
Очень многие компании «обломали себе зубы» на этом логистическом процессе!
Есть риск, что при уменьшении объёма заказа и увеличении количества заказов в водном маршруте, доставка становится «золотой».
Нужно обязательно правильно считать добавленную стоимость на доставку к цене товара.
Нужно тщательно просчитывать оптимальный маршрут доставки, иначе процент затрат в цене товара может вырасти на порядок с 1-2% до 10-20%!
Сейчас во многих регионах уже начался выход из карантина. Москва, скорее всего, через одну-две недели снимет большую часть карантинных ограничений и мы увидим, кто остался на рынке, кто смог использовать кризисные возможности, перестроиться и нарастить свои обороты, а кто так и не сможет подняться под тяжестью навалившихся кредитов и обязательств, так как просидел дома, ничего не делая для спасения своего бизнеса, ноя на судьбу и правительство.
Но ещё есть немного времени, чтобы взять себя в руки и начать активно «работать лапками» и головой, перейдя на «военные рельсы».
Николай Лобанов
ведущий эксперт по логистике консалтинговой логистической компании Лобанов-логист
https://www.lobanov-logist.ru/
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Затоваренность и падение рентабельности: как импорт из Китая влияет на российский рынок спецтехники
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский рынок дорожно-строительной техники ожидает рост импорта спецтехники из Китая. Это должно произойти в ближайшее время. Причина – корреляция ставки утилизационного сбора с 1 января 2026 года на 15%.

Анатолий Якимов
Рост тарифов и новые ограничения: что ждет импортные перевозки из Китая в Россию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 15 августа в Китае вступают в силу новые регуляторные требования, которые усложнят логистику между Россией и Китаем. Теперь грузоотправители, без экспортной лицензии, не могут организовать отгрузку, что создает дополнительные расходы, особенно для небольших предприятий. Если расходы оплачиваются международными агентствами в размере 1–2% от стоимости груза, импортерам следует более тщательно проверять наличие реальных экономических трудностей у поставщиков.

Анатолий Якимов
Российские бренды покоряют Китай: фестиваль-ярмарка «Сделано в России» состоится в Пекине 28-30 августа
Фото с сайта «Сделано в России»

Фестиваль-ярмарка «Сделано в России» пройдет в деловом центре Пекина с 28 по 30 августа. Мероприятие приурочено к празднованию китайского Дня влюбленных – Циси. Организаторы – Российский экспортный центр – ожидают, что в этом масштабном событии будут участвовать более 40 компаний из 26 регионов России, выпускающие свыше 500 наименований продукции: продукты питания, косметику, сувениры и изделия народных промыслов. Фестиваль-ярмарка будет проходить в торгово-развлекательном комплексе Solana ShoppingPark в Центральном деловом районе столицы Китая.

Анатолий Якимов
Россия наращивает экспорт леса в Китай: за полгода отправлено около 140 тысяч кубометров
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За семь месяцев 2025 года в России выдали и переоформили более 6300 фитосанитарных сертификатов на экспорт лесопродукции. Инспекторы Россельхознадзора оценили качество пиломатериалов, деловой древесины и других лесоматериалов в общем объеме около 331 тысячи кубических метров, направленных в 12 стран, включая Китай, на долю которого приходится 42% этого объема или 139,2 тысячи кубических метра.

Анатолий Якимов
Фугглер и Вакуку – ответ китайской Лабубу: новые вирусные коллекционные игрушки в России
Коллаж из фото с сайта babycity.ee

Во второй половине июля в России резко вырос интерес к коллекционным игрушкам Фугглер и Вакуку. Продажи на маркетплейсах увеличились втрое, превысив 750 штук. При этом поисковые запросы выросли в 2,5 раза – с 1000 до 2500. Это связано с влиянием тренда на нестандартные «странные» игрушки, которые изначально стартовали с популярности куклы Лабубу.

Анатолий Якимов
Падение энергорынка и сложности поставок «заморозили» рост торговли между РФ и Китаем
Фото пресс-службы Западно-Сибирской железной дороги

В январе–июле 2025 года объем двусторонней торговли между Китаем и Россией сократился на 8,1% в годовом исчислении, составив 125,8 миллиарда долларов США. Импорт товаров из КНР в Россию сократился на 8,5% до 56,23 миллиардов долларов США, в то время как экспорт российских товаров в КНР сократился на 7,7% до 69,57 миллиардов долларов США. Такие данные приводит Главное таможенное управление Китая.

Анатолий Якимов
Российская морепродукция в Китае: новые компании и рост экспорта
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российские компании регулярно экспортируют рыбную продукцию в Китай. В Поднебесной одобрили новые производственные объекты и суда из России, которые могут поставлять рыбу и морепродукты в страну. Объемы экспортируемой в КНР продукцию обеспечивают положительную динамику, несмотря на общие изменения на рынке.

Анатолий Якимов
Россия вошла в тройку крупнейших торговых партнеров крупного города Цинхай в 2025 году.
Фото: Baycrest/wikimedia.org

Россия по итогам первого полугодия 2025 года стала третьим крупнейшим торговым партнером китайской провинции Цинхай, расположенной на северо-западе КНР. Товарооборот между РФ и провинцией Цинхай достиг 260 миллионов юаней, уступив только Венгрии и Малайзии. Это обеспечило устойчивую стабильность экономических связей. Совокупный внешний торговый оборот за первые шесть месяцев года составил 3,59 миллиарда юаней — рост на 57,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а экспорт увеличился более чем в два раза. Этот фактор позволяет Цинхаю занять лидирующие позиции в Китае по темпам роста внешней торговли и экспорта.

Анатолий Якимов
Китай сохранит лидерство среди торговых партнеров России в 2025 году
Фото пресс-службы ФТС России

В первом полугодии 2025 года товарный экспорт из России составил 195,5 миллиардов долларов США, что на 6% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. При этом импорт вырос на 1% и достиг 131,6 миллиарда долларов США. Об этом рассказал глава Федеральной таможенной службы Валерий Пикалёв в интервью РБК.

Анатолий Якимов
Экспорт российских консервированных огурцов в Китай составил 300 тысяч долларов США
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский экспорт консервированных огурцов и корнишонов в первом полугодии 2025 года вырос на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С января по июнь из России вывезли 4,5 тысячи тонн консервированных огурцов на сумму свыше 5 миллионов долларов США. В стоимостном выражении увеличение составило 49%, годом ранее было 3,5 миллиона долларов США. Основными импортерами этой продукции стали Беларусь, Казахстан, Китай, Израиль и Абхазия. При этом Китай занимал третье место по стоимости закупок — около 300 тысяч долларов США.