Обязательная маркировка товаров
В этой статье мы детально рассмотрим порядок маркировки товаров средствами идентификации, а также нюансы маркировки каждой категории товаров.
Разберемся со всеми изменениями поэтапно.
Что такое обязательная маркировка товаров
Наносится обязательная маркировка непосредственно на товар — упаковку, ярлык или этикетку. Маркировать можно с помощью DataMatrix — идентификатор считается оптимальным с точки зрения соотношения стоимости, практичности и безопасности. | ||
В отличие от QR-code, штрихкод DataMatrix может быть как квадратной, так и прямоугольной формы. В отличие от RFID-меток, изготовленить DataMatrix проще и дешевле. Читабельность DataMatrix более устойчива к повреждениям — его можно распознать даже при повреждении 30 % пикселей. |
Что нужно маркировать в 2020 году
В 2020 году маркируемыми являются 12 категорий товаров, введение обязательной маркировки для 4 из них находятся на этапе эксперимента:
- Меховые изделия
- Табачная продукция
- Обувная промышленность
- Лекарственные препараты
- Одежда и другая продукция легкой промышленности
- Фотоаппаратура
- Парфюмерная продукция
- Шины и покрышки
- Альтернативная табачная продукция(эксперимент)
- Молочная продукция(эксперимент)
- Велосипеды(эксперимент)
- Средства реабилитации(эксперимент)
Для некоторых категорий товаров, вопрос об их включении в список маркируемой продукции все еще открыт:
Для всех категорий продукции процесс получения кодов маркировки и их последующей регистрации – одинаковый.
Где, в какой момент и кто должен маркировать товары
На ввозимую продукцию | На произведенную продукцию | На товарные остатки | |
Кто | Импортер | Производитель / собственник | Собственник |
Где | На заводе/СВХ в стране отправления | На заводе/СВХ или ином оборудованном месте в России | На СВХ или ином оборудованном месте в России |
Когда | До момента ввоза и подачи декларации на товары (ДТ) | После фактического производства /передачи в собственность | В рамках маркировки товарных остатков |
Процедура маркирования товаров
Способ нанесения, информационная основа кода и иные аспекты маркирования различных категорий определяются в индивидуальном порядке.
Маркировка различных категорий товаров
Большая часть изменений в действующие правила маркировки произошли за 2019 год, в частности: в перечень маркируемых товарных категорий включены 11 новых, завершено несколько пилотных проектов, в отношении нескольких категорий продукции установлен запрет на оборот и/или ввоз на территорию РФ.
Для удобства, тезисно рассмотрим изменения в разрезе по категориям:
Альтернативная табачная продукция
Одежда и другая продукция легкой промышленности
Меховые изделия
- Первая маркируемая категория продукции (с 12 августа 2016 года);
- Этап маркировки — обязательный (запрещен ввоз и оборот немаркированных товаров);
- Идентификатор — КИЗ (RFID метка с QR-code);
- Способ нанесения — вшивной, клеевой или навесной (накладной);
- Коды ТН ВЭД маркируемой продукции — обязательной маркировке подлежит одежда и аксессуары, относящиеся к позиции 4303, полностью или частично изготовленные из натурального меха разной длины и природы происхождения, например, из низковолосого меха норки, средневолосого меха соболя, длинноволосого меха чернобурки и других видов меха.
Табачная продукция
- Сигареты и папиросы маркируются в России с 15 января 2018 года;
- Этап маркировки — обязательный (запрещен ввоз немаркированных товаров);
- Коды ТН ВЭД маркируемой продукции — сигареты и папиросы, относящиеся к товарной позиции 2402.
Альтернативная табачная продукция
- Сигары, сигариллы, табак и другая альтернативная табачная продукция маркируются в России с 1 октября 2019 года;
- Этап маркировки — эксперимент (с 01.10.2019 по 30.06.2020);
- Способ нанесения — печать штрихкода на потребительской упаковке;
- Коды ТН ВЭД маркируемой продукции -— сигары и сигариллы, относящиеся к товарной субпозиции 2402 10; биди и кретек, относящиеся к товарной субпозиции 2402 90; различные виды табака (курительный, трубочный и иной), относящиеся к товарной позиции 2403.
Обувь
- Обувная продукция маркируются в России с 1 марта 2019 года;
- Этап маркировки — эксперимент (с 01.06.2018 по 30.06.2019).
- Способ нанесения — нанесение штрихкода на потребительскую упаковку, подошву, язычок или товарный ярлык (посредством печати или нанесения идентификатора на вшивной/навесной/клеевой основе);
- Коды ТН ВЭД маркируемой продукции — обувь различных категорий, относящаяся к товарным позициям 6401, 6402, 6403, 6404, 6405;
Лекарственные препараты
- Продукция фармацевтической промышленности маркируется в России с 1 февраля 2017 года;
- Этап маркировки — обязательный (в отношении х лекарственных средств из списка ВЗН введен запрет на ввоз и оборот немаркированной продукции; с 01.07.2020 года запрет будет действовать в отношении всех маркируемых товаров фармацевтической отрасли);
- Способ нанесения — нанесение штрихкода на потребительскую упаковку посредством печати или нанесения идентификатора на клеевой основе;
- Коды ТН ВЭД маркируемой продукции — лекарственные препараты и иные лекарственные средства, относящиеся к 30 группе;
Одежда и другая продукция легкой промышленности
- Продукция легкой промышленности маркируется в России с 1 января 2019 года;
- Этап маркировки — эксперимент (с 01.03.2019 по 31.12.2020);
- Способ нанесения — нанесение штрихкода на потребительскую упаковку, подклад или товарный ярлык (посредством печати или нанесения идентификатора на вшивной/навесной/клеевой основе);
- Коды ТН ВЭД маркируемой продукции — одежда, предназначенная для людей разных возрастов, а также различные виды домашнего текстиля, относящиеся к товарным позициям 4203 10, 6106, 6201, 6302;
Фотоаппаратура
- Фотоаппаратура маркируется в России с 1 января 2019 года;
- Этап маркировки — эксперимент (с 16.09.2019 по 31.05.2020);
- Способ нанесения — печать штрихкода на потребительской упаковке, товарном ярлыке или клеевой основе для нанесения непосредственно на товар;
- Коды ТН ВЭД маркируемой продукции - фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы, относящиеся к товарной позиции 9006 (исключения 9006 91 000 0 и 9006 99 000 0).
Парфюмерная продукция
- Парфюмерная продукция маркируется в России с 1 января 2019 года;
- Этап маркировки — обязательный (регистрация участников оборота);
- Способ нанесения — печать штрихкода на клеевой основе или непосредственно на потребительской упаковке/флаконе;
- Коды ТН ВЭД маркируемой продукции — духи и туалетная вода, относящиеся к товарной субпозиции 330300;
Шины и покрышки
- Шины и покрышки маркируются в России с 1 января 2019 года;
- Этап маркировки — обязательный (регистрация участников оборота);
- Способ нанесения — печать штрихкода на клеевой основе;
- Коды ТН ВЭД маркируемой продукции — шины и покрышки, относящиеся к следующим кодам ТН ВЭД ЕАЭС: 4011 10 000 3, 4011 10 000 9, 4011 20 100 0, 4011 20 900 0, 4011 40 000 0, 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0;
Молочная продукция
- Молочная продукция маркируется в России с 15 июля 2019 года;
- Этап маркировки — эксперимент (с 15.07.2019 по 31.05.2020);
- Способ нанесения — печать штрихкода на потребительской упаковке, если материал упаковки не позволяет напечатать идентификатор непосредственно на таре, возможно нанесение штрихкода на клеевой основе;
- Коды ТН ВЭД маркируемой продукции — молочная продукция, классифицируемая позициями: 0401, 0402, 0403, 0404, 0405, 0406, 2105 00, 2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0;
Велосипеды
- Велосипеды маркируются в России с 11 сентября 2019 года;
- Этап маркировки — эксперимент (с 16.09.2019 по 31.05.2020);
- Способ нанесения — печать штрихкода на клеевой основе или на навесном ярлыке;
- Коды ТН ВЭД маркируемой продукции — двухколесные велосипеды, относящиеся к субпозиции 8712 00, трехколесные велосипеды классифицируемые кодом 9503 00 100 9, велосипеды со вспомогательным двигателем, коляской или без них, относящиеся к позиции 8711, велосипедные рамы классифицируемые кодом 8714 91 100.
Средства реабилитации
- Медицинские кресла-коляски маркируются в России с 7 августа 2019 года;
- Этап маркировки — эксперимент (с 01.09.2019 по 01.06.2021);
- Способ нанесения — печать штрихкода на клеевой основе или на товарном ярлыке изделия;
- Коды ТН ВЭД маркируемой продукции — кресла-коляски с ручным приводом (не имеющих механических устройств для передвижения), относящиеся к субпозиции 8713 10, а также электрические кресла-коляски (оснащенные двигателем или другими механическими устройствами для передвижения), относящиеся к субпозицией 8713 90.
вернуться к списку категорий
вернуться к содержанию статьи
Кому стоит быть «начеку»
На рассмотрение уполномоченных ведомств регулярно поступают предложения о включении в список маркируемой продукции новых товарных категорий. Как правило, авторами таких предложений являются:
- участники рынков, в которых зафиксирована высокая доля оборота контрафакта;
- политические деятели;
- ведомства, регулирующие рынок маркировки и/или оборот ввозимой продукции (Минпромторг, Россельхознадзор, Минфин и иные);
- оператор маркировки ЦРПТ.
Однако с момента внесения товарной категории в список маркируемой до введения запрета на оборот и импорт немаркированной продукции, предложение должно успешно пройти несколько этапов утверждения. На данный момент, 2 категории продукции находятся на этапе согласования точных дат проведения пилота.
вернуться к списку категорий
вернуться к содержанию статьи
Питьевая бутилированная вода
Уже более полугода различные СМИ освещают информацию о том, что проект по включению питьевой воды в список маркируемой продукции, подготовленный Минпромторгом России, успешно прошел очередной этап межведомственного согласования.
Проект Постановления Правительства РФ «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации вод минеральных и питьевых на территории Российской Федерации» предусматривает:
- проведение пилотного проекта с 1 октября 2019 года по 30 сентября 2020 года;
- включение в список маркируемых товаров продукции, относящейся к позиции 2201 ТН ВЭД ЕАЭС – воды, включая природные или искусственные минеральные, газированные, без добавления сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ; лед и снег;
- согласование используемого типа идентификатора, а также возможных технологий нанесения на различные виды упаковок воды.
Точные даты начала эксперимента по маркировке будут определены после завершения межведомственного согласования.
вернуться к списку категорий
вернуться к содержанию статьи
Ювелирные изделия
Эксперимент по маркированию ювелирных изделий проходил в России с 1 июня по 1 ноября 2018 года. В ходе пилота была протестирована возможность контролировать ввоз и оборот ювелирных изделий, собирать сведения о происхождении импортируемых драгоценностях, а также были утверждены: тип идентификатора и технология его нанесения. На 1 января 2020 года была назначена предварительная дата запуска проекта обязательной маркировки ювелирных изделий.
Однако после завершения пилотного проекта, официальных сведений о начале следующего этапа или иной информации о продолжении работы над маркировкой данной категории продукции не анонсировалось до 4 марта 2020 года.
Министерство финансов внесло предложение (проект закона) на рассмотрение Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.
Инициатива Минфина предусматривает:
- разработку и внедрение государственной интегрированной информационной системы (ГИИС) в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах оборота;
- добровольное апробирование и клеймение ювелирных и других изделий из серебра российского производства с целью сокращения административной нагрузки на российских ювелиров.
Предполагается, что в случае одобрения этой инициативы, в России могут ввести маркировку ювелирных изделий, драгоценных камней и металлов, но не раньше 2021 года.
вернуться к списку категорий
вернуться к содержанию статьи
Пивоваренная продукция остается “под вопросом”
В конце 2018 года СМИ анонсировали проведение серии экспериментов по маркировке пивоваренной продукции. Пилотный проект, созданный по инициативе Министерства финансов РФ, был одобрен задействованными Министерством промышленности и торговли РФ и оператором маркировки ЦРПТ, а также несколькими участниками рынка.
Во время проведения пилота, производители, которые добровольно изъявили желание принять в нем участие, должны были маркировать выпускаемую продукцию средствами идентификации. К маркируемой продукции отнесли не только пиво, но также пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху, а способ маркировки должен был определиться в ходе эксперимента, однако первым тестировалось нанесение идентификатора типа QR-code на этикетки стеклянных и пластиковых бутылок, кег, бочек, а также на жестяные банки и иную тару. Также анонсировалось начало работы над нормативной базой и созданием рабочей группы
Обнародование результатов проведенного пилота и принятие решения о старте обязательного этапа должно было состояться еще в сентябре 2019 года. На момент написания статьи, работа в данном направлении приостановлена, информации о проведении очередного этапа пилотного проекта или о переходе маркировки в стадию обязательной — нет.
вернуться к списку категорий
вернуться к содержанию статьи
Изменения в сфере маркировки в 2020 году
На момент написания статьи, маркировка перешла на обязательный этап только для двух категорий продукции: меховые изделия и фармацевтические препараты. Ввоз и продажа немаркированных товаров этих категорий запрещен на территории России.
Однако, значительные изменения в сфере маркировки запланированы уже на 2020 год, некоторые из которых внесут кардинальные изменения в правила импорта и оборота продукции нескольких маркируемых категорий.
Комментарии
Ваш комментарий