От «Платона» до глобального логистического управления страной в тренде цифровой экономики
Когда зародилась современная логистика? Что явилось предпосылками для ее появления? По моему мнению, она возникла в начале 80-х, после появления в области ширпотреба персонального компьютера. Широкие круги бизнеса, а не только военные озадачились вопросом о том, как использовать новые технологии в виде ПК (персонального компьютера) с наибольшим толком. А так как большинство отраслей бизнеса занимается товародвижением, перед лучшими умами того времени в виде бизнес-запроса была поставлена задача широкого использования ПК в товародвижении.
Так в 1982 году родилось понятие «цепочка поставок» в виде модели товародвижения, которую можно было легко автоматизировать средствами информационных технологий с персональными компьютерами.
1982 год можно считать годом рождения логистики в её современном виде.
Это было 36 лет назад, и принципиально за это время ничего в логистике не изменилось — как с формулой Вильсона, рождённой в 1913 году и являющейся краеугольным камнем управления товарными запасами.
Сейчас 2018 год, и у меня есть ощущение, что мы стоим на пороге глобальных изменений, когда логистика будет играть одну из первых скрипок вместе с ИТ.
Меня восхищает успех технологии китайской «Алибабы», которая по своему обороту сравнялась с ВВП средней европейской страны.
Фактически технология «Алибабы» изменила мир: от разговоров о цифровой экономике он перешёл к активным действиям.
Некоторые сравнивают «Алибабу» с «Амазоном», что категорически неверно, так как американский «Амазон» — обычный, хоть и большой интернет-магазин, рождённый в 1995 году. Он использует традиционные логистические технологии, описанные в концепции «цепочки поставок» ещё 30 лет назад.
«Амазон» — обычный магазин «купи-продай», не конкурент «Алибабы», которая, по сути, ничего не покупает и ничего не продаёт, а только оказывает услугу производителю и потребителю в области их коммуникаций и взаимодействия.
«Амазон» уже умер, только он пока об этом не знает, но догадывается. И если бы не поддержка со стороны Правительства США, которое использует «Амазон» как инструмент глобализации своего рынка, мы бы уже забыли об этом региональном интернет-магазине.
Удивительно то, что «Алибаба» ― системный интегратор, в основе работы которого на 90% лежат технологии логистики и ИТ.
Системный интегратор «Алибаба» создал успешную и управляемую систему, которая с приходом в Россию оказала глобальное влияние на весь бизнес продажи товаров ширпотреба.
А теперь перейдем к главному: какие процессы уже начались в мире и нашей стране?
5 июля 2017 года на заседании Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров представил программу «Цифровая экономика Российской Федерации», доработанную в соответствии с поручением Владимира Путина, данном им по итогам Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), прошедшего 1-3 июня 2017 года.
В феврале 2018 года первый замглавы Министерства транспорта РФ Евгений Дитрих заявил, что Минстранс планирует к концу 2019 года запустить в рамках программы «Цифровая экономика» цифровую платформу транспортного комплекса на основе сервисов «Платона» и РЖД. Инвестиции в цифровизацию транспортного комплекса до 2022 года (году начала полноценного функционирования цифровой системы транспортного комплекса), по мнению замглавы Минтранса, могут составить около 450 миллиардов рублей.
Евгений Дитрих также отметил: «Наш проект платформы в программе «Цифровая экономика» был одобрен одним из первых. Платформа будет внедряться отдельными элементами, которые постепенно начнут работать. В этом году мы планируем принять все необходимые нормативные документы и параллельно будем создавать первоочередные элементы платформы. В конце будущего года платформа начнет функционировать». Сейчас, по мнению Дитриха, отдельные элементы такой платформы есть у «Платона», ГЛОНАСС и РЖД, но необходимо выработать единый стандарт, объединить сервисы в одну экосистему.
«Цифровая платформа предназначена и для бизнеса, и для государственных органов власти. Активное участие в создании платформы принимает именно бизнес из всех видов транспорта. Это формирование стандартов и сервисов», ― сказал Дитрих.
Гендиректор оператора «Платона» — РТИТС — Антон Замков, в свою очередь, сказал, что основной задачей видит тотальное снижение издержек, как на уровне бизнеса, так и в госрегулировании процесса перевозок, а также в унификации транспортно-логистических решений на одной платформе.
«Страна огромная, вариантов перевозки различными видами транспорта огромное количество, интеграция между ними почти всегда отсутствует. Все сервисы платформы будут реализованы по принципу «одного окна», где можно будет отслеживать перемещение груза, получать все необходимые документы в электронном виде, юридически значимом для ФНС и ФТС», — описал принцип работы платформы Антон Замков.
Но Дитрих и Замков мелко мыслят!
На самом деле, начав с «Платона», можно создать за несколько небольших шагов и без особо больших инвестиций глобальную систему логистического управления и контроля основного объёма товародвижения всей страны.
На практике технология работы такой системы проста, как у «Алибабы», но эффект от её работы будет космическим.
Фактически в тренде цифровой экономики России можно создать автоматизированную информационную базу данных по основным перемещениям товара по стране.
Имея такую информационную базу, работающую в режиме реального времени, можно создать автоматизированный Госплан.
Автоматизированная система государственного планирования товарных ресурсов позволит определить объёмы и ассортиментную матрицу снабжения всех городов, а это значит, что Госплан может рассчитать мощность потребных ресурсов городов в складах и транспорте.
Госплан может инвестировать из госбюджета финансовые ресурсы на создание логистической инфраструктуры каждого города и управлять этой инфраструктурой в автоматическом режиме, как любая автоматизированная система управления товарными запасами на складах коммерческой компании.
Как WMS (система управления складом) рассчитывает количество сотрудников склада, автоматизированный Госплан сможет рассчитать потребные людские ресурсы для работы во всей глобальной «цепочке поставок».
Вы можете подумать, что я фантазирую или брежу.
Я эксперт по логистике, прагматик, умею считать и просчитывать системы товародвижения с высокой точностью безо всяких фантазий, поэтому вижу, как просто мы можем оказаться совсем в другом измерении и жить совсем в другой стране.
Посмотрите сами и следите за моей логикой!
Недавно в России была внедрена система «Платон» для взимания платы с 12-тонного автомобильного транспорта в автоматическом режиме.
Обращаю ваше внимание на то, что снабжение городов и больших компаний осуществляется в основном автомашинами большой грузоподъёмности, так как это экономически целесообразно и рентабельно. То есть всё глобальное товародвижение в стране осуществляется силами РЖД, её дочек и крупнотоннажным автомобильным транспортом.
Поэтому, если вы контролируете транспорт и управляете транспортом, то можете без проблем получить всю информацию о снабжении и потребностях любого города в товарах ширпотреба.
Чтобы сделать систему управления товародвижением, Государству нужно всего лишь сделать один простой шаг — нужно поставить на каждую автомашину или вагон RFID-метку.
Кто не знает, то такие метки стоят во всех проездных билетах метро и банковских картах.
RFID (англ. Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) — способ автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках.
Любая RFID-система состоит из считывающего устройства (считыватель, ридер или интеррогатор) и транспондера (он же RFID-метка, иногда также применяется термин RFID-тег).
Государство может обязать все компании, как это было с электронными кассовыми аппаратами, устанавливать RFID-метки вместе с модулем автоматической навигации «Глонас» и записывать на RFID-метки товарное содержимое автомобиля или вагона товарного поезда.
Глоба́льная навигацио́нная спу́тниковая систе́ма (ГЛОНА́СС) — российская спутниковая система навигации, одна из двух полностью функционирующих на сегодня систем глобальной спутниковой навигации.
Считывающее устройство RFID-метки можно поставить вместе с устройствами «Платона» и в пунктах въезда на платные дороги.
Вот и всё! Очень просто!
Едет такая фура по дороге, а в автоматизированную систему Госплана в режиме онлайн поступает информация кто, что, куда везёт и в каком количестве!
Остаётся только элементарно создать программу по компьютерной обработке всех этих данных и контролировать их.
Научившееся собирать и контролировать данные практически обо всех товарных потоках в стране Государство просто обязано создать логистическую систему по управлению и оптимизации товародвижения всех городов.
Подключив систему Госзакупок, не составляет никаких проблем создать мощнейшую и эффективную систему государственного управления снабжением городов и точно рассчитать необходимую инфраструктуру.
Такая система может быть создана за очень короткий срок — не более ПЯТИ лет.
Автоматизированная система государственного планирования товарных ресурсов Госплан позволит уменьшить армию государственных чиновников до одного компьютера!
Финал. Занавес.
Где я не прав?
Кто хочет поспорить с моей логикой логиста?
Или мечтать не вредно?
Николай Лобанов
ведущий эксперт по логистике консалтинговой логистической компании «Лобанов-логист»
Комментарии
Ваш комментарий