Кантонская ярмарка: упадок или смена формата?
Кантонская ярмарка – само олицетворение феномена потребительства, а заодно и торговой мощи КНР; современное чудо света и вавилонское столпотворение "в одном флаконе". Вернее, не во флаконе, а выставочном центре «Пачжоу», крупнейшем в Азии.
Масштабу соответствует и история, и традиции: ярмарка регулярно проводится уже почти полвека, ну, а сам г. Гуанчжоу, где она располагается, считается крупным перекрестком торговых путей уже добрых 1000 лет. Между тем, несмотря на то, что на 101-й сессии мероприятие из «выставки китайских экспортеров» превратилось в «выставку экспортеров и импортеров КНР», в последние годы популярность «Кантона» среди иностранных посетителей стала падать.
Тенденция, конечно же, относительна. Canton Fair остается крупнейшей в Поднебесной ярмаркой, ритмично (дважды в год) пульсирующим сердцем международной китайской торговли. Но, учитывая, что она признается также и «барометром внешней торговли Китая», к «утечке участников» стоит отнестись внимательнее.
Кантон уже не тот? Цифры
Представитель пресс-службы ярмарки, замдиректора Китайского центра внешней торговли Лю Цзяньцзюнь на пресс-брифинге, состоявшемся после 115-й (весенней) сессии, заявил, что число иностранных заказчиков по сравнению с весной прошлого года сократилось более чем на 7%, а среди заключенных контрактов превалировали кратко- и среднесрочные. Китайцы списали падение на объективные неэкономические сложности и потрясения, происходящие во многих странах в последнее время. Но только ли в этом дело?.. Постараемся выявить основные причины спада популярности Кантона.
Проблемы ярмарки отчасти проистекают из глобальных тенденций, связанных с международной торговлей.
Не секрет, что дешевые производства товаров из категории «ширпотреб», которые так долго ассоциировались с лейблом made in China, начали медленно дрейфовать из Поднебесной, где стоимость рабочей силы растет, во Вьетнам и другие страны ЮВА. Вслед за ними из Китая (а как следствие – с Кантонской ярмарки) уходит немалая часть заказчиков, ищущих, где купить товар «дёшево и сердито».
Бизнес на бегу
Соглашения, которые на ломаном английском составляют китайцы и зарубежные гости (особенно россияне), зачастую заключаются впопыхах, без учета важных нюансов. В дальнейшем сотрудничество оказывается невыгодным! Гости выставки – обычно «топы», руководители верхнего или среднего звена. Между тем, чтобы разобраться в тонкостях, в неочевидных характеристиках предлагаемого товара, будь то электронное оборудование или спортивная обувь, нужны узкие специалисты, которых «на Кантон» не берут. Итог – разочарование в сотрудничестве с китайцами. Наконец, сам масштаб ярмарки (бурление толпы, мельтешение людей и величина выставочных площадей) могут помешать неподготовленному новичку отыскать наилучшее для себя предложение, препятствует комфортному и ясному решению вопросов.
Число иностранных заказчиков на 115-й (весенней) сессии ярмарки сократилось на 7%.
Чересчур много гостей
Снижение интереса иностранцев к «Кантону» отчасти отображает и некоторую неэффективность деловых коммуникаций, которые выстраиваются на ярмарке. Да, выставка – это миллион участников, человеческий муравейник, лабиринт стендов и витрин, яркое торговое шоу. Но для бизнеса подчас нужно совсем не это.
Хотя что-то купить на ярмарке в розницу очень сложно, она привлекает большое количество туристов (или бизнесменов, ведущих себя как туристы). Часто подобное говорят о российских предпринимателях, расхаживающих по «Кантону» в туристических шортах, шлепанцах и с бутылкой пива.
Массовость и «всеядность» выставки делают «Кантон» мейнстримом со всеми вытекающими последствиями: ориентация мероприятия на количество и поверхностность. Найти новые возможности зачастую проще на менее «распиаренных» и местечковых, но узкоспециализированных выставках в Европе. Их общий уровень оказывается значительно выше.
Трейдерские захваты
«Ловят» клиентов на «Кантоне», как правило, не узкоспециализированные производители, а трейдеры – компании-посредники, торгующие всем подряд. Для фирм из узких ниш ярмарка – лишь имиджевое мероприятие, а не источник прибыли.
Трейдеры планомерно захватывают Кантонскую ярмарку: посредники арендуют целые торговые ряды, представляя продукцию различных отраслей и предприятий. Работать с ними в некоторых отношениях удобнее, но дороже, а главное – заказчик теряет непосредственный контакт с производителем, возможность прямо влиять на него. Крупная импортно-экспортная компания может направить ваш заказ на одну фабрику, а может – на другую или на третью. При возникновении сложностей наличие дополнительных вариантов может выручить, но такие вещи лучше контролировать самому, а не отдавать на откуп посреднику.
На Кантонской ярмарке и идет отток гостей из западных стран, однако до некоторой степени он восполняется за счет притока посетителей из регионов Азии и особенно – Африки.
Итог
Конечно же, хоронить «Кантон» рано. Но этот чуткий барометр действительно показывает изменения, происходящие в китайской и мировой экономике. Происходит переориентация ярмарки, приспособление её к новым глобальным условиям, изменение структуры товарных потоков в связи с медленным отмиранием экспортно-ориентированной модели экономики КНР.
«Золотая эра» китайских производителей клонится к закату, но это и хорошо: с увеличением себестоимости товаров происходит заметный рост качества. Китайцы заняли свою (донельзя обширную!) нишу на мировом рынке, расти дальше такими темпами невозможно. Иначе китайское производство уподобилось бы великану Пань-Гу, который, подперев Небо плечами, настолько высоко вырос, чтобы отделить его от Земли, что, сделав это, сам умер.
Необходимо направить усилия не на количественный, а на качественный рост, что и происходит.
Поэтому сожалеть о сокращении числа заказов китайцам, конечно, стоит, а вот, например, о том, что сомнительную славу производителя дешевого ширпотреба КНР передает Вьетнаму и иже с ним – вряд ли.
Пресс-секретарь Кантонской ярмарки господин Лю Цзяньцзюнь весной выразил уверенность в том, что "трудности – преодолимы, и намеченная КПК цель увеличения объема внешней торговли будет достигнута к концу года".
Новая ярмарка – на носу. Ждем...
Комментарии
Ваш комментарий