Елена Каспирович
Работа

Итоги "Дней ВЭД" в Новосибирске

25 ноября прошли «Дни участников ВЭД Новосибирской области 2022».
Это главное для региональных экспортёров мероприятие было организовано Министерством промышленности НСО, Центром поддержки экспорта и Центром инжиниринга Новосибирской области. В 4-й раз форум прошёл в год, в целом трудный для экономики страны и переломный для её внешнеэкономической деятельности.
Ключевыми темами повестки дня стали трансформации в международной торговле, логистике, в финансовом и юридическом сопровождении сделок, анализ новых направлений российского экспорта, а также меры государственной поддержки экспортёров.
После приветственных слов министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Андрея Гончарова участники форума в формате дискуссии обсудили последствия введения санкций США, ЕС и Великобритании и анализировали различные варианты новых рынков.
Павел Кондрашов (руководитель Дирекции международной деятельности АО «Корпорация «МСП») рассказал о том, как и чем может помочь федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства участникам ВЭД. Это информационная и финансовая поддержка, снижение административной нагрузки, программы бизнес-обучения и различные онлайн-сервисы для предпринимателей на цифровой платформе МСП.рф.
Сергей Максимов (президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири) сообщил об актуальной ситуации в логистике, основные сложности в которой вызваны уходом с рынка крупных европейских компаний (совокупная доля Mediterranean Shipping Company (MSC) с Maersk и CMA CGM – 51,6%): нехватка судов-контейнеровозов, отсутствие необходимого объёма контейнеров у компаний дружественных стран и недостаточные мощности отечественных производителей контейнеров. Выходом из этой ситуации, по его мнению, могут стать: партнёрство с транспортными компаниями Китая, Казахстана, Индии и т.д. и наращивание парка собственных контейнеров российскими компаниями, в том числе пользуясь мерами государственной поддержки при приобретении контейнеров. Перспективными направлениями грузовых перевозок Сергей Максимов видит, во-первых, в развитии существующих маршрутов в страны ЕАЭС, включая Казахстан, в возвращении на европейские рынки, в том числе с выстраиванием логистики через третьи страны; во-вторых, это выстраивание новых логистических цепочек и выход на новые рынки: Ирана, Индии, Турции, арабских стран и стран латинской Америки.
Анна Руднева, эксперт в области ВЭД, руководитель консалтинговой компании «Нера Консалт», рассказала об особенностях выхода на рынки Саудовской Аравии и Объединённых Арабских Эмиратов, общее население которых составляет более 45 млн человек. В эти страны сибирские экспортёры уже поставляют продукты питания (воду, овощи и сладости), стройматериалы и инструменты, удобрения и т.д. К преимуществам этого рынка Анна Руднева относит: удобный логистический хаб, наличие в ОАЭ павильона РЭЦ, низкие налоги и развитие свободных зон торговли, а также большую русскоговорящую диаспору и развитую интернет-торговля. Вложиться в выход на эти рынки придётся больше, чем, например, на казахский, инвестиционный проект нужно планировать на 3 года, но и прибыль будет больше.
Выступление Ирины Третьяковой, гендиректора ESI Logistics & Trade Ltd, было посвящено анализу рынков Индии и Ирана. Он отметила, что эти страны открывают в России свои представительства и очень заинтересованы в сотрудничестве в области машиностроения и оборудования, химического производства. В Иране востребован экспорт зерна, оборудования для нефтегазовой, горнодобывающей и металлургической отраслей, а также пиломатериалов и фанеры. Что касается Индии, то с 2009 г. реализуются межправительственные совместные проекты с Россией в области высоких технологий, электроники очистки и опреснения воды, телекоммуникации, биотехнологий, а также дорожного строительства.
Андрей Кодыков (директор по маркетингу и развитию группы компаний Haensch) рассказал об актуальном состоянии системы международной сертификации пищевой продукции и о необходимых условиях, которые необходимо выполнить экспортёру, чтобы выйти на чужой рынок с минимальными затратами. Андрей Кодыков описал особенности маркировок HALAL, KOSHER, VEGAN и особенности сертификации пищевой продукции в Турции, Китае и других странах.
Денис Романенко (начальник отдела торговых ограничений и экспортного контроля СТУ) сообщил о реализации таможенными органами постановлений Правительства № 311 и № 312, запрещающих и разрешающих к вывозу за пределы ЕФЭС некоторых категорий товаров и оборудования. Он обратил внимание на основные случаи, исключающие применение этих постановлений, а также внесённые в них изменения. Также Денис Романенко привёл примеры самых частых вопросов, поступающих на горячую линию СТУ в связи с применением постановлений №311 и №312.
Денис Комогорцев (начальник валютного управления Банка «Левобережный») рассказал об изменениях финансовых потоков участников ВЭД в условиях западных санкций. Резюмируя его обстоятельное выступление, можно сказать, что многие экспортёры переходят от платежей в долларах и евро на платежи в рублях, юанях и других валютах, чтобы избежать удержания зарубежными банками перевода на неопределённый срок или отказа в переводе. К примеру, в банке «Левобережный» в 2022 году переводы в рублях и юанях выросли многократно. Кроме этого, банк стали использовать альтернативные европейской SWIFT платёжные системы: СПФС (Система передачи финансовых сообщений Банка России) и китайской CIPS (Cross-border Internet Payment System) с 400 и 1189 банками-участниками соответственно.
Галина Смоленская (руководитель дирекции валютного контроля банка «Уралсиб») провела мастер-класс по практике расчётов со странами ближнего и дальнего зарубежья (СНГ, Индия, Саудовская Аравия, Катар, Вьетнам) и рассказала об условиях обслуживания ВЭД в этом банке.
Заключительное выступление Марины Вакуленко (гендиректор консалтинговой компании «Экспортдинст») было посвящено особенностям ведения бизнеса в Иране. Внешнеторговый оборот России с этой страной в 2022 году превысил $ 4 млн. При этом доля импорта составила 24 % (прибавив 22% с 2021г.), а доля экспорта – 76 % (рост 115 % по сравнению с 2021 г.). Большая часть экспорта – 87% – продовольственные товары или сельскохозяйственное сырьё. Для ведения бизнеса в этой мусульманской стране очень важно понимание культурных различий в целом и деловой культуры в частности. Марина Вакуленко подробно рассказала об особенностях ведения переговоров с иранскими партнёрами и отметила, что у российско-иранского товарооборота есть предпосылки роста до $ 40 млрд.
Фото: Алексей Гриценко
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Россия и Китай укрепляют сотрудничество: взгляд бизнесмена Олега Дерипаски
Фото с сайта deripaska.ru

За последние годы Россия и Китай достигли заметных успехов в развитии широкомасштабного сотрудничества, охватывающего множество сфер экономики и науки. Об этом в интервью агентству Синьху рассказал российский предприниматель Олег Дерипаска.

Анатолий Якимов
Импорт
Товарооборот России и Китая вырос до 245 миллиардов долларов США: инвестиции и цифровизация выходят на новый уровень
Фото со страницы Российского совета по международным делам в социальной сети «ВКонтакте»

Россия занимает пятое место среди внешнеторговых партнеров Китая, товарооборот между двумя странами в 2024 году достиг 245 миллиардов долларов США. Об этом сообщил посол РФ в КНР Игорь Моргулов на международной конференции «Россия и Китай: сотрудничество в новую эпоху». По его словам, Китай уже 15 лет подряд остается главным торговым партнером России, а Россия, в свою очередь, занимает пятую строчку в списке внешнеторговых контрагентов Китая.

Анатолий Якимов
Как изменится рынок грузоперевозок Россия-Китай в летнем сезоне 2025: аналитика и прогнозы экспертов

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Тренды грузоперевозок между Китаем и Россией в летнем сезоне». Эксперты АО «ВЭД Агент» – аналитик отдела логистики Валерия Гарнец и ведущий специалист по автоперевозкам Елизавета Рагозина рассказали о том, что ожидает рынок перевозок по направлению Россия – Китай летом 2025 года.

Анатолий Якимов
Электронная очередь в Забайкальске станет прозрачнее: Минтранс вводит ограничения и технические решения
Фото пресс-службы Читинской таможни

Министерство транспорта России объявило о комплексных мероприятиях по перевозке с ботами и недобросовестными перевозчиками в электронной системе очереди на проезд через Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск». Цель — обеспечить равный и прозрачный доступ к бронированию слотов для грузовых перевозчиков и снизить риски сбоев в логистике из-за искусственного дефицита мест.

Анатолий Якимов
Как правильно подать жалобу: консультации Сибирского таможенного управления
Фото Анатолия Якимова

Сибирское таможенное управление (СТУ) открыло дистанционную акцию «Жалуемся правильно», которая пройдет с 3 по 6 июня 2025 года. В рамках мероприятия специалисты СТУ в телефонном режиме проконсультируют граждан и участников внешнеэкономической деятельности по вопросам обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов.

Анатолий Якимов
Как «Эконива» завоевывает китайский рынок: экспорт молока и открытие первого магазина в Сиане
Фото пресс-службы компании «Эконива»

Крупнейший российский молочный холдинг «Эконива» открыл первый небольшой фирменный розничный магазин в Китае, в городе Сиань провинции Шэньси. Магазин стал первой торговой точкой с импортным молоком в Сиане, который расположен в знаковом районе рядом со станцией метро, Академией общественных наук и крупным торговым центром. В ассортименте представлены ультрапастеризованное молоко различной жирности от классической и профессиональной линеек, а также напитки на основе молочной продукции производителя.

Редакция
Китай вводит революционные изменения в банковскую систему с 1 июня 2025 года
Фото с сайта unsplash.com

С 1 июня 2025 года в банковской системе Китая введены масштабные изменения, которые коснутся всех участников международного бизнеса. Новые меры направлены на цифровизацию и повышение безопасности финансовых операций.

Анатолий Якимов
Экспорт из России в Китай по железной дороге увеличится на 1,7% за четыре месяца 2025 года
Фото пресс-службы ОАО «РЖД»

Железнодорожные грузоперевозки между Россией и Китаем в январе-апреле 2025 года продолжали расти, несмотря на общий спад товарооборота между странами. Через погранпереходы с КНР было перевезено 13,5 миллиона тонн грузов, что на 0,8% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Экспорт из России вырос на 1,7% и составил 12,7 миллиона тонн, при этом крупнейшие объемы пришлись на переходы Забайкальск-Маньчжурия – 6,8 миллиона тонн, рост 1,7%, Гродеково-Суйфэньхэ – 2,9 миллиона тонн, рост 6,9% и Нижнеленинское-Тунцзян – 1,9 млн тонн, рост 10,5%. Пограничный переход Камышовая-Хуньчунь показал снижение на 37,2% до 780 тысяч тонн.

Анатолий Якимов
Новая волна китайских брендов захлестнет Россию к концу 2026 года: техника, мода и автомобили
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Новая волна китайских брендов усиленно выходит на российский рынок и будет расти к концу 2026 года. По словам вице-президента Союза торговых центров Наталии Кермедчиевой, в последние годы Россия видит основной рост присутствия китайских брендов в сегментах бытовой техники, электроники и модной индустрии. Переговоры с китайскими и южнокорейскими компаниями ведутся с конца 2022 года, а их активизация будет вестись именно в конце 2026-го. Об этом сообщает ТАСС.

Анатолий Якимов
Россия увеличила импорт велосипедов из Китая в 2025 году: новые рекорды и ключевые бренды
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Россия активно наращивает импорт велосипедов из Китая в преддверии летнего сезона 2025 года. Поставки велосипедов из Китая в Россию в апреле выросли в 1,4 раза по сравнению с мартом и на 20% в годовом выражении, достигнув максимума с января — 22,5 миллиона долларов США. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на статистические службы КНР.