Елена Венгерская
Экспорт

Как защитить интеллектуальную собственность?

17 марта 2021 года в Центре поддержки экспорта Новосибирской области — структурном подразделении Центра «Мой бизнес» — состоялся экспортный семинар «Международная защита объектов интеллектуальной собственности при внешнеэкономической деятельности», который провела эксперт, патентный поверенный по товарным знакам, старший юрист, руководитель практики по защите интеллектуальной собственности ООО «Юридическая компания «Гребнева и партнёры» Юлия Буренкова.
Защита интеллектуальной собственности, регистрация торговой марки — то, с чего нужно начинать экспорт. Сейчас, когда в некоторых странах возможности регистрации на себя чужой интеллектуальной собственности упростились, экспортеры должны быть вооружены самыми современными практиками защиты.
Эксперт рассказала об особенностях защиты интеллектуальной собственности на различных зарубежных рынках: европейских, азиатских, американских.
Слушатели узнали, какие объекты интеллектуальной собственности есть у компании, помимо торговой марки, и как их защитить. Юлия рассказала о том, как не стать продавцом контрафакта при поставках собственной продукции, о том, что необходимо для того, чтобы подтвердить неконтрафактность товара. Участники семинара получили знания о том, когда следует подавать заявку на регистрацию объектов интеллектуальной собственности, как сделать это с минимальными временными и денежными затратами. Спикер подробно разобрала кейсы компаний, примеры многоуровневой защиты товарного знака. Она рассказала об авторском праве в разных странах и о общих правилах, которые действуют в отношении интеллектуальной собственности (авторское право не ограничено на территории одной страны, единого международного товарного знака пока не существует, товарные знаки или патенты РФ не помогут на территории другой страны).
Узнали слушатели и о том, где и зачем регистрировать авторское право. Так, товарный знак можно регистрировать в национальной системе каждой конкретной страны, в мадридской системе, в европейской и в евразийской системе. Понятно, что регистрация в национальной системе приоритетнее, особенно если речь идет об иероглифической или вязевой системе письменности. Юлия дала конкретные советы, как зарегистрировать ИС в национальной системе, почему нужно подавать заявку на регистрацию в конкретный орган этой страны и зачем обязательно нужно привлекать местного патентного поверенного. Рассказала она и о различиях в системе регистрации в тех или иных странах. Так, в Китае, например, действуют ограничения товаров в классе: из международной классификации исключены определенные группы товаров. А в той же Словакии, например, взимается плата за перевод на государственный язык. Участники семинара узнали, почему регистрировать интеллектуальную собственность нужно до переговоров с инвестором или дистрибьютором, до участия в международных выставках и, конечно, до запуска продукции в продажу в другой стране.
Чаще всего с уязвимостью интеллектуальной собственности экспортеры сталкиваются в Китае, где для нашего экспорта характерны такие проблемы, как отсутствие стратегии продвижения на рынке, отсутствие адаптации товара, бренда, упаковки, недостаточная защита бренда, порождающая появление подделок, слабое информирование о продукте и его производителе, языковой барьер.
Юлия рассказала, как обойти эти проблемы и локализовать бренд в Китае. Она подробно остановилась на адаптации ТМ, поведав о том, как составить новый товарный знак путем использования китайских иероглифов, как выбрать близкие по звучанию иероглифы с подходящим значением и т.п.
Затем спикер перешла к другим национальным системам регистрации, а также к мадридской, европейской и евразийской системам. После чего подробно разобрала патентование.
Слушатели поняли, что регистрировать интеллектуальную собственность — просто и нужно. И это гораздо дешевле, чем выкупать потом свою ТМ у «захватчиков» или бороться за нее в суде. Тем более что существует субсидия РЭЦ на регистрацию ТМ за рубежом, о чем спикер также рассказала.
Поэтому надо регистрировать ТЗ, регистрировать упаковку, регистрировать внутреннюю упаковку, если она есть. И в целом уделять защите интеллектуальной собственности должное внимание. В противном случае можно пострадать от собственной беспечности. Как, например, российские экспортеры молочной продукции, 13 брендов которых зарегистрировала на себя китайская компания.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Почему импортерам нужна белая доставка из Китая в 2025 году — мнение эксперта
Фото предоставлено Дианой Горбач

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместную онлайн-встречу: «Белая доставка из Китая: почему это единственный доступный вариант». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач рассказала о том, почему доставлять товары «в белую» выгодно и как это отражается на репутации компании-импортера.

Анатолий Якимов
Таможня
Сибирский ЦЭД переходит на круглосуточный режим: декларации 24/7 с 15 декабря
Фото Анатолия Якимова

Сибирский центр электронного декларирования перейдет на круглосуточный режим с 15 декабря. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подавать декларации на товары в любое время суток, включая ночные часы, без дополнительных обращений.

Анатолий Якимов
Логистика
Как система TIR сделала Забайкальск логистическим хабом с Китаем
Фото Медиацентра Маньчжурии

Пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия в декабре 2025 года преодолел исторический рубеж: здесь прошел 2000-й грузовик по системе TIR – Transports Internationaux Routiers. Этот прорыв подчеркивает трансформацию Международного пункта пропуска «Забайкальск» в основной логистический хаб России.

Анатолий Якимов
Импорт
Китай готовится к Новому 2026 году: когда закрываются фабрики
Фото с сайта издания «Жэньминь жибао» онлайн

С 8 декабря в Китае стартовала активная подготовка к Новому году по лунному календарю – Празднику Весны 2026 года, который наступит 17 февраля. Это будет Год Деревянной Лошади – символа процветания, удачи и динамики в китайской астрологии. Спрос на праздничные товары растет по всей стране, а российские импортеры фиксируют рекордные объемы закупок. Об этом сообщает издание «Жэньминь жибао» онлайн.

Анатолий Якимов
Импорт
Где купить автоаксессуары оптом в Китае для России: гид для бизнеса
Фото с сайта freepik.com

Российские предприниматели активно закупают автоаксессуары оптом в Китае благодаря низким ценам и широкому ассортименту. В 2025 году импорт автозапчастей и аксессуаров из КНР растет на фоне параллельного импорта, обеспечивая до 45% рынка кузовных деталей.

Анатолий Якимов
Таможня
Российская таможня сохраняет упрощенный порядок ввоза грузов из ЕАЭС до декабря 2025
Фото Анатолия Якимова

Сибирское таможенное управление подтвердило продление упрощенного порядка ввоза товаров из Казахстана и Киргизии в Россию до 25 декабря 2025 года. Нововведение закреплено Указом Президента РФ №912 от 9 декабря 2025 года, который изменил прежний указ №778 от 24 октября 2025 года.

Анатолий Якимов
Импорт
Россияне увеличили заказы люксовых товаров из Китая на 52% в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года россияне значительно активизировали заказы люксовых товаров из-за рубежа: объем покупок вырос сразу на 52% по сравнению с тем же периодом 2024 года, сообщает РБК со ссылкой на данные CDEK.Shopping, ведущего оператора международных доставок брендовых товаров.

Анатолий Якимов
Экспорт
Российский лес в Китае: что и сколько экспортируют в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

С января по ноябрь 2025 года Россия продолжила наращивать экспорт лесопродукции в Китай, несмотря на сохраняющиеся международные вызовы. По данным Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора, из Томской области под контролем специалистов оформлено более 1,118 миллиона кубических метров лесоматериалов, большая часть которых предназначена для экспорта.

Анатолий Якимов
Новые рейсы S7 в Китай: что изменится для грузоперевозок и пассажиров с декабря
Фото Анатолия Якимова

С понедельника, 15 декабря, рейс авиакомпании S7 Новосибирск – Пекин станет ежедневным. Chinalogist выяснил, какие новые направления будут открыты дополнительно и как это повлияет на авиадоставку.

Анатолий Якимов
Почему авиаперевозка литий-ионных батарей опасна и как Китай решает эту проблему
Фото Анатолия Якимова

В Китае успешно испытана инновационная технология, способствующая безопасной перевозке литий-ионных аккумуляторов авиационным транспортом. В ходе теста грузовой рейс из Хубэя в Шэньчжэнь транспортировал батарею весом 250 килограммов с помощью защитного контейнера из специальных материалов, способного ограничивать температуру ниже 100°C и предотвращать распространение огня.