Елена Венгерская

На китайском пути в Северную Европу встала Эстония

План строительства самого длинного в мире тоннеля потерпел неудачу.
В марте мы писали, что Финляндия нашла инвестора для воплощения в жизнь проекта «Арктического коридора» — пути из Центральной Европы в Финляндию и далее в Скандинавию, сложнейшим участком которого является самый длинный в мире подводный тоннель под Финским заливом между Таллином и Хельсинки. Инвестором строительства 103-километрового тоннеля стала китайская финансовая корпорация Touchstone Capital Partners, согласовавшая с проект-менеджером, компанией Finest Bay Area Development Oy, финансирование на сумму $17 млрд.
Вчера агентство Bloomberg сообщило, что реализацию амбициозного проекта приостановила Эстония.
Проект при этом чрезвычайно выгоден всем сторонам.
Финляндии тоннель позволит возить грузы из Китая коротким путем и отказаться от их доставки по российскому Севморпути.
Китай воплощение проекта связало бы по морю и суше с Юго-Восточной и Центральной Азией, Ближним Востоком, Европой и Африкой сетью дорог вдоль линий старого Шелкового пути и самого арктического маршрута.
Эстонию очень интересует короткая дорога в Хельсинки. Ведь тоннель позволит сократить время в пути между Таллинном и Хельсинки до 20 минут. Сейчас самый быстрый из паромов преодолевает этот путь за 2 часа. Ну а главный интерес Таллинна в том, что грузовые потоки из Прибалтики в Европу будут способствовать экономическому росту всех прибалтийских стран.
Но Таллинну не нравится, что деньги придут из Китая и будут перечислены в пользу трех китайских компаний, China Railway International Group, China Railway Engineering Company и China Communications Construction Company, подписавших в июле контракт на проектирование и строительство тоннеля. Китайская инициатива «Пояс и путь», частью которой является строительство тоннеля, не популярна в ЕС, и Таллинн хочет быть уверенным в том, что у него не будет проблем.
«Нам необходимо четкое понимание того, откуда поступают деньги и в каком количестве», — заявил министр экономики Эстонии Таави Аас. «Где гарантии, что это будет завершено?».
Эстония запросила дополнительные данные, на основании которых она может поддержать проект строительства тоннеля китайцами. Для их предоставления нужно будет провести новые исследования.
Сейчас, по сообщению Bloomberg, ЕС ревностно следит за воплощением другого большого проекта «Пояса и пути» в Европе — ВСМ между Будапештом и Белградом. На период расследования того, соблюдал ли Будапешт все антимонопольные правила при заключении контрактов, строительство было приостановлено. В ЕС опасаются, что Китай не просто воплощает в жизнь удобные и быстрые транспортные коридоры, но, прежде всего, наращивает свое влияние в ЕС, угрожая целостности блока. Противники китайских денег ссылаются на то, что в Европе и Азии немало примеров того, как «изголодавшиеся по инвестициям бизнесмены оказывались в конечном итоге в долговом рабстве у Китая».
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Рост импорта цветов из Китая: омские таможенники одобрили новый СВХ

Инспекторы Омского таможенного поста успешно проконтролировали поставку первой крупной партии свежесрезанных цветов из Китая весом более 30 тонн. Ассортимент включил розы, гвоздики, хризантемы, лилии, тюльпаны, пионы, гипсофилу и другие растения. Товар размещен на новом складе временного хранения (СВХ) закрытого типа площадью 152 квадратных метра, специально введенном в эксплуатацию оптовым импортером в декабре 2025 года.

Анатолий Якимов
Импорт
Конференция в Москве 2025: как найти надежного делового партнера в Китае
Фото предоставлено организаторами конференции

18 и 19 декабря в Москве проходит конференция «Как найти партнера в Китае: Актуальные вопросы и решения для бизнеса». Первый день был посвящен работе с поставщиками, трансграничным платежам, правовым и юридическим вопросам внешнеэкономической деятельности. Корреспондент Chinalogist принимает участие в конференции.

Анатолий Якимов
Импорт
На неделю быстрее: из Китая в Москву запустили премиум-грузовой поезд
Фото Анатолия Якимова

Шэньчжэньский логистический центр отправил первый грузовой поезд премиум-класса на станцию Селятино в Наро-Фоминске Московской области. Состав с бытовой техникой, одеждой и игрушками прошел маршрут без задержек, сообщает «Гудок» со ссылкой на агентство «Синьхуа».

Анатолий Якимов
20 лет ВЭД Агент: достижения, вызовы и стратегия на 2026 год
Фото АО «ВЭД Агент»

В преддверии 2026 года управляющий АО «ВЭД Агент» Александр Дегтярев подвел итоги юбилейного года 20-летия компании. Результаты впечатляют: численность персонала выросла до 150 сотрудников, а финансирования импорта для клиентов до 1 миллиарда рублей. Как изменится логистика из Китая, таможенное оформление через «зеленый коридор» и экспорт в КНР? О вызовах замедления экономики, автоматизации ВЭД услуг, запрете карго из Китая и стратегии стать топ-3 оператором — в эксклюзивном интервью для Chinalogist.

Анатолий Якимов
Китай вводит экспортные лицензии на сталь с 2026 года: что это значит для России
Фото с сайта freepik.com

Министерство коммерции КНР 12 декабря объявило о введении лицензий на экспорт стали с 1 января 2026 года. Эта мера может ограничить поставки из Китая, что поддержит восстановление мировых и российских цен на сталь с текущих минимумов. Аналитики прогнозируют улучшение конъюнктуры в отрасли к 2027 году, сохраняя нейтральный взгляд на акции российских сталеваров в среднесрочной перспективе

Анатолий Якимов
Владимир Путин подписал закон: параллельный импорт из КНР в РФ до конца 2026 годак
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Президент России Владимир Путин утвердил федеральный закон, продлевающий механизм параллельного импорта и дополнительные антисанкционные инструменты до конца 2026 года. Официальная публикация документа состоялась 15 декабря на портале правовой информации.

Анатолий Якимов
Почему россияне выбирают косметику из Китая: импорт вырос в 1,6 раза
Фото с сайта freepik.com

Китай уверенно вошел в тройку лидеров по поставкам декоративной и уходовой косметики в Россию, обогнав Польшу и нарастив экспорт на 60% за первые девять месяцев 2025 года. По данным платформы ООН Comtrade и национальной статистики, объемы из КНР достигли 115,4 миллиона долларов США, что позволило Поднебесной подняться с четвертого на третье место. Общий импорт косметики в РФ вырос на 11% – до 863,7 миллиона долларов США. Об этом сообщило «РИА Новости».

Анатолий Якимов
МАПП Краскино и Пограничный на границе с Китаем: рост пропускной способности до 1300 авто в сутки
Фото пресс-службы Федеральной таможенной службы

Руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) России Валерий Пикалев начал рабочий визит на Дальний Восток с инспекции автомобильных пунктов пропуска на границе с КНР. Особое внимание уделено строящимся многосторонним автомобильным пунктам пропуска «Краскино» и «Пограничный», готовность которых превышает 80%.

Анатолий Якимов
Михаил Мишустин поручил верифицированные цепочки поставок на маркетплейсах для борьбы с контрафактом
Фото с сайта freepik.com

Премьер-министр России Михаил Мишустин поручил организовать на базе маркетплейсов верифицированные цепочки поставок с технологиями отслеживания происхождения товаров. Это обеспечит подлинность продукции и защитит от контрафакта. За разработку дорожной карты отвечают Минпромторг, Минэкономразвития, МИД, Минфин, Минтранс, Минцифры, ФТС, АНО «Цифровая экономика» и «Российский экспортный центр». Документ включит меры по предотвращению продажи подделок, содействуя экспорту российских товаров и упрощению таможенных процедур при импорте. Отчет в правительство должен быть предоставлен до 31 марта 2026 года.

Анатолий Якимов
Конференция в Москве 18-19 декабря: Актуальные вопросы и решения для бизнеса с Китаем
Фото предоставлено организаторами конференции

18–19 декабря 2025 года в Москве пройдет конференция «Как найти партнера в Китае. Актуальные вопросы и решения для бизнеса». Организаторы мероприятия Российско-китайская палата и «Росэкспо» собрали практикующих специалистов, чтобы помочь импортерам избежать типичных ловушек.