Елена Венгерская

На китайском пути в Северную Европу встала Эстония

План строительства самого длинного в мире тоннеля потерпел неудачу.
В марте мы писали, что Финляндия нашла инвестора для воплощения в жизнь проекта «Арктического коридора» — пути из Центральной Европы в Финляндию и далее в Скандинавию, сложнейшим участком которого является самый длинный в мире подводный тоннель под Финским заливом между Таллином и Хельсинки. Инвестором строительства 103-километрового тоннеля стала китайская финансовая корпорация Touchstone Capital Partners, согласовавшая с проект-менеджером, компанией Finest Bay Area Development Oy, финансирование на сумму $17 млрд.
Вчера агентство Bloomberg сообщило, что реализацию амбициозного проекта приостановила Эстония.
Проект при этом чрезвычайно выгоден всем сторонам.
Финляндии тоннель позволит возить грузы из Китая коротким путем и отказаться от их доставки по российскому Севморпути.
Китай воплощение проекта связало бы по морю и суше с Юго-Восточной и Центральной Азией, Ближним Востоком, Европой и Африкой сетью дорог вдоль линий старого Шелкового пути и самого арктического маршрута.
Эстонию очень интересует короткая дорога в Хельсинки. Ведь тоннель позволит сократить время в пути между Таллинном и Хельсинки до 20 минут. Сейчас самый быстрый из паромов преодолевает этот путь за 2 часа. Ну а главный интерес Таллинна в том, что грузовые потоки из Прибалтики в Европу будут способствовать экономическому росту всех прибалтийских стран.
Но Таллинну не нравится, что деньги придут из Китая и будут перечислены в пользу трех китайских компаний, China Railway International Group, China Railway Engineering Company и China Communications Construction Company, подписавших в июле контракт на проектирование и строительство тоннеля. Китайская инициатива «Пояс и путь», частью которой является строительство тоннеля, не популярна в ЕС, и Таллинн хочет быть уверенным в том, что у него не будет проблем.
«Нам необходимо четкое понимание того, откуда поступают деньги и в каком количестве», — заявил министр экономики Эстонии Таави Аас. «Где гарантии, что это будет завершено?».
Эстония запросила дополнительные данные, на основании которых она может поддержать проект строительства тоннеля китайцами. Для их предоставления нужно будет провести новые исследования.
Сейчас, по сообщению Bloomberg, ЕС ревностно следит за воплощением другого большого проекта «Пояса и пути» в Европе — ВСМ между Будапештом и Белградом. На период расследования того, соблюдал ли Будапешт все антимонопольные правила при заключении контрактов, строительство было приостановлено. В ЕС опасаются, что Китай не просто воплощает в жизнь удобные и быстрые транспортные коридоры, но, прежде всего, наращивает свое влияние в ЕС, угрожая целостности блока. Противники китайских денег ссылаются на то, что в Европе и Азии немало примеров того, как «изголодавшиеся по инвестициям бизнесмены оказывались в конечном итоге в долговом рабстве у Китая».
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Деловые поездки в Китай без визы: советы по планированию от Максима Савельева
Фото с ТГ-канала @shanghaileo

Россияне получили возможность с 15 сентября 2025 года посещать Китай без визы по заграничному паспорту, что значительно упрощает деловые поездки в страну. Правила безвизового режима действуют год — до 14 сентября 2026 года. Это открывает новые перспективы для бизнес-поездок, в том числе участия в китайских выставках и налаживания прямых контактов с производителями. Основатель компании Shanghai Leo Максим Савельев поделился секретами по планированию деловых поездок в своем телеграм-канале.

Анатолий Якимов
Импорт
Где купить медицинское оборудование в Китае: кластеры, импорт и доставка
Фото с сайта unsplash.com

Китай уже давно стал одним из мировых лидеров в производстве медицинского оборудования, предлагая широкий спектр товаров — от базовых расходных материалов до сложных цифровых систем и диагностической техники премиум-класса. Для российских компаний, заинтересованных в закупке медицинского оборудования, важно понимать, где находятся ключевые производственные кластеры, как правильно организовать импорт с учетом требований регуляторов и какая логистика наиболее оптимальна для безопасной и своевременной доставки. Chinalogist выяснил, где купить медицинское оборудование в Китае и как его импортировать в Россию.

Анатолий Якимов
Импорт
Новый закон об упрощении импорта сложного оборудования принят в первом чтении
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Госдума приняла в первом чтении законопроект, увеличивающий срок декларирования многокомпонентного оборудования при ввозе в Россию с 6 до 10 лет. Эта инициатива направлена на упрощение таможенных процедур и поддержку долгосрочных инвестиционных проектов с учетом особенностей монтажа крупногабаритных промышленных объектов.

Анатолий Якимов
Экспорт
Почему Китай выбирает российское растительное масло: обзор экспорта и региональной статистики
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году экспорт российского растительного масла в Китай значительно вырос. По данным Приморского межрегионального управления Россельхознадзора, с января по 16 сентября 2025 года через приморские фитосанитарные посты было оформлено на экспорт в Китай 9,9 тысячи тонн растительного масла, что почти в 5 раз превышает показатель аналогичного периода 2024 года – 2,1 тысячи тонн.

Анатолий Якимов
Импорт
Импорт китайского картофеля в Россию – не трагедия
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Импорт картофеля из Китая в Россию в 2024 году вырос в 4,2 раза, однако это не представляет угрозу для российского рынка, считают эксперты Картофельного союза. За восемь месяцев 2024 года поставки из КНР составили 144 тысячи тонн, уступая по объему только Египту.

Анатолий Якимов
Новые правила для транзита через Забайкальск улучшили контроль и движение грузовиков
Фото с официального сайта ФГКУ Росгранстрой

В Забайкальском крае состоялось рабочее совещание по развитию электронной очереди на Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск». Заместитель руководителя ФГКУ Росгранстрой Иван Беломестнов вместе с представителями Читинской таможни, Пограничного управления ФСБ, региональными властями и транспортной прокуратурой обсудили эффективность функционирования системы электронной очереди и меры против злоупотреблений.

Анатолий Якимов
Импорт
Производители чая и кофе просят отсрочку введения маркировки «Честный знак»
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Крупные игроки рынка чая и кофе выступают с просьбой сместить сроки обязательного внедрения маркировки «Честный знак», опасаясь сбоев поставок и роста себестоимости продукции. Ассоциация «Росчайкофе» направила в Минпромторг письмо с предложением продлить эксперимент до конца 2025 года и поэтапно внедрять идентификацию, учитывая специфику упаковок. В ведомстве уверены, что маркировка повысит прозрачность рынка и снизит долю фальсификата без значительного роста цен.

Анатолий Якимов
Взаимодействие с Китаем: главные правовые вопросы и рекомендации юриста
Фото из личного архива Александра Казуся

Взаимодействие с китайскими партнерами может проходить по различным направлениям, и китайские партнеры могут быть из различных регионов Китая. В то же время есть определенные нюанс в юридической работе с Китаем, единые для каждого случая. Об этом ChinaLogist рассказал управляющий партнер юридической компании «Соничев, Казусь и партнеры» Александр Казусь.

Анатолий Якимов
Северный морской путь: Китай поддерживает совместное развитие с Россией
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В Китае подтвердили готовность к совместному с Россией развитию инфраструктуры Северного морского пути, подчеркивая значимость арктического маршрута для международной торговли и сотрудничества. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Министерство иностранных дел КНР.

Анатолий Якимов
Бартерная торговля между Россией и Китаем набирает обороты на фоне санкций
Фото с сайта unsplash.com

Рост бартерных сделок между Россией и Китаем связан с попытками обхода санкций и снижением рисков для китайских компаний. Эксперты отмечают, что бартер чаще используется в сельхозсекторе, но сложный документооборот и переговоры сказываются на масштабах таких операций.