Елена Венгерская
Импорт

Шелковый путь начинается в Красноярске

В Красноярске прошла конференция по бизнесу с Китаем, на которой состоялся телемост между красноярскими бизнесменами и представителями Canton Fair в Гуанчжоу.
12 сентября гранд-холл «Сибирь» стал местом встречи деловой элиты города. Десятки импортеров, экспортеров и тех, кто пока еще только планируют заниматься внешней торговлей, собрались, чтобы послушать лучших экспертов по бизнесу с Китаем, обсудить нюансы сотрудничества с этой страной, получить ответы на насущные вопросы ВЭД.
Открыл конференцию организатор и модератор — исполнительный директор Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Максим Кузнецов. Во вступительном слове Максим привел статистику торговли с Китаем: рассказал о рекордном товарообороте прошлого года в $108 млрд, о развитии торговых отношений в текущем году, о торговле с провинцией Гуандун и о том, что россияне занимает 6-е место по количеству посетителей Кантонской ярмарки.
Конференция проходила при поддержке краевого правительства. С приветственным словом выступила заместитель начальника управления внешних связей губернатора Красноярского края Ольга Алексеевна Царева. После приветствия она презентовала китайской стороне инвестиционные проекты края.
Сразу после этого начался телемост. Представитель Центра внешней торговли КНР г-н Хуан Чанцзе на русском языке презентовал Canton Fair, которая через месяц откроется в Гуанчжоу. Г-н Хуан рассказал, как проходит выставка, как ее посетить и какие возможности она открывает перед красноярскими предпринимателями.
Все большее место в российском импорте из Китая занимает высокотехнологичная продукция. Кроме того, наши компании часто заказывают на фабриках КНР производство товаров под собственными брендами. Об этих возможностях рассказали в ходе телемоста представители двух компаний: Wanbao (холодильное оборудование) и HD Electronics (телевизоры). Красноярцы узнали о преимуществах размещения производства на фабриках Wanbao и HD Electronics и об особенностях импорта их продукции. Оказалось, что HD Electronics уже экспортирует телевизоры в Россию, а Wanbao производит холодильники для крупнейших брендов. В частности, для Haier.
Красноярцы задали китайским менеджерам вопросы о контрактном производстве, импорте, обмене технологиями. А модератор конференции Максим Кузнецов отметил, что в Красноярском крае производят холодильники «Бирюса» и этой компании наверняка будет интересно сотрудничество с Wanbao.
Много было вопросов и к г-ну Хуан Чанцзе. Причем как от импортеров, так и от экспортеров Красноярска. Производители интересовались, как участвовать в ярмарке со стендом, выясняли организационные моменты по стоимости участия, процедуре подачи заявки, необходимым документам и т.д. Владелец завода по производству органических продуктов питания рассказал, что стенд на Canton Fair для него — не столько способ выйти на рынок Китая, на который он уже экспортирует продукцию, сколько витрина в мир.
Завершила конференцию ведущий эксперт по импорту и экспорту, руководитель ВЭД-отдела компании «ВЭД Агент» Анна Андрющенко. В кейсовым и очень полезном выступлении Анна рассказала, что трижды посещала Canton Fair, а ее компания не пропустила ни одной Кантонской ярмарки с 2012 года. По словам Анны, выставка полезна для всех. Новичкам ее посещение позволяет познакомиться с товарами со всего Китая и других стран. А для импортеров со стажем это повод встретиться с поставщиками, ознакомиться с их новинками, посмотреть продукцию их конкурентов и т.п. Анна сравнила посещение Canton Fair с экскурсией по Эрмитажу: ты только думаешь, что пройдешь крупнейшую выставку Китая за один день, но это невозможно и за 5 дней. Поэтому важно заранее составить четкий план посещения. Иначе можно получить плохое впечатление от Кантонской ярмарки и рассказывать потом о том, что там все не систематизировано, что далеко не так. Нельзя пробегать мимо стендов, которые заинтересовали, думая «потом вернусь», потому что ты не вернешься. Нужно обмениваться контактами сразу же. Для каталогов участников лучше взять с собой чемодан на колесиках, так как каталогов будет много. Посещение Canton Fair стоит от 80 тыс. руб. Это немалые деньги и важно выжать из поездки в Гуанчжоу все. Поэтому нужно совмещать посещение Canton Fair с чем-то еще. Кто-то успевает между сессиями слетать на Хайнань и отдохнуть. Другие едут на три дня в соседний Гонконг на другие интересные крупные выставки. Третьи успевают съездить на фабрики поставщиков.
Во второй части выступления Анна сосредоточилась на конкурентных преимуществах, которые дает посещение Кантона. Чтобы победить в конкурентной борьбе, нужно знать про «подводные камни» импорта. Анна рассказала об изменениях правил сертификации и сложностях с оформлением. На конкретном примере привоза партии портативных блендеров, сертификат на которые стоит от 115 тыс. рублей, эксперт показала, что при ввозе пробной партии в 100 блендеров они окажутся «золотыми». Блендеры — пример хайпового товара, где важно успеть первым. Поэтому ключевым моментом становится скорость доставки. Самая быстрая логистика — перевозки по ж/д. Они в среднем в полтора раза быстрее логистики море + ж/д. Есть только один недостаток ж/д доставки — цена. Вот почему важно использовать ж/д маршруты, субсидируемые китайским правительством, и экономить на логистике.
Благодаря таким выступлениям и телемосту участники конференции получили главное, зачем пришли на нее, — практические знания, которые станут драйвером их бизнеса.
Завершилось мероприятие кофе-брейком, во время которого участники в неформальной обстановке обсудили итоги конференции и возможности сотрудничества.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Импорт китайских овощей и фруктов через Маньчжурию вырос на 40,5% за первое полугодие 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первое полугодие 2025 года через Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск-Маньчжурия» было импортировано 188 тысяч тонн свежих овощей и фруктов. Это на 35,3% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Стоимость поставок составила 16,2 миллиарда рублей, что на 40,5% превышает показатели прошлого года. Рост обеспечивается за счет внедрения «зеленого коридора» для скоропортящихся товаров, оптимизации таможенных процедур, применения интеллектуальных систем досмотра и синхронизации работы таможен России и Китая.

Анатолий Якимов
Импорт
«Космическая» клюква из Фуюаня покоряет Россию: рост экспорта и новые возможности
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Клюква североамериканского происхождения, выращиваемая в китайском городе Фуюань в провинции Хэйлунцзян, стала драйвером развития регионального сельского хозяйства и новым элементом экспортной стратегии Китая. Это подтверждают данные, опубликованные в официальных источниках китайского агросектора.

Анатолий Якимов
Импорт
Минпромторг запускает эксперимент по маркировке промышленного оборудования с 1 ноября
Фото Анатолия Якимова

Минпромторг РФ предложил с 1 ноября 2025 года начать эксперимент по маркировке промышленного оборудования, технических устройств, их компонентов и запасных частей средствами идентификации. Эксперимент продлится до 31 августа 2026 года и направлен на реализацию Стратегии противодействия незаконному обороту промышленной продукции в стране.

Анатолий Якимов
Затоваренность и падение рентабельности: как импорт из Китая влияет на российский рынок спецтехники
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский рынок дорожно-строительной техники ожидает рост импорта спецтехники из Китая. Это должно произойти в ближайшее время. Причина – корреляция ставки утилизационного сбора с 1 января 2026 года на 15%.

Анатолий Якимов
Рост тарифов и новые ограничения: что ждет импортные перевозки из Китая в Россию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 15 августа в Китае вступают в силу новые регуляторные требования, которые усложнят логистику между Россией и Китаем. Теперь грузоотправители, без экспортной лицензии, не могут организовать отгрузку, что создает дополнительные расходы, особенно для небольших предприятий. Если расходы оплачиваются международными агентствами в размере 1–2% от стоимости груза, импортерам следует более тщательно проверять наличие реальных экономических трудностей у поставщиков.

Анатолий Якимов
Российские бренды покоряют Китай: фестиваль-ярмарка «Сделано в России» состоится в Пекине 28-30 августа
Фото с сайта «Сделано в России»

Фестиваль-ярмарка «Сделано в России» пройдет в деловом центре Пекина с 28 по 30 августа. Мероприятие приурочено к празднованию китайского Дня влюбленных – Циси. Организаторы – Российский экспортный центр – ожидают, что в этом масштабном событии будут участвовать более 40 компаний из 26 регионов России, выпускающие свыше 500 наименований продукции: продукты питания, косметику, сувениры и изделия народных промыслов. Фестиваль-ярмарка будет проходить в торгово-развлекательном комплексе Solana ShoppingPark в Центральном деловом районе столицы Китая.

Анатолий Якимов
Россия наращивает экспорт леса в Китай: за полгода отправлено около 140 тысяч кубометров
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За семь месяцев 2025 года в России выдали и переоформили более 6300 фитосанитарных сертификатов на экспорт лесопродукции. Инспекторы Россельхознадзора оценили качество пиломатериалов, деловой древесины и других лесоматериалов в общем объеме около 331 тысячи кубических метров, направленных в 12 стран, включая Китай, на долю которого приходится 42% этого объема или 139,2 тысячи кубических метра.

Анатолий Якимов
Фугглер и Вакуку – ответ китайской Лабубу: новые вирусные коллекционные игрушки в России
Коллаж из фото с сайта babycity.ee

Во второй половине июля в России резко вырос интерес к коллекционным игрушкам Фугглер и Вакуку. Продажи на маркетплейсах увеличились втрое, превысив 750 штук. При этом поисковые запросы выросли в 2,5 раза – с 1000 до 2500. Это связано с влиянием тренда на нестандартные «странные» игрушки, которые изначально стартовали с популярности куклы Лабубу.

Анатолий Якимов
Падение энергорынка и сложности поставок «заморозили» рост торговли между РФ и Китаем
Фото пресс-службы Западно-Сибирской железной дороги

В январе–июле 2025 года объем двусторонней торговли между Китаем и Россией сократился на 8,1% в годовом исчислении, составив 125,8 миллиарда долларов США. Импорт товаров из КНР в Россию сократился на 8,5% до 56,23 миллиардов долларов США, в то время как экспорт российских товаров в КНР сократился на 7,7% до 69,57 миллиардов долларов США. Такие данные приводит Главное таможенное управление Китая.

Анатолий Якимов
Российская морепродукция в Китае: новые компании и рост экспорта
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российские компании регулярно экспортируют рыбную продукцию в Китай. В Поднебесной одобрили новые производственные объекты и суда из России, которые могут поставлять рыбу и морепродукты в страну. Объемы экспортируемой в КНР продукцию обеспечивают положительную динамику, несмотря на общие изменения на рынке.