Елена Венгерская
Финансы

ВРЭП — удар по США, но Индию все еще ждут

Спустя восемь лет после официального начала переговоров Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП) — соглашение о свободной торговле, охватывающее почти треть населения мира и 30% мирового ВВП, — стало реальностью. Сделка, заключенная между Китаем, 10 странами-участницами АСЕАН, Австралией, Новой Зеландией, Японией и Южной Кореей, практически не имеет равных. Ее 20 глав, 17 приложений и 54 перечня охватывают доступ на рынок, правила и дисциплины, а также экономическое и техническое сотрудничество между 15 очень разными странами. Поддерживая региональную интеграцию и вовлекая развивающиеся рынки и развитые экономики, соглашение аккумулирует в себе общеазиатский базовый стандарт торговли, который выходит за рамки условий, установленных Всемирной торговой организацией (ВТО). Об этом сообщает Global Trade Review.
Хотя соглашение ВРЭП было инициативой АСЕАН, многие рассматривают его как поддерживаемую Китаем альтернативу Всеобъемлющему и прогрессивному соглашению о Транстихоокеанском партнерстве (CPTPP), сделке, которая исключала Китай, но включала многие азиатские страны. Впервые ВРЭП объединяет Китай, Японию и Южную Корею в одном торговом соглашении, решительно укрепляя первенство Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой торговле.
Однако в зоне ВРЭП есть одна проблема, поскольку Австралия и Китай в настоящее время вовлечены в торговый спор, который продолжился после того, как Китай ввел 80% пошлину на импорт ячменя из Австралии и прямой запрет на импорт говядины от четырех основных производителей.
«ВРЭП может оказаться тонизирующим средством, которое необходимо Азии для восстановления после спада, вызванного пандемией», — комментирует Стюарт Тейт, региональный руководитель коммерческого банковского обслуживания в Азиатско-Тихоокеанском регионе в HSBC. «Хотя международная торговля продолжает сталкиваться с неопределенностью, подписание ВРЭП подчеркивает, что открытость рынка приведет к большему экономическому росту. Внутриазиатская торговля, которая уже превышает объемы торговли Азии с Северной Америкой и Европой вместе взятыми, будет продолжать стимулировать глобальный экономический рост и перемещать экономический центр тяжести в сторону Азии».
Поскольку многие из стран, подписавших ВРЭП, уже заключили двусторонние торговые пакты друг с другом, в 510-страничном документе мало говорится о немедленном снижении тарифов. Действительно, средний тариф стран АСЕАН на импорт от партнеров ВРЭП уже снизился с 4,9% в 2005 году до 1,8% в настоящее время. Однако теперь соглашение предусматривает единый набор правил, охватывающий все 15 рынков, что упрощает торговлю и снижает издержки для экспортеров.
Самым большой преференцией в сделке является создание общего сертификата происхождения, который гармонизирует требования к информации и стандарты для предприятий в странах-членах ВРЭП. Фактически это означает, что к предприятиям из любой страны-участницы будет применяться равное отношение, что, по расчетам экспертов, увеличит товарный экспорт среди подписавших ВРЭП сторон в среднем примерно на $90 млрд в год, что даст компаниям стимул размещать свои цепочки поставок в пределах торгового региона и приведет к дальнейшему росту внутрирегиональной торговли, которая уже составляет почти три пятых от общей торговой активности в регионе.
Подписание ВРЭП знаменует собой вторую азиатскую грандиозную торговую сделку, исключающую США, после того, как президент Дональд Трамп вывел страну из CPTPP в 2017 году. Планы избранного президента Джо Байдена в отношении азиатского региона пока не видны, но американские экспортеры возлагают большие надежды на то, что, по крайней мере, новая администрация сможет рассмотреть возможность возврата в лоно CPTPP.
Аналитики отмечают, что следующим шагом ВРЭП станет преодоление препятствий на пути присоединения к нему Индии. Страна вышла из переговоров в прошлом году из-за несоответствия между ее протекционистской торговой политикой и обязательствами по доступу на рынок, предусмотренными сделкой. Однако во время подписания сделки стороны стремились оставить дверь для Индии открытой. «Мы высоко ценим роль Индии в ВРЭП и подтверждаем, что ВРЭП остается открытым для Индии», — заявили они в совместном документе. «Присоединение Индии к соглашению будет приветствоваться с учетом ее участия в переговорах с 2012 года и ее стратегической важности как регионального партнера в создании более глубоких и расширенных региональных цепочек создания стоимости».
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Почему импортерам нужна белая доставка из Китая в 2025 году — мнение эксперта
Фото предоставлено Дианой Горбач

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместную онлайн-встречу: «Белая доставка из Китая: почему это единственный доступный вариант». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач рассказала о том, почему доставлять товары «в белую» выгодно и как это отражается на репутации компании-импортера.

Анатолий Якимов
Таможня
Сибирский ЦЭД переходит на круглосуточный режим: декларации 24/7 с 15 декабря
Фото Анатолия Якимова

Сибирский центр электронного декларирования перейдет на круглосуточный режим с 15 декабря. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подавать декларации на товары в любое время суток, включая ночные часы, без дополнительных обращений.

Анатолий Якимов
Как система TIR сделала Забайкальск логистическим хабом с Китаем
Фото Медиацентра Маньчжурии

Пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия в декабре 2025 года преодолел исторический рубеж: здесь прошел 2000-й грузовик по системе TIR – Transports Internationaux Routiers. Этот прорыв подчеркивает трансформацию Международного пункта пропуска «Забайкальск» в основной логистический хаб России.

Анатолий Якимов
Импорт
Китай готовится к Новому 2026 году: когда закрываются фабрики
Фото с сайта издания «Жэньминь жибао» онлайн

С 8 декабря в Китае стартовала активная подготовка к Новому году по лунному календарю – Празднику Весны 2026 года, который наступит 17 февраля. Это будет Год Деревянной Лошади – символа процветания, удачи и динамики в китайской астрологии. Спрос на праздничные товары растет по всей стране, а российские импортеры фиксируют рекордные объемы закупок. Об этом сообщает издание «Жэньминь жибао» онлайн.

Анатолий Якимов
Где купить автоаксессуары оптом в Китае для России: гид для бизнеса
Фото с сайта freepik.com

Российские предприниматели активно закупают автоаксессуары оптом в Китае благодаря низким ценам и широкому ассортименту. В 2025 году импорт автозапчастей и аксессуаров из КНР растет на фоне параллельного импорта, обеспечивая до 45% рынка кузовных деталей.

Анатолий Якимов
Российская таможня сохраняет упрощенный порядок ввоза грузов из ЕАЭС до декабря 2025
Фото Анатолия Якимова

Сибирское таможенное управление подтвердило продление упрощенного порядка ввоза товаров из Казахстана и Киргизии в Россию до 25 декабря 2025 года. Нововведение закреплено Указом Президента РФ №912 от 9 декабря 2025 года, который изменил прежний указ №778 от 24 октября 2025 года.

Анатолий Якимов
Россияне увеличили заказы люксовых товаров из Китая на 52% в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года россияне значительно активизировали заказы люксовых товаров из-за рубежа: объем покупок вырос сразу на 52% по сравнению с тем же периодом 2024 года, сообщает РБК со ссылкой на данные CDEK.Shopping, ведущего оператора международных доставок брендовых товаров.

Анатолий Якимов
Российский лес в Китае: что и сколько экспортируют в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

С января по ноябрь 2025 года Россия продолжила наращивать экспорт лесопродукции в Китай, несмотря на сохраняющиеся международные вызовы. По данным Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора, из Томской области под контролем специалистов оформлено более 1,118 миллиона кубических метров лесоматериалов, большая часть которых предназначена для экспорта.

Анатолий Якимов
Новые рейсы S7 в Китай: что изменится для грузоперевозок и пассажиров с декабря
Фото Анатолия Якимова

С понедельника, 15 декабря, рейс авиакомпании S7 Новосибирск – Пекин станет ежедневным. Chinalogist выяснил, какие новые направления будут открыты дополнительно и как это повлияет на авиадоставку.

Анатолий Якимов
Почему авиаперевозка литий-ионных батарей опасна и как Китай решает эту проблему
Фото Анатолия Якимова

В Китае успешно испытана инновационная технология, способствующая безопасной перевозке литий-ионных аккумуляторов авиационным транспортом. В ходе теста грузовой рейс из Хубэя в Шэньчжэнь транспортировал батарею весом 250 килограммов с помощью защитного контейнера из специальных материалов, способного ограничивать температуру ниже 100°C и предотвращать распространение огня.