Павел Мартынов
Финансы

Кантонская ярмарка: от Большого скачка до пандемии коронавируса

Chinalogist предлагает вспомнить историю легендарной Кантонской ярмарки. Рассказываем ярмарка, как барометр китайской экономики, прошла через самые сложные периоды истории Поднебесной.

Кантонская ярмака, начало

Китайские власти задумались об открытии ярмарки экспортных товаров во второй половине 50-х годов прошлого века, когда в КНР завершалась первая пятилетка. Хотя страна по примеру Советского Союза строила плановую экономику и собиралась отказаться от товарного производства и обмена, причины для проведения внешнеторговой ярмарки были.
Пекин не мог полагаться на Москву в той же степени, как раньше — после XX съезда КПСС отношения между правящими партиями СССР и КНР стали портиться. А еще Китай остро нуждался в зарубежных стройматериалах и иностранной валюте. Также китайское руководство задумывало план Большого скачка, который помог бы КНР быстро добиться крупных успехов.
Сейчас мы помним это время как период домашних доменных печей, истребления воробьев и массового голода. Однако пока «трехлетняя катастрофа» была впереди, а Китай нуждался в площадке для демонстрации своих достижений. Так как многие страны Запада не признавали коммунистов, торговать с внешним миром приходилось через зарубежных китайцев. Поэтому место для ярмарки подобрали недалеко от Гонконга и Макао.
Идея организовать выставку китайских экспортных товаров понравилась в Пекине не всем, однако ей заинтересовался премьер Госсовета Чжоу Эньлай. Так началась подготовка к первой Китайской ярмарке экспортных товаров. Чжоу Эньлай лично выбрал короткое английское название — Кантонская ярмарка, и впоследствии посещал ее восемь раз. А однажды не дал сорвать.
Китай в то время оставался аграрной страной и мог предложить в основном сельскохозяйственную продукцию, либо продукты ее первичной переработки. Это сезонные товары и они не могут долго храниться. Поэтому Кантонскую ярмарку решили проводить ярмарку дважды в год. Традиция сохранилась по сей день. А еще организаторы учли, что покупатели прибудут из многих стран и разных климатических зон, а погода в Гуанчжоу в апреле и октябре будет наиболее приемлемой для всех.
Площадкой для проведения первой Кантонской ярмарки выбрали Дом китайско-советской дружбы, построенный незадолго до этого при участии специалистов из СССР. На первую ярмарку удалось привлечь покупателей из 19 стран, а ее оборот составил $17,54 млн.
В 1958 году для Кантонской ярмарки построили собственный павильон. Его посетил лидер КНДР Ким Ир Сен. План был такой: отношения с Советским Союзом стремительно ухудшались, и третья Кантонская ярмарка оказалась удобным поводом, чтобы произвести впечатление на руководителя третьей страны. Ким счел, что выставочный зал ярмарки слишком мал. И в ноябре 1958 года начали строить новый выставочный комплекс.

Кантонская ярмарка во время культурной революции

Ярмарка исправно проводилась в годы Большого скачка, но во время Культурной революции её однажды чуть не сорвали хунвейбины, которых часто ошибочно представляют чуть ли не как маоистскую спецслужбу. На самом деле движение хунвейбинов больше напоминало активистов — они получали из центра лозунги, которые трактовали и применяли в жизнь по своему усмотрению.
Весной 1967 года хунвейбины в Гуанчжоу решили одержать локальную победу над капитализмом и сорвать Кантонскую ярмарку. Для начала они собрались повалить статую основателя Китайской республики Сунь Ят-сена в зале, где должно было проходить открытие, и разбить табличку с лозунгом «Поднебесная — это всеобщее достояние».
Когда хунвейбины набросили петлю на статую Сунь Ят-сена, на Кантонскую ярмарку прибыл премьер Чжоу Эньлай и всю ночь вел перговоры с лидерами активистов, цитировал работы Мао Цзэдуна, в которых Председатель уважительно отзывался о роли Сунь Ят-сена в китайской революции. И уговорил хунвейбинов не мешать открытию ярмарки. Утром, несмотря на крайнюю усталость, прибыл в выставочный зал, чтобы встретиться с персоналом.
В годы культурной революции все сотрудники примерно за 10 дней до открытия участвовали в политзанятиях, изучали теорию Мао Цзэдуна, актуальную информацию о международных делах, меры предосторожности и способы выявления вражеских агентов. Ежевечерне они докладывали в орготдел выставки, имели ли место случаи шпионажа.
Кантонская ярмарка оставалась для Китая важнейшим источником иностранной валюты. С 1965 года на нее приходилось 30 % внешней торговли КНР, а в 1972 и 1973 годах — 50 %.

Кантонская ярмарка как толчок развития для региона

Благодаря необходимости встречать иностранных гостей ярмарки, в Гуанчжоу бурно росла гостиничная индустрия и возникла одна из первых в КНР служб такси. В 1950-70-е годы профессия таксиста считалась одной из самых престижных в городе и была известна как одно из «трех сокровищ Гуандуна» — наряду с врачами и продавцами свинины. В 1973 году по инициативе того же Чжоу Эньлая, для гуанчжоуского такси закупили 200 японских «Тойот» и мобилизовали водителей, занимавшихся доставкой помощи во Вьетнам.
Изменения китайской экономической политики отразились на Кантонской ярмарке. С 1980 года началась торговля с Тайванем, а три года спустя представили свою продукцию компании, созданные с привлечением иностранных инвестиций. Кантонскую ярмарку не сорвала даже эпидемия атипичной пневмонии и 93-я Кантонская ярмарка прошла и в 2003 году.
С 2007 года на Кантонской ярмарке наряду с экспортными товарами стали экспонироваться импортные, а с 2008 года ярмарка полностью переехала в грандиозный выставочный комплекс «Пачжоу» и приобрела свой нынешний вид. Хотя теперь у китайских компаний есть немало других каналов выхода на зарубежные рынки, многие китайские бизнесмены стараются обязательно принять участие именно в Кантонской ярмарке.
Организаторы справились с переводом мероприятия в онлайн-режим после начала пандемии коронавируса и продолжают работу. Когда Китай вновь откроет границы, Кантонская ярмарка наверняка будет функционировать в штатном режиме.
А о том, как можно зарегистрироваться и принять участие в выставке в онлайн-формате, можно узнать в этом видео.

А вот еще статьи про Кантонскую ярмарку:

<a href="http://https://chinalogist.ru/articles/kak-podgotovitsya-k-vesenney-kantonskoy-yarmarke-23336">Как подготовиться к Кантонской ярмарке</a>

<a href="/book/articles/issledovaniya/kantonskaya-yarmarka-luchshie-tovary-i-postavshchiki-kitaya">Кантонская ярмарка — зачем ехать и как подготовиться</a>

<a href="/book/articles/issledovaniya/5-glavnyh-prichin-stat-eksponentom-kantonskoy-yarmarki">5 главных причин стать экспонентом Кантонской ярмарки</a>

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Восточный гороскоп: Чего ждать от года Змеи деловым людям
Фото с сайта unsplash.com

До Нового года остались считанные дни. Однако все мы знаем, что есть еще и Лунный Новый год, который в 2025 году начнется 29 января. По восточному гороскопу – это будет Год зеленой деревянной Змеи. Chinalogistik выяснил, какие сюрпризы может принести хозяйка года деловым людям.

Змея характеризируется мудростью, уравновешенностью, трудолюбием и упорным движением к целям. Если у вас есть эти качества, то к вам она будет благосклонна. Согласно прогнозам, Год Змеи не грозит крупными разочарованиями. Ее зеленый окрас означает гармонию и мирное время. На первый план выйдут люди с мощной внутренней силой. Приветливые, вежливые, умеющие поддержать разговор на любую тему, блестяще строят отношения и заводят полезные связи. От из действий зависит, что будет происходить в мире.

Анатолий Якимов
Повышение требований к складам временного хранения ускорит таможенные процедуры

На прошлой неделе депутаты Государственной думы приняли закон, в котором говорится о повышении требований к обустройству, оборудованию и местам складов временного хранения. Принятие документа связано с приведением российского законодательства к нормам Таможенного Кодекса Евразийского экономического Союза.

Так, например, статья 375 закона о таможенном регулировании ранее не были уточнены такие моменты как детализация объектов, находящиеся на общей территории склада и при этом не предназначавшиеся для хранения товаров.

Анатолий Якимов
Александр Дегтярев: ВЭД России в 2025 году будет зависеть от нас самих и Дональда Трампа
Фото из архива Александра Дегтярева

Накануне Нового года принято подводить итоги и ставить задачи. Почему на отношения между Россией и Китаем может повлиять Дональд Трамп? Что нового произойдет в сфере внешнеэкономической деятельности в 2025 году? Как были преодолены трудности 2024 года? Какие цели поставлены на год 20-летия компании? ChinaLogist встретился с управляющим компании «ВЭД Агент» Александром Дегтяревым и попросил ответить несколько вопросов.

Анатолий Якимов
Владимир Путин: Мы многое делаем в отношении интересов народов Китая и России
Фото с официального сайта Президента России

На прошедшей 19 декабря прямой линии «Итоги года с Владимиром Путиным» Президент России остановился и на отношениях России и Китая. Отвечая на вопрос представителя информационного агентства «Синьхуа», глава государства отметил, что отношения между двумя странами развиваются на полном доверии к политике с одной и с другой стороны.

«Мы ничего не делаем, что противоречило бы нашим интересам, и делаем очень многое, что отвечает интересам как китайского народа, так и народов Российской Федерации», - сказал Владимир Путин.

Анатолий Якимов
Как будут работать международные пункты пропуска на Дальнем Востоке
Фото с сайта unsplash.com

В Новогодние каникулы, которые будут продолжаться с 29 декабря по 8 января 2025 года большинство международных пунктов пропуска будут работать. Об этом сообщили в пресс-службе Дальневосточного таможенного управления.

Как стало известно, большинство отделов таможенных постов будут работать. Так, например, отделы специальных таможенных процедур в портах Владивостока, Ванино, Зарубино, Петропавловск-Камчатский, Восточный (Находка), аэропорт Кневичи (Владивосток) будут работать в круглосуточном режиме. Также без выходных 24 часа в сутки будут работать Международный автомобильный и железнодорожный пункты пропуска «Забайкальск», МАПП «Кяхта», ЖДПП «Наушки». Некоторые таможенные посты будут работать без выходных, но в определенное время, например, с 8:30 до 17:30.

В пресс-службе Дальневосточного таможенного управления уточнили, что информация, опубликованная на сайте ведомства, может меняться.

Полный график работы таможенных постов можно скачать по ссылке.

Анатолий Якимов
Пропускная способность БАМа и Транссиба за пять лет выросла в полтора раза
Фото с официального сайта Правительства России

С поворотом российской экономики на восток резко увеличился грузопоток по Транссибу и БАМу. К счастью, развитие Восточного полигона началось за несколько лет до всех глобальных экономических процессов. За последние пять лет пропускная способность двух важнейших железнодорожных магистралей увеличилась в полтора раза – до 180 миллионов тонн.  Об этом сообщил премьер-министр России Михаил Мишустин на церемонии ввода в работу основных объектов энергоснабжения второго этапа расширения Восточного полигона.

Первый этап расширения Восточного полигона завершился в начале года. Тогда пропускная способность Транссиба и БАМа выросла до 170 миллионов тонн. К концу 2024 года этот показатель увеличится до 180 миллионов тонн.  Это позволит пропускать импортные грузы из Китая по железным дорогам быстрее.

Анатолий Якимов
Пошлины не поднимут: мебельщики и таможенники договорились
Фото с сайта unsplash.com

Руководитель Федеральной таможенной службы Валерий Пикалев и генеральный директор Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов обсудили итоги проделанной работы по решению вопроса классификации товара «мебельные направляющие».

Напомним, в конце ноября стало известно о повышении таможенных пошлин на мебельную фурнитуру из Китая. Новатором выступила Владивостокская таможня, через которую в Россию ввозится до 90% этого товара. Камнем преткновения стала переквалификация и изменение кода ТН ВЭД. Технологическая мебельная фурнитура с круглыми или вращательными элементами стала относиться к категории подшипников. Из-за этого пошлина выросла с 0 до 55%.

Анатолий Якимов
Зимнее снаряжение: что и где можно купить в Китае
Фото с сайта unsplash.com

Зима будет длинной. Чем занять себя? Конечно же спортом. А чтобы им заниматься нужно приобрести снаряжение. Chinalogist.ru выяснил, в каких городах Китая можно его приобрести.

Объем экспорта спортивного снаряжения из Китая растет ежегодно. Производители демонстрируют успехи на международном рынке.

Анатолий Якимов
10 суток в Китае без визы: какие нюансы могут возникнуть
Фото Анатолия Якимова

С 17 декабря в 24 регионах Китая увеличился срок действия транзитных виз. Если раньше они действовали в течение 72 или 144 часов в 19 регионах, то теперь во всех – 240 часов. Единственное условие вылет должен быть в третью страну.

В список регионов добавили провинции Анхой, Гуйчжоу, Шаньси, Цзянси и Хайнань. При этом, как рассказали в Государственном управлении по делам миграции КНР, иностранные граждане, въезжающие в Китай в рамках политики безвизового транзита, могут совершать поездки между провинциями в пределах разрешенных зон.

Анатолий Якимов
Больше на 15%: число вакансий в сфере ВЭД растет
Фото с сайта unsplash.com

Специалисты исследовательского центра сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob провели исследование по количеству вакансий и среднем размере заработной платы в сфере «Транспорт, логистика, склад, ВЭД». Как стало известно, в среднем на рынке труда количество вакансий в отрасли за год выросло на 15%. Наиболее востребованные сотрудники – водители грузовых категорий и линейный складской персонал.

Так, водитель фуры может рассчитывать на среднюю зарплату 160 000 рублей, при этом, максимальная зарплата на рынке труда составляет 280 000 рублей. За год зарплаты в этой категории выросла на 7%.