Павел Мартынов
Финансы

Кантонская ярмарка: от Большого скачка до пандемии коронавируса

Chinalogist предлагает вспомнить историю легендарной Кантонской ярмарки. Рассказываем ярмарка, как барометр китайской экономики, прошла через самые сложные периоды истории Поднебесной.

Кантонская ярмака, начало

Китайские власти задумались об открытии ярмарки экспортных товаров во второй половине 50-х годов прошлого века, когда в КНР завершалась первая пятилетка. Хотя страна по примеру Советского Союза строила плановую экономику и собиралась отказаться от товарного производства и обмена, причины для проведения внешнеторговой ярмарки были.
Пекин не мог полагаться на Москву в той же степени, как раньше — после XX съезда КПСС отношения между правящими партиями СССР и КНР стали портиться. А еще Китай остро нуждался в зарубежных стройматериалах и иностранной валюте. Также китайское руководство задумывало план Большого скачка, который помог бы КНР быстро добиться крупных успехов.
Сейчас мы помним это время как период домашних доменных печей, истребления воробьев и массового голода. Однако пока «трехлетняя катастрофа» была впереди, а Китай нуждался в площадке для демонстрации своих достижений. Так как многие страны Запада не признавали коммунистов, торговать с внешним миром приходилось через зарубежных китайцев. Поэтому место для ярмарки подобрали недалеко от Гонконга и Макао.
Идея организовать выставку китайских экспортных товаров понравилась в Пекине не всем, однако ей заинтересовался премьер Госсовета Чжоу Эньлай. Так началась подготовка к первой Китайской ярмарке экспортных товаров. Чжоу Эньлай лично выбрал короткое английское название — Кантонская ярмарка, и впоследствии посещал ее восемь раз. А однажды не дал сорвать.
Китай в то время оставался аграрной страной и мог предложить в основном сельскохозяйственную продукцию, либо продукты ее первичной переработки. Это сезонные товары и они не могут долго храниться. Поэтому Кантонскую ярмарку решили проводить ярмарку дважды в год. Традиция сохранилась по сей день. А еще организаторы учли, что покупатели прибудут из многих стран и разных климатических зон, а погода в Гуанчжоу в апреле и октябре будет наиболее приемлемой для всех.
Площадкой для проведения первой Кантонской ярмарки выбрали Дом китайско-советской дружбы, построенный незадолго до этого при участии специалистов из СССР. На первую ярмарку удалось привлечь покупателей из 19 стран, а ее оборот составил $17,54 млн.
В 1958 году для Кантонской ярмарки построили собственный павильон. Его посетил лидер КНДР Ким Ир Сен. План был такой: отношения с Советским Союзом стремительно ухудшались, и третья Кантонская ярмарка оказалась удобным поводом, чтобы произвести впечатление на руководителя третьей страны. Ким счел, что выставочный зал ярмарки слишком мал. И в ноябре 1958 года начали строить новый выставочный комплекс.

Кантонская ярмарка во время культурной революции

Ярмарка исправно проводилась в годы Большого скачка, но во время Культурной революции её однажды чуть не сорвали хунвейбины, которых часто ошибочно представляют чуть ли не как маоистскую спецслужбу. На самом деле движение хунвейбинов больше напоминало активистов — они получали из центра лозунги, которые трактовали и применяли в жизнь по своему усмотрению.
Весной 1967 года хунвейбины в Гуанчжоу решили одержать локальную победу над капитализмом и сорвать Кантонскую ярмарку. Для начала они собрались повалить статую основателя Китайской республики Сунь Ят-сена в зале, где должно было проходить открытие, и разбить табличку с лозунгом «Поднебесная — это всеобщее достояние».
Когда хунвейбины набросили петлю на статую Сунь Ят-сена, на Кантонскую ярмарку прибыл премьер Чжоу Эньлай и всю ночь вел перговоры с лидерами активистов, цитировал работы Мао Цзэдуна, в которых Председатель уважительно отзывался о роли Сунь Ят-сена в китайской революции. И уговорил хунвейбинов не мешать открытию ярмарки. Утром, несмотря на крайнюю усталость, прибыл в выставочный зал, чтобы встретиться с персоналом.
В годы культурной революции все сотрудники примерно за 10 дней до открытия участвовали в политзанятиях, изучали теорию Мао Цзэдуна, актуальную информацию о международных делах, меры предосторожности и способы выявления вражеских агентов. Ежевечерне они докладывали в орготдел выставки, имели ли место случаи шпионажа.
Кантонская ярмарка оставалась для Китая важнейшим источником иностранной валюты. С 1965 года на нее приходилось 30 % внешней торговли КНР, а в 1972 и 1973 годах — 50 %.

Кантонская ярмарка как толчок развития для региона

Благодаря необходимости встречать иностранных гостей ярмарки, в Гуанчжоу бурно росла гостиничная индустрия и возникла одна из первых в КНР служб такси. В 1950-70-е годы профессия таксиста считалась одной из самых престижных в городе и была известна как одно из «трех сокровищ Гуандуна» — наряду с врачами и продавцами свинины. В 1973 году по инициативе того же Чжоу Эньлая, для гуанчжоуского такси закупили 200 японских «Тойот» и мобилизовали водителей, занимавшихся доставкой помощи во Вьетнам.
Изменения китайской экономической политики отразились на Кантонской ярмарке. С 1980 года началась торговля с Тайванем, а три года спустя представили свою продукцию компании, созданные с привлечением иностранных инвестиций. Кантонскую ярмарку не сорвала даже эпидемия атипичной пневмонии и 93-я Кантонская ярмарка прошла и в 2003 году.
С 2007 года на Кантонской ярмарке наряду с экспортными товарами стали экспонироваться импортные, а с 2008 года ярмарка полностью переехала в грандиозный выставочный комплекс «Пачжоу» и приобрела свой нынешний вид. Хотя теперь у китайских компаний есть немало других каналов выхода на зарубежные рынки, многие китайские бизнесмены стараются обязательно принять участие именно в Кантонской ярмарке.
Организаторы справились с переводом мероприятия в онлайн-режим после начала пандемии коронавируса и продолжают работу. Когда Китай вновь откроет границы, Кантонская ярмарка наверняка будет функционировать в штатном режиме.
А о том, как можно зарегистрироваться и принять участие в выставке в онлайн-формате, можно узнать в этом видео.

А вот еще статьи про Кантонскую ярмарку:

<a href="http://https://chinalogist.ru/articles/kak-podgotovitsya-k-vesenney-kantonskoy-yarmarke-23336">Как подготовиться к Кантонской ярмарке</a>

<a href="/book/articles/issledovaniya/kantonskaya-yarmarka-luchshie-tovary-i-postavshchiki-kitaya">Кантонская ярмарка — зачем ехать и как подготовиться</a>

<a href="/book/articles/issledovaniya/5-glavnyh-prichin-stat-eksponentom-kantonskoy-yarmarki">5 главных причин стать экспонентом Кантонской ярмарки</a>

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Кантон 2025
Инновации на Кантонской ярмарке: ИИ-камеры, иммерсивные технологии и новые рынки
Фото с официального сайта Кантонской ярмарке

Первый этап 138-й выставки в Гуанчжоу показал рекордный приток международных покупателей. Ключевыми трендами стали переход от ценовой конкуренции к ценообразованию через технологии и растущий спрос на комплексные логистические решения.

Анатолий Якимов
Финансы
Какие банки предлагают выгодные переводы из России в Китай: ставки и условия 2025
Фото с сайта freepik.com

В 2025 году международные банковские переводы между Россией и КНР остаются крайне востребованными, особенно среди малого и среднего бизнеса. Несмотря на санкционные ограничения, спрос на прямые, быстрые и надежные переводы с сохранением минимальных комиссий продолжает расти.

Анатолий Якимов
Импорт
Импорт китайского пива в Россию вырос на 47,5% в январе-сентябре 2025
Фото с сайта freepik.com

Поставки пива из Китая в Россию за период с января по сентябрь 2025 года выросли на 47,5% в натуральном выражении — до 36,39 миллиона литров. В стоимостном выражении экспорт увеличился на 53%, достигнув 33,37 миллиона долларов США. Россия заняла пятое место по объему импорта китайского пива среди зарубежных рынков, уступая Тайваню, Мьянме, Гонконгу и ОАЭ. Об этом сообщили в Главном таможенном управлении КНР.

Анатолий Якимов
Контрабанда шкурок соболя на Дальнем Востоке: задержана партия на 6 миллионов рублей
Фото пресс-службы Дальневосточного таможенного управления

Контрабанду шкурок соболя и шиншиллы на сумму 6 миллионов рублей пресекли дальневосточные таможенники на границе с Китаем в октябре 2025 года. Партия из 1 600 выделанных шкурок была обнаружена у двух иностранных гражданок в пункте пропуска Благовещенск. Женщины не предоставили документы и признались, что перевозили товар за вознаграждение по поручению незнакомого лица. Возбуждены уголовные дела по статье контрабанды стратегически важных товаров, что грозит до 10 лет лишения свободы и штрафом до 1 миллиона рублей. Идет установление других причастных лиц, расследование ведется совместно с Управлением Федеральной службы безопасности по Амурской области.

Анатолий Якимов
Кантонская ярмарка 2025: как новые таможенные правила влияют на торговлю России и Китая

В 2025 году таможенное регулирование между КНР и Российской Федерацией претерпевает существенные изменения, влияют на весь комплекс внешнеэкономической деятельности. Эти нововведения особенно важны на фоне открытия 15 октября крупнейшей в Азии Кантонской ярмарки, где собраны ведущие китайские производители и зарубежные импортеры. Изменения в пошлинах, сертификации и валютном контроле формируют новые правила игры, с которыми должны считаться участники рынка.

Фото Надежды Раздабаровой
Анатолий Якимов
Минпромторг продлевает отсрочку утильсбора на иномарки до 1 декабря 2025
Фото с сайта freepik.com

Минпромторг РФ, по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова, рассматривает возможность отсрочки вступления в силу новых правил расчета утильсбора на импортируемые легковые автомобили с 1 ноября на 1 декабря 2025 года. Предложение обусловлено обращением общественной организации «Деловая Россия», которая подчеркнула актуальность дополнительного переходного периода.

Анатолий Якимов
Три главных тренда китайской электронной коммерции: это изменит и российский рынок
Фото телеграм-канал «Импорт в Россию»

В Китае более половины покупок совершается онлайн – уникальный для мира показатель, который делает страну лидером в области электронной коммерции и инноваций. На E-Retail Week прошел паблик-ток с бывшим топ-менеджером крупнейшего маркетплейса JD.com Цуй Чжиюй, где были раскрыты три главных тренда китайского e-commerce, которые формируют будущее рынка.

Анатолий Якимов
Российский экспорт мяса в Китай демонстрирует стремительный рост: регионы-лидеры и перспективы
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года российский экспорт свинины в Китай удвоился по сравнению с тем же периодом прошлого года и превысил 55,6 тысячи тонн, что составляет около четверти всего российского экспорта свиноводческой продукции. Общий объем поставок свинины за рубеж вырос на 35,6% и достиг 205 тысяч тонн. Эти данные опубликованы Россельхознадзором на основе аналитики информационных систем «ВетИС» и «Аргус-Фито».

Анатолий Якимов
Лучшие китайские производители роботов для дома и бизнеса: оптовые поставки

Кантонская ярмарка в Гуанчжоу, открывшаяся 15 октября, одно из крупнейших и наиболее значимых событий в мире международной торговли и инноваций, и 2025 год не стал исключением. На выставке особое внимание уделяется интеллектуальным и высокотехнологичным решениям, среди которых важное место занимают роботы для дома и бизнеса. С новых павильонов и стендов демонстрируются последние достижения китайской робототехники: от умных роботов-пылесосов с голосовым управлением и системами самоочистки до промышленных и сервисных роботов для автоматизации производств и складов. Это отличная площадка для оптовых закупок инновационных роботов, которые уже сегодня активно внедряются в России в таких сферах, как промышленное производство, логистика и сфера услуг.

Фото с сайта freepik.com
Анатолий Якимов
В России импортировано свыше 2 млн китайских брелоков-игрушек: тренды молодежной моды 2025
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Стильная молодежная мода на брелоки во всем мире продолжает активно развиваться, превращаясь в крупный сегмент рынка аксессуаров. В 2025 году объем импорта детских брелоков-игрушек в Россию достиг рекордных отметок: было ввезено более 1,2 миллиона брелоков, из них большая часть — из Китая. Эти маленькие аксессуары стали неотъемлемой частью самовыражения для молодых людей, украшая рюкзаки, сумки и ключи. Такая популярность способствует росту рынка, который по прогнозам экспертов к 2025 году превысит 280 миллиардов долларов США.