Валерий Кайгородов
Блоги

Что китайцу хорошо, то русскому — экспорт

Перед выходом продукции на китайский рынок важно понимать, насколько будет востребован товар местными жителями, насколько он соответствует привычках и вкусовым предпочтениям. Мы занимались этим на первом Акселераторе, который прошел с 17 по 21 декабря 2018 года в лаборатории PRODUCT ACCELERATOR, расположенной в Вэйхае (КНР), на площадке Вэйхайского профессионального колледжа.
В рамках Акселератора мы провели исследование, которое помогло разобраться со вкусовыми предпочтениями китайцев в отношении мюсли, злаковых батончиков, некоторых кондитерских изделий. Мы смогли понять, что определяет выбор китайцев в отношении этих продуктов российского производства.
Фокус-группы с потребителями
Мы разделили интервьюируемых китайцев на три целевые группы: взрослые (мужчины и женщины от 22 до 46 лет), подростки (студенты факультета экономики Вейхайского профессионального колледжа в возрасте 15-17 лет) и дети (дети младшего школьного возраста 7-8 лет).
Взрослые и подростки заполняли анкеты самостоятельно. Детям вопросы задавали в устной форме, а ответы фиксировал интервьюер.
В ходе открытого тестирования продуктов участникам было предложено поочередно попробовать каждый из образцов. Перед дегустацией ведущий демонстрировал упаковку, объявлял название и давал краткое описание каждого продукта. От респондентов требовалось оценить по пятибалльной шкале привлекательность упаковки, вкус, аромат, консистенцию продукта. После этого нужно было ответить на вопрос, хочется ли приобрести данный продукт, а также обозначить оптимальную цену продукта.
В результате исследования мы подтвердили гипотезу о том, что кондитерские изделия российского производства представляются китайцам слишком сладкими. Однако было обнаружено, что отношение китайского потребителя к сладким изделиям не всегда однозначно отрицательное. Как удалось выяснить, среди факторов, определяющих выбор китайского потребителя в пользу того или иного кондитерского изделия, играют роль ситуация употребления продукта, а также внешний вид, аромат и консистенция сладостей. Причем требования китайского потребителя значительно отличаются от требований российского.
Экспертные сессии с закупщиками торговых сетей
В роли экспертов выступили менеджеры отдела закупок сети супермаркетов JiaJiaYue и сотрудники брендингового агентства Dotter в Вэйхае. Для экспертной оценки были представлены 5 образцов мюсли и 6 образцов злаковых батончиков российских производителей. Экспертам предлагалось дать профессиональную оценку упаковки, аромата, вкуса, консистенции продукта, сделать прогноз по возможной востребованности данного продукта на китайском рынке и, в случае необходимости, дать рекомендации по его адаптации. Экспертная оценка показала, что около двух третей образцов мюсли и злаковых батончиков может быть интересна китайскому потребителю, однако требует значительной адаптации. В частности, дизайн упаковки всех образцов, по мнению экспертов, не соответствует представлениям китайских покупателей об упаковке продукта высокого качества и должен быть изменен. Большинство замечаний касались цветового решения, качества печати и материала упаковки. Также эксперты указали, что на большинстве упаковок мюсли имеется избыточная текстовая информация, однако отсутствуют четкие инструкции по применению продукта.
В рамках Акселератора мы также провели по данному исследованию:
  • лабораторный анализ продуктов на соответствие состава продукции требованиям санитарного контроля КНР.
  • количественное онлайн-анкетирование (выявили предпочтения потребителей, факторы определяющие выбор потребителей в пользу покупки продукта той или иной торговой марки)
  • ритейл-аудит (мониторинг полок, выявление основных конкурентов в категориях, комплексный анализ их продукции, в том числе анализ упаковки, ценового позиционирования и т.п.).
Благодаря PRODUCT ACCELERATOR производители, участвующие в исследовании, смогут правильно адаптировать свою продукцию для успешного выхода на китайский рынок.
Заказать готовое комплексное исследование с подробными выводами из результатов проведения фокус-групп, онлайн-анкетирования, экспертной оценкой, результатами лабораторных исследований вы можете на сайте Акселератора.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Борис Титов: новая внешняя политика Китая открывает рынок для российских аграриев
Фото пресс-службы Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития

Эксперт по международным связям Борис Титов заявил на форуме China Business Forum 2025 в Москве, что новая внешнеполитическая стратегия Китая открывает значительные перспективы для российских сельхозпроизводителей. По его словам, китайское руководство кардинально изменило отношения с Глобальным Западом, став более независимым и ориентированным на поиск новых поставщиков.

Анатолий Якимов
Как эффективно работать с Китаем: кейс с Кантонской ярмарки от ВЭД Агент

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Кантонская ярмарка: личный опыт и секреты успеха». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Валерия Баевкина рассказала об опыте участия в крупнейшей в мире выставке Canton Fair и о том, почему важно посещать такие мероприятия.

Фото Павла Гаркуши
Анатолий Якимов
Финансы
Влияние цифрового юаня на товарооборот России и Китая: новые возможности расчетов
Фото предоставлено Денисом Борисовым

В конце октября Народный банк Китая официально ввел в эксплуатацию систему трансграничных расчетов Renminbi Digital, основанную на цифровом юане (e-CNY). Эта технологическая инновация призвана стать альтернативой международной платежной системе SWIFT, предлагая независимый от долларовой инфраструктуры инструмент проведения международных платежей и расчетов. Chinalogist попросил экспертов высказать свое мнение об этой инновации.

Анатолий Якимов
Экспорт
Томские и дальневосточные экспортеры увеличили поставки кедрового ореха в Китай и ЕАЭС
Фото с сайта freepir.com

С января по октябрь 2025 года Сибирское межрегиональное управление Россельхознадзора в Томске оформило фитосанитарные сертификаты на экспорт кедрового ореха общим объемом 743 тонны. Это в 3,8 раза превышает показатель за весь 2024 год, когда было отправлено 194 тонны. Более 55% этого объема – около 420 тонн, отгружено в Китай, что в 20 раз больше, чем за прошлый год – 20,8 тонны.

Анатолий Якимов
Форум СнабТех-2025 — драйвер перемен в промышленном снабжении и строительстве
Фото предоставлено организаторами мероприятия

Международный форум СнабТех'25 пройдет 9 декабря в Санкт-Петербурге, в отеле «Коринтия». Уже в шестой раз это мероприятие выступает как крупная платформа для обсуждения вопросов и стратегий в сфере снабжения, логистики и промышленного строительства.

В форуме примут участие топ-менеджеры и эксперты ведущих компаний, таких как ООО «Газпромнефть - Цифровые решения», Банк ПАО «ВТБ», ООО «РЖД-технологии», ПАО ГМК «Норникель», ПАО «Газпром нефть». Они представят реальные кейсы внедрения инноваций, расскажут о текущих вызовах отрасли и эффективных стратегиях управления.

В программе форума запланированы дискуссии и практические кейсы по направлениям:

  • Бизнес-ориентиры 2026: стратегии развития предприятий, опыт лидеров
  • Партнерские модели: поставщик-заказчик - формула Win-Win. Поиск оптимальных условий сотрудничества
  • Цифровой трек: реальные кейсы по улучшению бизнес показателей с помощью цифровых решений
  • Правовой трек: правовая навигация в снабжении, что изменится в 2026 году
  • Импортозамещение: регулирование, возможности и риски
  • HR трек: развитие компетенций нового поколения специалистов
  • Строительный трек: драйверы эффективности в промышленном и гражданском строительстве

Участников с особым статусом ждет встреча с легендарным пилотом Формулы-1 Виталием Петровым, который поделится опытом управления командой и развития бизнеса.

Форум СнабТех'25 — это возможность не только адаптироваться к рыночным изменениям, но и формировать будущее отрасли. Регистрация уже открыта на официальном сайте, количество мест ограничено.

Анатолий Якимов
Товары для украшения дома из Китая оптом: руководство по покупке и импорту в Россию
Фото с сайта freepik.com

Китай уже много лет занимает ведущие позиции в мире по изготовлению и экспорту товаров для украшения дома. Российские предприниматели активно закупают декоративные изделия из Китая оптом благодаря широкому ассортименту, доступным ценам и быстрой адаптации к модным трендам. В статье раскрыты ключевые города-производители, особенности импортного оформления, а также транспорт и сложности, с которыми сталкиваются при импорте декора из КНР.

Анатолий Якимов
Россия и Китай достигли 99,1% расчетов в национальных валютах в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

Россия и Китай достигли доли 99,1% расчетов в национальных валютах — рублях и юанях — в рамках программы дедолларизации, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов на 11-м Российско-Китайском финансовом диалоге в Пекине. Этот шаг призван минимизировать риски, связанные с использованием западной финансовой инфраструктуры, особенно с учетом возможности ее блокировки.

Анатолий Якимов
Пассажирский поезд Забайкальск–Маньчжурия: обновление инфраструктуры и рост грузооборота
Фото Анатолия Якимова

Пассажирское железнодорожное сообщение между российским Забайкальском и китайской Маньчжурией будет возобновлено. Об этом сообщил начальник Забайкальской железной дороги Владимир Антонец 12 ноября на заседании правительства Забайкальского края. Восстановление движения станет существенным событием для приграничных регионов.

Анатолий Якимов
Простой и убытки: ситуация с Забайкальским зерновым терминалом в 2025 году
Фото пресс-службы Забайкальской железной дороги

Директор Забайкальского зернового терминала Андрей Орлов предложил организовать встречу представителей Забайкальского края и города Маньчжурии Автономного округа Внутренняя Монголия КНР для обсуждения эффективной работы зернового сухопутного коридора между Россией и Китаем. Инициатива была озвучена на заседании, посвященном сотрудничеству в торгово-экономической и инвестиционной сферах, а также вопросам транспортного сообщения, функционирования пунктов пропуска и реагирования на чрезвычайные ситуации.

Анатолий Якимов
Экспорт леса и пиломатериалов из Томской и других сибирских областей в Китай вырос
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первые десятьмесяцев 2025 года лесопромышленный комплекс Томской области поставил на зарубежные рынки более 1 миллиона кубических метров лесоматериалов. По официальной информации Россельхознадзора, с января по начало ноября было оформлено 18,2 тысячи фитосанитарных сертификатов для экспорта 1,067 миллиона кубометров древесины. Китай занимает третье место по объему экспорта лесоматериалов – 17%. Крупнейшими направлениями стали Узбекистан (48% объема), Киргизия (19%), Казахстан (10%) и Таджикистан (4%). Оставшиеся 2% распределились между Абхазией, Афганистаном, Вьетнамом, Южной Кореей, ОАЭ и Японией.