Анна Фомичева
Блоги

Оформить 4 часа: фантастика, реальность, исключение, ставшее правилом?

Согласно статье 119 нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, выпуск товаров должен происходить в течение 4-х часов с момента регистрации декларации, и только в крайнем случае он может быть продлен. Означает ли это, что мы можем забыть о длительном ожидании выпуска товаров? И как именно работают нововведения?
По действующему таможенному законодательству минимальный срок таможенного оформления при импорте – 1 рабочий день, при экспорте он составляет 4 часа. На деле в течение всего этого времени, таможенники могут как запросить любые подтверждающие заявленные в декларации сведения документы, так и назначить любую форму контроля. А потому, чаще всего, процесс затягивается.
И вот тогда-то приходит время обратить внимание на дополнительные условия: максимальный срок выпуска товара сейчас составляет 10 дней. С одной стороны, это прекрасно, ведь это означает, что процесс не затянется, и вы получите решение таможенных органов в срок чуть больше недели. Однако такая ситуация в корне не устраивает декларантов. Почему?
Дело в том, что осмотр или досмотр, экспертиза соответствия товара заявленному коду ТН ВЭД (например, для борьбы с декларированием «товара-заменителя» проводится проверка подлинности материала: действительно ли вы везете кожзаменитель, как заявлено, а не натуральную кожу, искусственный мех, а не натуральный и т.д.) проводится в течение максимум 20 дней (эти сроки регламентированы действующим Кодексом). А значит, при назначении таких мер контроля, вы можете просто-напросто не уложиться в отведенные на «закрытие декларации» 10 дней.
Что происходит в этом случае? Формально сроки, отведенные по закону, истекли, товар нужно выпускать, но необходимые процедуры еще не завершены, а потому таможенники действуют просто: выносят вердикт «выпуск запрещен». Как результат, ваш товар остается на СВХ, вы вынуждены подавать новую декларацию и ждать, пока специалисты проведут все необходимые манипуляции с вашим грузом.
И все бы ничего, если бы в ситуацию не вмешивался действующий механизм уплаты таможенных пошлин. Сейчас перед подачей декларации вы вносите авансовый платеж, и при ее закрытии, неважно, благоприятном или нет для импортера, деньги все равно поступает в бюджет. «Это несправедливо!» — скажете вы. «Зато по закону!» — ответят работники таможни.
Чтобы повторно задекларировать и выпустить свой товар, вам снова придется заплатить. А уже внесенные средства заявить как излишне уплаченные, «оформить возврат». В течение 30 дней вся сумма окажется на вашем счете, а вам придется смириться с ее временным отсутствием в обороте вашей компании.
Разрешите представить: новая реальность
Как же теперь предлагается изменить ситуацию? В первую очередь, новому кодексу удалось поразить нас удивительной цифрой: 4 часа минимум отводится на выпуск товара при импорте (вместо 1 дня по действующему Кодексу). В течение этого времени назначаются все таможенные процедуры, и, при необходимости, оформление может быть продлено до 1 рабочего дня.
Если назначается экспертиза, которая длится до 20 дней, то вам уже не обязательно ждать весь этот срок прежде, чем вы сможете распорядиться своим грузом, не нужно терпеть убытки. И уж тем более, вам не придется платить дважды.
Почему? Дело в механизме «выпуска под обеспечение». Сейчас он может быть применен ко всем грузам. Вам достаточно оставить сумму, которую озвучат сотрудники таможни, исходя из того кода ТН ВЭД и тех параметров, которые сейчас заявлены в декларации. Если они подтвердятся, сумма обеспечения уйдет в счет уплаты пошлин, и процедура оформления будет считаться завершенной.
А значит, благодаря регламентации этого механизма выпуска товара в новой редакции Таможенного кодекса, вы сможете получить груз в свое распоряжение уже через 1 день после регистрации декларации, а о повторной ее подаче можно будет забыть.
При этом вы не теряете ни денег, ни времени, вам не отказывают в выпуске только потому, что экспертиза длится больше положенных 10 дней. А значит, благодаря этим изменениям, вполне реально сокращение сроков оформления, пусть и не до фантастических 4-х часов.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Елена Кастромич
Импорт
Импорт авто: растаможь меня, если сможешь, до 1 декабря

Около 1000 автовозов с более чем 5 тысячами автомобилей, 4 из которых были оформлены для физлиц, перевезено с начала ноября через автомобильные пункты пропуска Приморского края, сообщает Уссурийская таможня. Это почти в 4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

 

Фото предоставлено пресс-службой Уссурийской таможни
Анатолий Якимов
Выставки IEAE и IGHE в Москве — новые возможности для ритейла и импорта в 2026 году
Фото предоставлено организаторами выставок

С 25 по 27 ноября в московском выставочном комплексе «Тимирязев Центр» пройдут две крупнейшие международные выставки — IEAE 2025 – потребительская электроника и IGHE 2025 – товары для дома и подарки, которые впервые объединяют бизнес-форум для обмена опытом, обсуждения рыночных трендов и поиска инновационных решений. В мероприятии примут участие ведущие эксперты, представители торговых сетей, маркетплейсов и профильных ассоциаций.

Анатолий Якимов
Борис Титов: новая внешняя политика Китая открывает рынок для российских аграриев
Фото пресс-службы Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития

Эксперт по международным связям Борис Титов заявил на форуме China Business Forum 2025 в Москве, что новая внешнеполитическая стратегия Китая открывает значительные перспективы для российских сельхозпроизводителей. По его словам, китайское руководство кардинально изменило отношения с Глобальным Западом, став более независимым и ориентированным на поиск новых поставщиков.

Анатолий Якимов
Как эффективно работать с Китаем: кейс с Кантонской ярмарки от ВЭД Агент

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Кантонская ярмарка: личный опыт и секреты успеха». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Валерия Баевкина рассказала об опыте участия в крупнейшей в мире выставке Canton Fair и о том, почему важно посещать такие мероприятия.

Фото Павла Гаркуши
Анатолий Якимов
Влияние цифрового юаня на товарооборот России и Китая: новые возможности расчетов
Фото предоставлено Денисом Борисовым

В конце октября Народный банк Китая официально ввел в эксплуатацию систему трансграничных расчетов Renminbi Digital, основанную на цифровом юане (e-CNY). Эта технологическая инновация призвана стать альтернативой международной платежной системе SWIFT, предлагая независимый от долларовой инфраструктуры инструмент проведения международных платежей и расчетов. Chinalogist попросил экспертов высказать свое мнение об этой инновации.

Анатолий Якимов
Томские и дальневосточные экспортеры увеличили поставки кедрового ореха в Китай и ЕАЭС
Фото с сайта freepir.com

С января по октябрь 2025 года Сибирское межрегиональное управление Россельхознадзора в Томске оформило фитосанитарные сертификаты на экспорт кедрового ореха общим объемом 743 тонны. Это в 3,8 раза превышает показатель за весь 2024 год, когда было отправлено 194 тонны. Более 55% этого объема – около 420 тонн, отгружено в Китай, что в 20 раз больше, чем за прошлый год – 20,8 тонны.

Анатолий Якимов
Форум СнабТех-2025 — драйвер перемен в промышленном снабжении и строительстве
Фото предоставлено организаторами мероприятия

Международный форум СнабТех'25 пройдет 9 декабря в Санкт-Петербурге, в отеле «Коринтия». Уже в шестой раз это мероприятие выступает как крупная платформа для обсуждения вопросов и стратегий в сфере снабжения, логистики и промышленного строительства.

В форуме примут участие топ-менеджеры и эксперты ведущих компаний, таких как ООО «Газпромнефть - Цифровые решения», Банк ПАО «ВТБ», ООО «РЖД-технологии», ПАО ГМК «Норникель», ПАО «Газпром нефть». Они представят реальные кейсы внедрения инноваций, расскажут о текущих вызовах отрасли и эффективных стратегиях управления.

В программе форума запланированы дискуссии и практические кейсы по направлениям:

  • Бизнес-ориентиры 2026: стратегии развития предприятий, опыт лидеров
  • Партнерские модели: поставщик-заказчик - формула Win-Win. Поиск оптимальных условий сотрудничества
  • Цифровой трек: реальные кейсы по улучшению бизнес показателей с помощью цифровых решений
  • Правовой трек: правовая навигация в снабжении, что изменится в 2026 году
  • Импортозамещение: регулирование, возможности и риски
  • HR трек: развитие компетенций нового поколения специалистов
  • Строительный трек: драйверы эффективности в промышленном и гражданском строительстве

Участников с особым статусом ждет встреча с легендарным пилотом Формулы-1 Виталием Петровым, который поделится опытом управления командой и развития бизнеса.

Форум СнабТех'25 — это возможность не только адаптироваться к рыночным изменениям, но и формировать будущее отрасли. Регистрация уже открыта на официальном сайте, количество мест ограничено.

Анатолий Якимов
Товары для украшения дома из Китая оптом: руководство по покупке и импорту в Россию
Фото с сайта freepik.com

Китай уже много лет занимает ведущие позиции в мире по изготовлению и экспорту товаров для украшения дома. Российские предприниматели активно закупают декоративные изделия из Китая оптом благодаря широкому ассортименту, доступным ценам и быстрой адаптации к модным трендам. В статье раскрыты ключевые города-производители, особенности импортного оформления, а также транспорт и сложности, с которыми сталкиваются при импорте декора из КНР.

Анатолий Якимов
Россия и Китай достигли 99,1% расчетов в национальных валютах в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

Россия и Китай достигли доли 99,1% расчетов в национальных валютах — рублях и юанях — в рамках программы дедолларизации, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов на 11-м Российско-Китайском финансовом диалоге в Пекине. Этот шаг призван минимизировать риски, связанные с использованием западной финансовой инфраструктуры, особенно с учетом возможности ее блокировки.

Анатолий Якимов
Пассажирский поезд Забайкальск–Маньчжурия: обновление инфраструктуры и рост грузооборота
Фото Анатолия Якимова

Пассажирское железнодорожное сообщение между российским Забайкальском и китайской Маньчжурией будет возобновлено. Об этом сообщил начальник Забайкальской железной дороги Владимир Антонец 12 ноября на заседании правительства Забайкальского края. Восстановление движения станет существенным событием для приграничных регионов.