Анна Фомичева
Блоги

Оформить 4 часа: фантастика, реальность, исключение, ставшее правилом?

Согласно статье 119 нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, выпуск товаров должен происходить в течение 4-х часов с момента регистрации декларации, и только в крайнем случае он может быть продлен. Означает ли это, что мы можем забыть о длительном ожидании выпуска товаров? И как именно работают нововведения?
По действующему таможенному законодательству минимальный срок таможенного оформления при импорте – 1 рабочий день, при экспорте он составляет 4 часа. На деле в течение всего этого времени, таможенники могут как запросить любые подтверждающие заявленные в декларации сведения документы, так и назначить любую форму контроля. А потому, чаще всего, процесс затягивается.
И вот тогда-то приходит время обратить внимание на дополнительные условия: максимальный срок выпуска товара сейчас составляет 10 дней. С одной стороны, это прекрасно, ведь это означает, что процесс не затянется, и вы получите решение таможенных органов в срок чуть больше недели. Однако такая ситуация в корне не устраивает декларантов. Почему?
Дело в том, что осмотр или досмотр, экспертиза соответствия товара заявленному коду ТН ВЭД (например, для борьбы с декларированием «товара-заменителя» проводится проверка подлинности материала: действительно ли вы везете кожзаменитель, как заявлено, а не натуральную кожу, искусственный мех, а не натуральный и т.д.) проводится в течение максимум 20 дней (эти сроки регламентированы действующим Кодексом). А значит, при назначении таких мер контроля, вы можете просто-напросто не уложиться в отведенные на «закрытие декларации» 10 дней.
Что происходит в этом случае? Формально сроки, отведенные по закону, истекли, товар нужно выпускать, но необходимые процедуры еще не завершены, а потому таможенники действуют просто: выносят вердикт «выпуск запрещен». Как результат, ваш товар остается на СВХ, вы вынуждены подавать новую декларацию и ждать, пока специалисты проведут все необходимые манипуляции с вашим грузом.
И все бы ничего, если бы в ситуацию не вмешивался действующий механизм уплаты таможенных пошлин. Сейчас перед подачей декларации вы вносите авансовый платеж, и при ее закрытии, неважно, благоприятном или нет для импортера, деньги все равно поступает в бюджет. «Это несправедливо!» — скажете вы. «Зато по закону!» — ответят работники таможни.
Чтобы повторно задекларировать и выпустить свой товар, вам снова придется заплатить. А уже внесенные средства заявить как излишне уплаченные, «оформить возврат». В течение 30 дней вся сумма окажется на вашем счете, а вам придется смириться с ее временным отсутствием в обороте вашей компании.
Разрешите представить: новая реальность
Как же теперь предлагается изменить ситуацию? В первую очередь, новому кодексу удалось поразить нас удивительной цифрой: 4 часа минимум отводится на выпуск товара при импорте (вместо 1 дня по действующему Кодексу). В течение этого времени назначаются все таможенные процедуры, и, при необходимости, оформление может быть продлено до 1 рабочего дня.
Если назначается экспертиза, которая длится до 20 дней, то вам уже не обязательно ждать весь этот срок прежде, чем вы сможете распорядиться своим грузом, не нужно терпеть убытки. И уж тем более, вам не придется платить дважды.
Почему? Дело в механизме «выпуска под обеспечение». Сейчас он может быть применен ко всем грузам. Вам достаточно оставить сумму, которую озвучат сотрудники таможни, исходя из того кода ТН ВЭД и тех параметров, которые сейчас заявлены в декларации. Если они подтвердятся, сумма обеспечения уйдет в счет уплаты пошлин, и процедура оформления будет считаться завершенной.
А значит, благодаря регламентации этого механизма выпуска товара в новой редакции Таможенного кодекса, вы сможете получить груз в свое распоряжение уже через 1 день после регистрации декларации, а о повторной ее подаче можно будет забыть.
При этом вы не теряете ни денег, ни времени, вам не отказывают в выпуске только потому, что экспертиза длится больше положенных 10 дней. А значит, благодаря этим изменениям, вполне реально сокращение сроков оформления, пусть и не до фантастических 4-х часов.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
«Честный знак» введет автоштрафы за просрочку и продажу без маркировки
Фото Алины Лебедевой

С 1 марта 2026 года система маркировки «Честный знак» перейдет на автоматическую фиксацию административных правонарушений. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности 8 декабря одобрила соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Об этом «Ведомостям» сообщили источник, близкий к комиссии, и представитель Белого дома.

Анатолий Якимов
Логистика
Корпорация развития ДВ и Арктики запускает логистический хаб на границе с Китаем
Фото пресс-службы Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики поддерживает инфраструктурный проект на границе с Китаем. Резидент ТОР «Забайкалье» — компания «Марско» — построит склад временного хранения и зону таможенного контроля в селе Староцурухайтуй Приаргунского округа. Объем инвестиций составит 146,9 миллиона рублей. Здесь планируют создать 19 рабочих мест. Запуск намечен на I квартал 2029 года, синхронно с реконструкцией автомобильного пункта пропуска.

Анатолий Якимов
Экспорт
Приморские морепродукты и лес в топе экспорта в КНР: новые инструменты бизнеса
Фото пресс-службы правительства Приморского края

Клуб экспортеров Приморского края провел финальное заседание 2025 года, представив новые инструменты для работы с китайским рынком. С 2026 года бизнес региона получит доступ к актуальной базе проверенных заявок на поставки в КНР через официальный сайт Центра поддержки экспорта.

Анатолий Якимов
Таможня
На МАПП «Забайкальск» вырос грузопоток на 7,2%: запустили электронную очередь
Фото пресс-службы Читинской таможни

На Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» на фоне роста грузопотока на 7,2% запустили электронную очередь для ускорения таможенного оформления. За первые три недели декабря через пункт пропуска проследовало свыше 20 тысяч транспортных средств международной перевозки с грузооборотом 214,7 тысячи тонн.

Анатолий Якимов
Импорт
Почему белая доставка — ключ к легальному импорту из КНР: эксперт о рисках серых схем
«ВЭД Агент» за «белую доставку». Фото предоставлено Дианой Горбач

В условиях глобального тренда на цифровизацию и прослеживаемость товаров «белая доставка» превращается в ключевой фактор конкурентоспособности бизнеса в российско-китайской торговле. По данным Федеральной таможенной службы, доля легального импорта из КНР выросла на 15% за 2025 год, что отражает системные меры обоих государств по борьбе с серыми схемами. О том, почему «белая доставка» – новая реальность для импортеров, преимуществах прозрачной логистики, рисках нелегального ввоза и государственных инициативах по поддержке бизнеса, рассказала ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач.

Анатолий Якимов
Финансы
НДС Китай 2026: ставки, экспорт и риски для бизнеса в России
Фото с сайта freepik.com

25 декабря 2024 года Китай принял новый Закон «О налоге на добавленную стоимость», который вступит в силу с 1 января 2026 года. Документ заменит временные положения. Базовые ставки НДС остались прежними, но усилилось администрирование и цифровизация, что повлияет на бизнес с Китаем, особенно в сфере услуг и экспорта.

Анатолий Якимов
Импорт
Рост импорта китайских мандаринов в Россию: данные по Сибири и Дальнему Востоку
Фото с сайта freepik.com

Импорт мандаринов из Китая в Россию в декабре 2025 года достиг рекордных значений, особенно в восточных и сибирских регионах. Объемы поставок значительно выросли по сравнению с 2024 годом, что связано с сезонным спросом перед Новым годом и улучшением логистики через Забайкальск.

Анатолий Якимов
Импорт
Поставки винограда из Китая в Россию в ноябре 2025 выросли втрое: рекорд 9,3 тысячи тонн
Фото с сайта freepik.com

Поставки винограда из Китая в Россию в ноябре 2025 года достигли исторического максимума – 9,3 тысячи тонн. Об этом свидетельствуют данные китайской таможни. Рост связан с взрывной популярностью сорта Шайн Муcкат, который завоевывает российский рынок свежих фруктов.

Анатолий Якимов
Грузооборот Забайкалья с Китаем вырастет до 70% в 2025 году
Фото пресс=службы правительства Забайкальского края

Власти Забайкальского края прогнозируют рост доли региона в российско-китайском грузообороте до 70% в 2025 году. Исполняющий обязанности главы краевого Минэкономразвития Виталий Эксузян, комментируя заявления президента РФ Владимира Путина о стратегическом партнерстве с КНР, назвал Забайкалье основным транспортным хабом между странами.

Анатолий Якимов
Новые правила ВЭД с 2026 года: НДС 22%, рост таможенных сборов и маркировка
Фото с сайта freepik.com

До нового года остались считанные дни. Chinalogist выяснил, что изменится с 1 января 2026 года. Прежде всего, российским участникам внешнеэкономической деятельности придется работать по новым правилам, которые одновременно затрагивают налоги, таможенные сборы, спецрежимы и маркировку товаров. Регуляторы прямо признают, что цель реформ — увеличить налоговые поступления и «обелить» операции по импорту и экспорту, ужесточив требования к документообороту и прослеживаемости грузов.