Валерий Кайгородов
Блоги

Переводить ли название на китайский: опыт крупнейших мировых брендов

Полемику вокруг китайских названий международных брендов вызвало новое китайское название компании Airbnb — 爱彼迎 (Aibiying). Несмотря на то, что новое название полностью отражает философию и миссию компании («принимайте друг друга с любовью»), большинство китайских пользователей не узнают всем известный бренд Airbnb.
В 2013 году подобная ситуация произошла с итальянским брендом Bottega Veneta. Владельцам пришлось изменить свое предыдущее китайское название 宝缇嘉 (Baotijia) на葆蝶家 (Baodiejia), так как название 宝缇嘉 (Baotijia) уже было зарегистрировано в Китае. Новое название вызывало негативные ассоциации, так как было созвучно с «резким падением цен» (跌). Критики отмечают, что новое название не соответствует высокому статусу и имиджу бренда и, скорее, больше походит на название дешевого магазинчика одежды на Таобао. Общественный резонанс заставил Bottega Veneta убрать свое китайское название со всех официальных каналов, включая соцсети WeChat и Weibo.
Случаи с Airbnb и Bottega Veneta говорят о том, что такие, на первый взгляд, малозначительные вещи, как китайское название бренда, могут полностью изменить восприятие бренда китайцами.
«Найти правильное название для брендов люксового сегмента — намного сложнее, чем подобрать название для товаров повседневного спроса, — говорит, Луи Худар (Louis Houdart) — СЕО и основатель компании «Creative Capital», — название бренда должно заключать в себе и эмоциональное восприятие, что порой бывает очень трудно представить».
С 14 по 20 января ведущее российское агентство экспортного маркетинга CHINA SMM совместно с лучшими китайскими специалистами в маркетинге и продажах организовывает практико-ориентированный образовательный курс в Китай, где мы разберем реальные кейсы, а также посетим ведущие агентства и крупные компании в сфере китайского ритейла, подробности.

Игра по китайским правилам

Раз уж так сложно подобрать правильное китайское название, которое будет хорошо воспринимаемо китайскими потребителями, может быть, просто его не создавать? По мнению экспертов, ответ — «однозначно нет». Если только компания не боится того, что товары будут широко подделываться и продаваться под именем их торговой марки.
Что это значит? «С юридической точки зрения, для люксовых брендов необходимо иметь китайское имя для ведения бизнеса в Китае, — говорит Владимир Джурович (Vladimir Djurovic), генеральный директор Labbrand, ведущей консалтинговой компании по брендингу в Китае, — и чем известнее бренд, тем важнее, чтобы у него было китайское название».
Одна большая головная боль для многих известных международных брендов — возросший интерес китайских компаний или отдельных лиц к регистрации китайских названий этих брендов — будь то транслитерация пиньинем или что-то очень похожее на оригинальное название. Подобная проблема возникла у крупнейших брендов: Louis Vuitton и Hermes. Одна китайская компания зарегистрировала торговую марку под названием “爱玛仕”, что по звучанию совпадает с официальным китайским названием Hermès’ - “爱马仕” (Ai Ma Shi). Французский Дом моды инициировал судебное разбирательство еще в 1997 году и спустя 10 лет так и не выиграл его.
Таким образом самый надежный способ защитить свой бренд — регистрация официального китайского названия и торговой марки в Администрации промышленности и торговли Китая.
Еще больше полезных советов о том, как защитить свой бренд вы узнаете в маркетинг-туре в Китай, организуемом CHINA SMM совместно с лучшими китайскими специалистами в области маркетинга.

Креативность субъективна

Китайские миллениалы: правила игры меняются?

Люксовый сегмент прилагает все усилия к пониманию китайских миллениалов — поколение потребителей с высокой покупательскую способностью и совершенно разными предпочтениями и поведением. Нэйминг – неотъемлемая часть этого процесса.
В случае с Airbnb и Bottega Veneta, люди, которые активно высказывали свои взгляды в китайских соцсетях — это как раз и были миллениалы. Поэтому для того, чтобы получить положительную общественную реакцию, необходимо, в первую очередь, учитывать их интересы.
Тем не менее, китайские миллениалы могут менять правила «игры». Они более образованы и продвинуты, в отличие от предыдущих поколений, с детства изучают английский – отсюда возникает вопрос — есть ли необходимость в том, чтобы создавать китайское имя для бренда?
Tina Gu, 29 лет, китаянка, покупатель люксовых брендов, работающая в иностранной консалтинговой компании в Шанхае, отмечает, что когда дело доходит до брендов, которые большинство людей знают, таких как Louis Vuitton, она использует только английское название, и большинство ее друзей не имеют проблем с пониманием: «Для меня куда более странно пытаться произнести названия этих брендов на китайском языке, так неестественно!»
Эксперты в этой области считают, что сценарий, описываемый Gu, не подходит для брендов с труднопроизносимым названием. Например, популярная китайская модель — Sui He, представляющая Victoria Secret’s, была смущена на одном из мероприятий, когда не смогла произнести название бренда Giambattista Valli, в который была одета.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Финансы
Как российскому бизнесу обходить санкции платежей с Китаем в 2026 году
Фото предоставлено организаторами конференции

Санкции кардинально изменили правила международных платежей: привычные схемы перестали работать. Российские компании сталкиваются с блокировками транзакций, отказами западных банков-корреспондентов и усиленным контролем.

Анатолий Якимов
Работа
Как юрист становится стратегическим партнером бизнеса в условиях ВЭД и логистики
Фото Анатолия Якимова

Каждый день, когда российский бизнес выходит на рынки Китая или принимает груз из-за рубежа, за его спиной стоит кропотливая работа юристов. В преддверии профессионального праздника — Дня юриста, который отмечается 3 декабря, — мы поговорили с ведущими экспертами в области внешнеэкономической деятельности. Маргарита Краснова (на фото справа) и Олеся Кузьмина из АО «ВЭД Агент» рассказали о том, как изменилась роль правоведа в современной логистике, с какими вызовами сталкиваются компании при работе с Китаем и почему сегодня юрист — это не просто «галочка» в документах, а стратегический партнер для успешного бизнеса.

Анатолий Якимов
Логистика
Забайкалье и Хэйлунцзян: строительство логистического комплекса для транзита в Азию
Фото пресс-службы министерства по планированию и развитию Забайкальского края

В Забайкальском крае приступили к реализации проекта транспортно-логистического комплекса с участием китайских инвесторов из провинции Хэйлунцзян, что усилит транзитные потоки в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Анатолий Якимов
Финансы
Госдума рассмотрит инициативу повышения штрафов за нарушения на границе России
Фото пресс-службы Читинской таможни

Первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Яцкин совместно с группой сенаторов внесли в Госдуму проект закона об ужесточении штрафов за нарушение режима государственной границы России. Законопроект предполагает корректировки в КоАП РФ, в частности в статьях «Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации и правил въезда/выезда из РФ», «Нарушение пограничного режима в пограничной зоне» и «Незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации».

Анатолий Якимов
Реконструкция МАПП «Забайкальск» в 2025 году: новые полосы и 147 обновленных зданий
Фото пресс-службы ФГБУ «Росгранстрой»

В 2025 году началась масштабная реконструкция автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Забайкальск» на российско-китайской границе. Эта работа проводится Росгранстроем в рамках национального проекта «Эффективная транспортная система» по поручению Президента РФ Владимира Путина. Об этом сообщили в пресс-службе правительства Забайкальского края.

Анатолий Якимов
Импорт
Заражение карантинными вредителями выявлено в партиях цветов из Китая в Алтайском крае
Фото пресс-службы Алтайского филиала ФГБУ «ЦОК АПК»

Специалисты Алтайского филиала ЦОК АПК выявили более 16 тысяч зараженных карантинными вредителями импортных срезанных цветов

Анатолий Якимов
Топ-10 трендовых товаров из Китая для россиян в ноябре 2025
Коллаж из фото с официального сайта торговой сети DNS

В ноябре 2025 россияне на Taobao, Tmall и JD активно искали конкретные гаджеты, косметику и товары для дома, особенно после распродаж в День холостяка – 11.11. Chinalogist выяснил какие товары были наиболее популярные у россиян. Цены указаны по курсу ЦБ РФ на 1 декабря 2025 года – 10,99 рубля за 1 юань

Анатолий Якимов
Транзит из Китая в Россию через Казахстан под контролем: новые договоренности по нелегальному импорту
Фото с официального сайта Президента России

Президенты России Владимир Путин и Казахстана Касым-Жомарт Токаев договорились о совместных мерах против «черного» импорта китайских товаров через Казахстан в РФ, включая усиление таможенного контроля и декларирование стоимости грузов. Ранее на российско-казахстанской границе возникла пробка из грузовиков без документов, в связи с провероками. Стороны согласовали «зеленый коридор» с минимальной уплатой пошлин для разблокировки очереди, гарантируя отсутствие будущих задержек.

Елена Каспирович
Цифровую трансформацию таможенной службы обсуждают в Новосибирске
Фото: закодированная ссылка на опрос Сибирского таможенного управления

Более 150 представителей бизнеса, госструктур и таможенных органов приняли участие в заседании консультативного совета при Сибирском таможенном управлении (СТУ).

Елена Каспирович
100 рублей за доллар — это больно или нормально?
Фото: скриншот с сайта ЦБ РФ

Как же сделать, чтоб всем было хорошо? У Германа Грефа есть идея на этот счёт