Павел Мартынов

"Низкорисковую продукцию" при ввозе в КНР перестанут тестировать на COVID и дезинфицировать

12 июля Объединенная группа Госсовета КНР по противодействию и профилактике коронавирусной инфекции нового типа опубликовала Уведомление №220 «Об оптимизации работы по профилактике и борьбе с распространением коронавирусной инфекции нового типа при импорте товаров».

Как сообщает торгпредство РФ в КНР, документ вводит принцип разделения импортируемых товаров, не относящихся к продукции холодовой цепи (т.е. перевозимых при температурном режиме свыше 10 градусов), на два класса – высокого и низкого риска распространения COVID-19. Товары с высоким уровнем риска распространения заболевания подлежат дезинфекционной обработке, в отношении «низкорисковых» товаров данные меры, а также тестирование на наличие коронавируса, отменяются. Уведомление подчеркивает запрет на введение дополнительных профилактических мер местными оперштабами по борьбе с распространением COVID-19.

Документ относит к низкорисковой группе следующие категории импортируемых товаров:

• все сыпучие грузы, включая уголь, руду, химическое сырье, зерно, корма, кормовые травы, древесину;
• импортные товары, не относящиеся к холодовой цепи, доставка которых была осуществлена более чем через 24 часа с момента погрузки на автомобильный, авиационный или железнодорожный транспорт;
• импортные товары, не относящиеся к холодовой цепи, складская обработка которых не требует прямого контакта персонала;
• импортные товары, не относящиеся к холодовой цепи, в отношении которых была осуществлена дезинфекция;
• импортные грузы, поставляемые из стран (регионов) с низким уровнем рисков по распространению коронавирусной инфекции.
Согласно документу, запрещается дезинфекция не имеющих внешней упаковки грузов, таких как опасные химические вещества, фрукты, овощи, точные измерительные приборы, корма, живые существа. Отменяется и требование по проведению ПЦР-тестирования ввозимых грузов указанных категорий.

В отношении продукции холодовой цепи, согласно опубликованному 8 июля Главным таможенным управлением (ГТУ) КНР уведомлению № 58, китайская сторона продолжит осуществлять профилактические меры по борьбе с распространением эпидемии, включающие ПЦР-тестирование, дезинфекцию и уничтожение грузов, на внешней упаковке которых обнаружен геном коронавирусной инфекции нового типа.

12 июля в официальных аккаунтах социальных сетей ГТУ КНР были опубликованы комментарии в отношении принятых документов. Представители китайских таможенных властей пояснили, что оставляют за собой право приостановить регистрацию экспортера в случае выявления возбудителя коронавирусной инфекции нового типа в соответствии со статьей 23 «Положения Китайской Народной Республики об управлении регистрацией иностранных предприятий по производству импортируемой пищевой продукции» (Приказ №248 ГТУ КНР).
Одновременно с этим предполагается усилить работу в части проведения видеоинспекций иностранных предприятий, производящих охлажденную или замороженную продукцию. Согласно данным ГТУ КНР, в январе-июне 2022 г. проведены заочные проверки 182 зарубежных производителей, в отношении экспорта 60 компаний введены временные ограничения для предупреждения ввоза на территорию КНР продукции с COVID-19.
Ранее ChinaLogist сообщал, что власти КНР продолжают политику нулевой терпимости к ковиду, но вместе с тем увеличили количество авиарейсов из-за рубежа, а для прибывших сократили продолжительность карантина.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
«Честный знак» введет автоштрафы за просрочку и продажу без маркировки
Фото Алины Лебедевой

С 1 марта 2026 года система маркировки «Честный знак» перейдет на автоматическую фиксацию административных правонарушений. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности 8 декабря одобрила соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Об этом «Ведомостям» сообщили источник, близкий к комиссии, и представитель Белого дома.

Анатолий Якимов
Логистика
Корпорация развития ДВ и Арктики запускает логистический хаб на границе с Китаем
Фото пресс-службы Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики поддерживает инфраструктурный проект на границе с Китаем. Резидент ТОР «Забайкалье» — компания «Марско» — построит склад временного хранения и зону таможенного контроля в селе Староцурухайтуй Приаргунского округа. Объем инвестиций составит 146,9 миллиона рублей. Здесь планируют создать 19 рабочих мест. Запуск намечен на I квартал 2029 года, синхронно с реконструкцией автомобильного пункта пропуска.

Анатолий Якимов
Экспорт
Приморские морепродукты и лес в топе экспорта в КНР: новые инструменты бизнеса
Фото пресс-службы правительства Приморского края

Клуб экспортеров Приморского края провел финальное заседание 2025 года, представив новые инструменты для работы с китайским рынком. С 2026 года бизнес региона получит доступ к актуальной базе проверенных заявок на поставки в КНР через официальный сайт Центра поддержки экспорта.

Анатолий Якимов
Таможня
На МАПП «Забайкальск» вырос грузопоток на 7,2%: запустили электронную очередь
Фото пресс-службы Читинской таможни

На Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» на фоне роста грузопотока на 7,2% запустили электронную очередь для ускорения таможенного оформления. За первые три недели декабря через пункт пропуска проследовало свыше 20 тысяч транспортных средств международной перевозки с грузооборотом 214,7 тысячи тонн.

Анатолий Якимов
Импорт
Почему белая доставка — ключ к легальному импорту из КНР: эксперт о рисках серых схем
«ВЭД Агент» за «белую доставку». Фото предоставлено Дианой Горбач

В условиях глобального тренда на цифровизацию и прослеживаемость товаров «белая доставка» превращается в ключевой фактор конкурентоспособности бизнеса в российско-китайской торговле. По данным Федеральной таможенной службы, доля легального импорта из КНР выросла на 15% за 2025 год, что отражает системные меры обоих государств по борьбе с серыми схемами. О том, почему «белая доставка» – новая реальность для импортеров, преимуществах прозрачной логистики, рисках нелегального ввоза и государственных инициативах по поддержке бизнеса, рассказала ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач.

Анатолий Якимов
Финансы
НДС Китай 2026: ставки, экспорт и риски для бизнеса в России
Фото с сайта freepik.com

25 декабря 2024 года Китай принял новый Закон «О налоге на добавленную стоимость», который вступит в силу с 1 января 2026 года. Документ заменит временные положения. Базовые ставки НДС остались прежними, но усилилось администрирование и цифровизация, что повлияет на бизнес с Китаем, особенно в сфере услуг и экспорта.

Анатолий Якимов
Импорт
Рост импорта китайских мандаринов в Россию: данные по Сибири и Дальнему Востоку
Фото с сайта freepik.com

Импорт мандаринов из Китая в Россию в декабре 2025 года достиг рекордных значений, особенно в восточных и сибирских регионах. Объемы поставок значительно выросли по сравнению с 2024 годом, что связано с сезонным спросом перед Новым годом и улучшением логистики через Забайкальск.

Анатолий Якимов
Импорт
Поставки винограда из Китая в Россию в ноябре 2025 выросли втрое: рекорд 9,3 тысячи тонн
Фото с сайта freepik.com

Поставки винограда из Китая в Россию в ноябре 2025 года достигли исторического максимума – 9,3 тысячи тонн. Об этом свидетельствуют данные китайской таможни. Рост связан с взрывной популярностью сорта Шайн Муcкат, который завоевывает российский рынок свежих фруктов.

Анатолий Якимов
Грузооборот Забайкалья с Китаем вырастет до 70% в 2025 году
Фото пресс=службы правительства Забайкальского края

Власти Забайкальского края прогнозируют рост доли региона в российско-китайском грузообороте до 70% в 2025 году. Исполняющий обязанности главы краевого Минэкономразвития Виталий Эксузян, комментируя заявления президента РФ Владимира Путина о стратегическом партнерстве с КНР, назвал Забайкалье основным транспортным хабом между странами.

Анатолий Якимов
Новые правила ВЭД с 2026 года: НДС 22%, рост таможенных сборов и маркировка
Фото с сайта freepik.com

До нового года остались считанные дни. Chinalogist выяснил, что изменится с 1 января 2026 года. Прежде всего, российским участникам внешнеэкономической деятельности придется работать по новым правилам, которые одновременно затрагивают налоги, таможенные сборы, спецрежимы и маркировку товаров. Регуляторы прямо признают, что цель реформ — увеличить налоговые поступления и «обелить» операции по импорту и экспорту, ужесточив требования к документообороту и прослеживаемости грузов.