Слово Эксперта
Импорт

Дарья Маркова: «Из-за коронавируса мы потеряли время и деньги»

Дарья Маркова училась в Томском государственном университете по специальности «Зарубежное регионоведение», специализировалась на странах Северо-Восточной Азии с фокусом на Китае. А сейчас, всего год спустя после окончания магистратуры, руководит проектом по огнеупорам в компании Ambex Limited.
Дарья Маркова: Идеальное знакомство в Китае ― по рекомендации. Так сразу появляется некая трастовость, доверие. Китайцы более охотно общаются с теми, кого порекомендовали знакомые. В России формула «я от Ивана Ивановича» тоже открывает двери, но в Китае значение рекомендации ― куда больше. И в обратную сторону это также работает. Если в Китае тебе кого-то порекомендовали знакомые, это означает, что с этой компанией можно работать. Хотя нужно и проверять самим. У нас были случаи, когда нам рекомендовали неработающие компании, которые при этом утверждали, что у них все в порядке, просто происходят реновации. А на деле же компания простаивала уже долгое время. Знакомство по рекомендации не позволит избежать таких ситуаций.
CL: Как еще находить бизнес-партнеров в Китае, кроме знакомства по рекомендации?
Дарья Маркова: Хорошо работают выставки, отраслевые конференции, причем не только в Китае. Однажды мы познакомились с китайской компанией, с которой потом заключили контракт, на специализированной выставке в Европе. Даже если тебе компанию порекомендовали, обязательно нужно проверять потенциального партнера — ездить, разговаривать. Потому что ты работаешь в сфере B2B, где крутятся большие деньги и важно, чтобы партнер выпускал продукцию высокого качества. В металлургии это критически важно. Некачественные огнеупоры могут привести к аварии на заводе, простою производства. А это колоссальные финансовые потери. Поэтому при выборе производителей огнеупоров мы обязательно посещаем производство — смотрим, знакомимся, задаем вопросы. Стараемся понять, насколько компания в принципе работающая, насколько загружено ее производство, как на заводе все организовано: есть ли система, которую китайцы поддерживают, каковы ее правила, как завод мониторит качество, с помощью какой системы, какие у них лаборатории и т.п. И, конечно же, многое зависит от самих работников: какой начальник, насколько ему интересно, насколько он активен. Посетив компанию, всегда можно найти там сталкера, «внутреннего продавца», который наиболее заинтересован в бизнесе с тобой. Именно с этим человеком можно будет вести переговоры, он будет максимально развивать ваше сотрудничество. Потому личные знакомства очень важны. Как и ревизия компаний «по месту прописки». Поскольку может оказаться, например, что компания и вовсе не работает.
CL: Какими качествами должен обладать агент по импорту B2B-продукции?
Дарья Маркова: Он должен знать рынок. Важно понимать, за счет чего можно, например, обойти систему. У нас вся работа ведется через тендеры. И тут важно договариваться, знать, о чем говорить с металлургами, чтобы им было интересно.
Второй момент — хорошее знание китайского языка, в том числе специальной терминологии.
Третье — профессиональные компетенции. У нас есть технические специалисты, которые знают, на что обратить внимание китайцев при производстве огнеупоров. Например, они могут сказать им: давайте сделаем такой химический состав. Или: «вот это нам не подойдет, давайте изменим физические характеристики». Или: «давайте посмотрим новый дизайн изделий». В России много игроков на рынке огнеупоров — китайских, европейских, российских производителей, работающих в различных ценовых сегментах, производящих разные по качеству изделия. Российские металлурги не испытывают каких-то трудностей с огнеупорами. Поэтому всегда нужно думать о том, что мы можем предложить нового, что заинтересует металлургов. Для этого нужны технические знания.
Хороший агент должен все контролировать, перепроверять, подсказывать. С китайскими компаниями важно все проговаривать до мелочей, иначе тебя могут понять совсем не так. Нужно знать, на что обратить внимание при подписании контракта. Какие-то китайские компании зададут вопросы по контракту, а какие-то — нет. А если потом вдруг появятся юридические споры, то китайским компаниям самим сложно будет решать их. Юридическими спорами, скорее всего, будут заниматься агенты. Для того чтобы избежать юридических проблем, нужно учесть возможные риски. Поэтому нужно обращать внимание китайцев на детали: какие огнеупоры нужно привезти, сколько экземпляров контракта отослать российским партнерам, как производить оплату логистам и т.п. Все эти мелочи важны. У китайцев может быть опыт работы на других международных рынках и не быть опыта на российском. И они не обязаны знать об его отличиях от других рынков. Хороший агент должен это учитывать все это. Такое понимание существенно ускоряет и упрощает работу.
CL: Коронавирус осложнил ведение бизнеса?
Дарья Маркова: Из-за коронавируса остановились заводы, все выбилось из сроков. Были отложены поставки: на три недели, на месяц. Мы потеряли время и, в каком-то смысле, деньги. Поскольку как я уже сказала, огнеупоры оплачиваются после поставки. И чем быстрее мы привезем продукцию в Россию, чем быстрее ее начнут эксплуатировать, тем раньше мы получим оплату.
Сейчас мы разгоняемся, пытаемся наверстать упущенное, но какие-то процессы до сих пор не можем восстановить. Какие-то поставки до сих пор не запущены, так как не все китайцы вышли на работу.
Мы должны были в начале февраля ехать в Китай, должны были подписывать контракты, взяли билеты. Но тут ситуация с коронавирусом ухудшилась. Нам сказали, что нас не выпустят. Мы отложили командировку, не подписали контракты. Сейчас в Китае все только начинает входить в рабочее русло, так что даже спустя месяц мы не знаем, когда поедем в командировку в Китай. И пока ждем, когда ситуация разрешится.
В логистике та же ситуация. Какие-то поставки во время эпидемии были, но, как правило, экстренные. Какие-то отгрузки у нас тоже уже пошли, но для этого нужно было встать в очередь на отгрузку. Увы, все происходит не так быстро, как хотелось бы.
Коронавирус ударил по логистике первой и последней мили. Не хватало китайских водителей, не все вернулись они на работу вовремя. А российские водители не хотели ехать в Китай из-за страха перед коронавирусом.
От своих знакомых я знаю, что коронавирус затронул очень многие сферы. Часть российских компаний, которые работают только с Китаем, не работали вообще. Кто-то из страха перед коронавирусом и вовсе остановил работу с Китаем и теперь ничего не хочет слышать о китайцах. У меня есть знакомые в общественной некоммерческой организации. Они занимаются продвижением китайской культуры в России. Они хотели организовать несколько мероприятий в Москве, рассказать про Китай. Им не разрешили. В некоторых случаях доходило чуть ли не до расизма, до крайне негативного отношения к китайцам. Хотя причем тут китайцы, разве они виноваты в том, что произошла такая трагедия?!
В целом коронавирус в Китае негативно сказался на российской экономике. У нас очень многое связано с Китаем. Многое приостановилось, отсрочилось и далеко еще не все вернулось на рабочие рельсы. Но я думаю, что это дело времени. Сейчас ситуация улучшается, мы возобновляем работу с Китаем. Альтернативу искать не нужно.
При этом крупные российские сталелитейные предприятия работают не только с Китаем. Они стараются «класть яйца в разные корзины»: брать те же огнеупоры из Китая, из Европы, из России, чтобы перебоев с ними никогда не было. Потому что даже по той же Европе у нас бывает форс-мажор. К примеру, какой-нибудь шторм на море, когда невозможно повлиять на ситуацию. А тут подобное произошло с Китаем. Для большинства компаний три недели задержки — некритично, так как запасы огнеупоров есть. Но в дальнейшем такие задержки могли бы привести к простоям производства. Поэтому ситуация с коронавирусом многих заставила задуматься о диверсификации поставок. И это правильный подход.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
1,4 миллиарда покупателей: бизнес-миссия в Китай для российских компаний
Фото с сайта wikipedia.org/Caliva

Центр поддержки экспорта Новосибирской области приглашает предпринимателей на бизнес-миссию в Китай, г. Харбин, которая пройдет с 5 по 7 августа 2025 года. В рамках делового визита участникам будет предоставлена комплексная поддержка для выхода на китайский рынок: подбор потенциальных иностранных покупателей, анализ экспортного потенциала продукции, помощь в подготовке презентационных материалов с переводом, организация двусторонних встреч с китайскими компаниями, а также содействие в бронировании гостиниц и трансфере на территории Китая.

Анатолий Якимов
Минтранс и АСМАП увеличили квоты на международные перевозки в Китай до 132 тысяч разрешений
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Заместитель министра транспорта Виктор Тимофеев принял участие в Общем собрании Ассоциации международных автомобильных перевозчиков – АСМАП, прошедшем в Москве. В ходе встречи стороны подвели итоги совместной работы и наметили планы по дальнейшему развитию отрасли.

Анатолий Якимов
Забайкальский край запускает приоритетный проект «Восточные ворота» для развития сотрудничества с Китаем
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

В Забайкальском крае стартует масштабный проект строительства многофункционального комплекса «Восточные ворота Забайкальск-Маньчжурия», который планируют запустить к 2030 году. Стоимость инвестиционного проекта составляет около 50 миллиардов рублей. Это позволит создать порядка 13 тысяч новых рабочих мест. Об этом рассказал губернатор Забайкальского края Александр Осипов на церемонии подписании соответствующего соглашения с руководителем компании-инициатора Виктором Емецем, которая прошла в рамках Петербургского международного экономического форума.

Анатолий Якимов
Новые правила таможенного досмотра КНР : семь категорий товаров под пристальным вниманием
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С мая 2025 года таможенные органы Китая ужесточили контроль за рядом категорий импортных и экспортных товаров, что напрямую влияет на участников внешнеэкономической деятельности. В частности, увеличена частота досмотра и проверок некоторых групп товаров.

Анатолий Якимов
House Expo Shanghai 2025: инновационные технологии и дизайн для умных домов
Фото с сайта выставки

С 6 по 8 августа 2025 года в Шанхае пройдет одна из ведущих выставок Китая — House Expo Shanghai, посвященная современным технологиям в жилищном строительстве, архитектуре и умным системам для частных домов. Мероприятие пройдет на территории Shanghai World Expo Exhibition and Convention Center.

Анатолий Якимов
Российско-китайское сотрудничество: какие регионы задают темп и что ждет впереди
Фото Игоря Акимова с сайта ПМЭФ

По итогам 2024 года пять российских регионов — Москва, Санкт-Петербург, Московская, Иркутская и Сахалинская области — обеспечили 65% всего внешнеторгового оборота с Китаем. Это подтверждает не только статистика, но и структура логистики: крупнейшие мегаполисы и регионы с развитой промышленностью и транспортной инфраструктурой становятся ключевыми центрами притяжения китайских инвестиций и торговых потоков.

Анатолий Якимов
Россия и Китай создают механизм защиты российских товаров от подделок на китайском рынке
Фото телеграм-канала Агентства стратегических инициатив

Глава Российского экспортного центра (РЭЦ) Вероника Никишина сообщила, что Россия и Китай ведут активные межправительственные переговоры по созданию системы защиты российских экспортных товаров от подделок на китайском рынке. Цель — разработать механизм контроля подлинности продукции в точках продаж и предотвратить введение в заблуждение китайских потребителей, что выгодно обеим сторонам. Об этом сообщает агентство «РИА Новости».

Анатолий Якимов
Домашний текстиль оптом из Китая: лучшие города-производители и перспективы российского рынка
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Домашний текстиль –это не просто вещи для уюта, это сердце каждого дома, источник тепла и комфорта. В России спрос на качественный текстиль растет с каждым днем, и Китай уверенно занимает лидирующую позицию как главный поставщик постельного белья, полотенец, штор и скатертей для российских оптовиков. В эпоху глобальных перемен и геополитических вызовов интерес к китайскому текстилю только усиливается, открывая новые горизонты для бизнеса и сотрудничества. Эта статья –ваш путеводитель по крупнейшим центрам производства, масштабам экспорта, причинам феноменальной популярности китайского текстиля в России и перспективам, которые обещают еще больше возможностей и успеха.

Анатолий Якимов
Рост экспорта МСП России: Китай — ключевой партнер в условиях новой геополитики
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российско-китайское сотрудничество в сфере малого и среднего бизнеса выходит на новый уровень: число российских экспортеров из сектора МСП выросло в полтора раза за последние два года, при этом Китай остается ключевым партнером по импорту.

Анатолий Якимов
Почему китайские инвесторы сдерживают вложения в российскую экономику: мнения экспертов и статистика
Фото с сайта unsplash.com

В 2024 году число компаний с китайским капиталом в России превысило 9 тысяч, что в 2,5 раза больше, чем годом ранее, сообщил председатель Союза китайских предпринимателей в России Чжоу Лицюнь на Российско-китайском форуме в Хабаровске. При этом доля промышленных компаний растет по отношению к торговым. Перспективными направлениями для сотрудничества названы производство высокотехнологичной продукции, энергетика, искусственный интеллект и трансграничная электронная торговля. В портфеле российско-китайской межправительственной комиссии по инвестиционному сотрудничеству на 2024 год находится 86 крупных проектов на сумму около 18 триллионов рублей, охватывающих сырьевой сектор, сельское хозяйство, газохимию, автомобилестроение, бытовую технику и инфраструктуру.