Слово Эксперта

На экспорте каких товаров в Китай можно заработать? Мастер-класс Валерия Кайгородова. Ч. 3-я

Мы продолжаем знакомить вас с мастер-классом основателя Агентства экспортного маркетинга CHINA SMM Валерия Кайгородова, состоявшемся на конференции «Перезагрузка экспорта».
Валерий Кайгородов:
Мы продаем через нашу платформу Rusfair самые разнообразные товары: батончики, снеки, напитки, даже чурчхелу. Каждый товар презентуем. И здесь мы столкнулись с огромной российской бедой. Проблема многих экспортеров — предоставление рекламных материалов. Часто в ответ на просьбу предоставить их мне присылают ссылки из интернета. Мы, конечно, можем привлечь дизайнера и сверстать презентацию, но, на деле, информацию о своем продукте, технологиях производства, всех преимуществах должен предоставлять экспортер. Есть определенный стандарт: представление информации о товаре в виде мини-презентации. Без нее не будет полноценной карточки товара, не будет информации о нем в WeChat и на Taobao. По-другому представлять товар в Китае не модно. Но на предоставление рекламной информации у некоторых российских экспортеров уходят недели и даже месяцы. Получается, что есть экспорт, но нет рекламы этого экспорта. Это очень плохо.
Как работает экспорт через Rusfair?
  1. Подготовка. Наш клиент делает дизайн карточки товара. Или мы сами делаем дизайн страницы товаров в соответствие с фирменным стилем клиента.
  2. Сертификация + логистика. Мы принимаем сертифицированный ввезенный товар в Китае, выставляем в интернет-магазине. Или мы сами готовим для вас сертификацию и доставляем товар в Китай. Так мы работаем с Biofoodlab (батончики Bite).
  3. Продвижение. Продвигаем ваш товар за согласованный бюджет. Или берем продвижение на себя за дополнительные 20% наценки на товар.
  4. Pick&Pack. Мы принимаем заказ, клиент отправляет его со своего склада. Или производится доставка до конечного покупателя с нашего склада в Нинбо
    (провинция Чжэцзян).
Заканчивается все доставкой товара до конечного покупателя в Китае. Мы настроили эту историю очень хорошо. Но, на самом деле, с доставкой в Китае все просто. В Китае службы доставки — настоящая сила, уважаемая профессия и часть общества. Есть топ-5 доставочных служб, с любой из них можно заключить контракт. Как только в магазине покупают продукт, вы звоните в доставку — и уже через час ее представитель приезжает к вам, забирает товар и доставляет его по адресу. Перевозят все очень бережно. У нас до Китая из России бой есть, а в Китае боя нет. При этом служба доставки еще и упакует товар. И как упакует! Я однажды пересылал двадцать посылок венгерской черешни. Мы просто отдали 20 пакетов. А клиентам черешня пришла в 20 коробочках с термопакетами внизу, с обернутым льдом внутри. Пришла свежее, чем лежала у нас в офисе. Потому для службы доставки то, в каком виде они доставят товар, — ее имидж, ее лицо. Они очень беспокоятся об отзывах.
Отзывы очень много значат для китайских потребителей. У нас был случай, когда нам пришлось закрыть аккаунт, так как мы несколько раз не смогли вовремя доставить заказ — и появились плохие отзывы. Закрываешь аккаунт — ждешь, пока о тебе забудут — открываешь аккаунт снова. По-другому спасти репутацию онлайн-магазина в Китае нельзя.
Как мы рекламируем товар? Покажу пример: наш товар сразу выскакивает в поисковике по запросу «медовое вино». При этом мы, конечно, партизаним, потому что такой товарной категории в Китае нет, а у нас такой продукт есть. У нас в этой категории всего 2-3 конкурента на весь Китай. Причем это не медовуха, а именно медовое вино. Ярославский продукт, созданный по технологии винного брожения. Вкусный, кстати, продукт. Мы его зарегистрировали как «медовое вино» и соответственно рекламируем. Собственно, с рекламой все просто: выставил, сделал хорошую мини-презентацию, настроил рекламу — продукт начал продаваться.
Что касается доставки товара в Китай, то хочу обратить внимание, что в последнее время на китайской таможне в 99% случаев стали требовать подтверждение регистрации российской торговой марки. Раньше такого не было, сейчас происходит постоянно. Если китайские таможенники видят ТМ в реестре — проблемы не будет. На самом деле, удивительно, что требование подтверждения регистрации российской ТМ выдвигают китайцы. Заботятся о том, чтобы потом у российской компании не было претензий, если ее ТМ зарегистрирует на себя какая-нибудь компания из Муданьцзяна.
Если вы планируете экспорт продуктов питания в Китай — воспользуйтесь нашими возможностями, нашей готовой структурой, которая нуждается в новых товарах. Не затягивайте с решением. Почему это так важно? Приведу пример. Мы решили продавать мюсли. Я увлекся этой темой. Провели подготовительную работу. Но пока нашли производителя и пока привезли продукт в Китай, потеряли 20% цены. Как это случилось? Первые 10% потеряли на том, что Новая Зеландия и Европа обнулили пошлины — изменился рынок. Плюс за год китайцы распробовали мюсли, появилось очень много брендов в этой категории, а высокая конкуренции также вынуждает сбрасывать цену.
Можно начать экспорт с онлайна. Но не закончить на этом. В марте 2020 года мы пришли в традиционную розницу: наши товары появились в ряде магазинов в Нинбо, городе нашего головного офиса в Китае. Мы начали сотрудничать с тремя небольшими торговыми сетями. В магазинах Нинбо можно купить самые популярные товары Rusfair: снеки, алкоголь и соления. Офлайн-продажи очень важны, потому что без тестирования нового продукта, без дегустации, без промоушна (желательно с помощью красивых русских девушек), процесс не пойдет. В онлайне пробовать новое нельзя — это единственный его минус.
Зайти в китайские торговые сети несложно. Но если ты не будешь нанимать промоутеров, проводить дегустации, приучать к своему товару китайцев, то твой товар так и останется стоять на полке. И в другой раз ты в сеть уже не зайдешь, потому что в Китае любят проверенные, распробованные продукты, которые уже хорошо зарекомендовали себя. Поэтому у вас только два варианта: или маркетинг, или товар-бестселлер, типа «Кроканта».
Сейчас в Китае формируется множество новых привычек. Не пили кофе — стали пить кофе. Дефицитную категорию продуктов в Китае сейчас практически не найти. Всего стало много. Много видов молока, много видов йогуртов. И даже глазированные сырки начали появляться, которых не было раньше. Пока мы раскачиваемся, пока проводим изыскания — рынок в той или иной категории схлопывается. И мы из хайпа экспорта в Китай через 5-7 лет можем получить закрытый рынок, полностью сформировавшийся. И придется нам тогда искать новые рынки.
Постоянно появляются новые виды товаров. Так, в прошлом году стали популярными конфеты на основе сухого молока. Это снековая категория, одна из самых динамичных в Китае, с высокой маржинальностью. Есть товары, которые появляются на рынке подобно взрыву. Есть ниши, в которые вы уже не попадете. А есть ниши, в которые вы никогда не смогли бы попасть. Например, рынок специй для хого. Я год провел в Чунцине. Казалось бы, 34 млн человек — огромный рынок, огромные перспективы. А из-за хого, из-за этого самовара, рынок Чунцина — очень специфический. Все должно быть с перцем, и каждый вечер там едят блюда хого.
При этом в Китае есть по-настоящему взрывные истории, например, новые продукты в категории детского питания. Причем, и соки, и смеси, можно нормально сертифицировать и везти.
Поэтому с экспортом в Китай нельзя тормозить. Но, в то же время, нужно действовать поступательно, тестируя экспорт буквально по коробочке, с обязательной защитой торговой марки, без фанатизма и глобализма. И все получится!
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
Импорт
Оптимизация затрат при импорте из Китая — бесплатный онлайн-семинар 2 июля

АО «ВЭД Агент» совместно с порталом Chinalogist.ru приглашает предпринимателей и специалистов на бесплатный онлайн-вебинар, посвящённый оптимизации расходов при поставках оборудования из Китая. Мероприятие состоится 2 июля в 11:00 по московскому времени в формате онлайн.

В ходе вебинара руководитель отдела сборных перевозок АО «ВЭД Агент» Михаил Макаренко расскажет, как правильно выбирать поставщиков, чтобы избежать скрытых платежей, снизить затраты на логистику и таможенное оформление, а также вести переговоры с китайскими партнёрами для получения выгодных условий без потери качества. Кроме того, будут обсуждены альтернативные рынки закупок и представлены реальные кейсы компаний, сэкономивших до 30% на поставках.

Участие бесплатное, но количество мест ограничено. Для регистрации необходимо перейти по ссылке.

Анатолий Якимов
Импорт
Экспортные перевозки в Китай через РЖД: рост грузопотока и рекорд по удобрениям
Фото Анатолия Якимова

За январь–май 2025 года объем грузоперевозок через железнодорожные погранпереходы между Россией и Китаем достиг 16,9 миллиона тонн, что на 0,9% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Об этом сообщили в пресс-службе ОАО «РЖД».

Анатолий Якимов
Импорт
Реализация немаркированных остатков легпрома может продолжаться до марта 2026 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг России предложил продлить срок реализации немаркированных остатков товаров легкой промышленности до 31 декабря 2025 года. В настоящее время по действующим правилам продажа немаркированных остатков разрешена только до 31 июля 2025 года, а маркировка таких остатков должна быть завершена до 31 октября 2025 года. Однако в министерство поступали обращения от представителей малого и среднего бизнеса с просьбой продлить эти сроки, что ведомство считает целесообразным.

Анатолий Якимов
Китайские лифты в России: технологичность, качество и конкурентные цены
Фото с сайта unsplash.com

Китайские лифты сохраняют свою долю на российском рынке благодаря сочетанию технологичности, разнообразию моделей и конкурентным ценам. В 2024 году импорт лифтов из КНР в РФ составил 17,8 тысячи единиц, что на 3,3% меньше показателя 2023 года.

Редакция
Тренд лета HUAWEI Pura 80 Ultra: новый флагман меняет правила игры на рынке смартфонов
Фото с официального сайта HUAWEI

Флагманский смартфон HUAWEI Pura 80 Ultra, поступивший в продажу 26 июня 2025 года, вызвал настоящий ажиотаж на внутреннем рынке Китая. Запасы гаджетов были распроданы за считанные часы, а очереди у брендовых магазинов выстроились еще до открытия.

Анатолий Якимов
Маньчжурия–Забайкальск: грузопоток превысил 100 тысяч машин и продолжает расти
Фото медиацентра города Маньчжурия

На автопереходе «Маньчжурия–Забайкальск» установили новый рекорд грузопотока. На 13 июня 2025 года через границу в обоих направлениях прошло более 100 тысяч грузовиков. Это на 18,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 24 дня раньше, чем в 2024 году, сообщили в Медиацентре города Маньчжурии.

Анатолий Якимов
Импорт рыбы и морепродуктов из Китая в Россию вырос на 20% в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский импорт рыбы и морепродуктов из Китая в январе-мае 2025 года достиг рекордных показателей, увеличившись на 20% в весе до 40 тысяч тонн и на 10% в денежном выражении — до 154 миллионов долларов США, сообщает Аналитический центр Рыбного союза на основе данных Главного таможенного управления Китая.

Анатолий Якимов
Гражданин Китая задержан в Кольцово за недекларирование 190 полупар обуви
Фото пресс-службы Уральского таможенного управления

Таможенники в аэропорту Кольцово остановили гражданина Китая, прилетевшего из Пекина, который перевозил в текстильных чемоданах 190 полупар обуви на правую ногу общим весом 61 кг. Обувь различных оттенков, материалов и размеров предназначалась для последующей торговли на рынке Екатеринбурга. Мужчина не был ознакомлен с таможенными правилами, не видел информационных стендов и не обращался к инспекторам за разъяснениями.

Анатолий Якимов
В 2026 году в Санкт-Петербурге пройдет первый Международный транспортно-логистический форум
Фото телеграм-канала «Все о цепях поставок»

Санкт-Петербург в 2026 году станет площадкой для проведения первого Международного транспортно-логистического форума. Это значимое событие, направленное на обсуждение перспектив развития транспортной отрасли и ключевых международных транспортных коридоров. Организатором форума выступает фонд «Росконгресс», который обладает богатым опытом в организации масштабных деловых мероприятий.

Анатолий Якимов
Канатная дорога Благовещенск–Хэйхэ: уникальный пункт пропуска запустят в 2026 году
Фото АО «ВЭД Агент»

По национальному проекту «Эффективная транспортная система» в Амурской области создается уникальный пешеходный пункт пропуска Благовещенск-1, который станет частью первой в мире трансграничной канатно-подвесной дороги между Россией и Китаем. Этот пункт пропуска сможет обслуживать до 2,5 миллионов пассажиров ежегодно и будет введен в эксплуатацию до конца 2026 года в тесной координации с китайской стороной. Об этом сообщает «РЖД-Партнер».