Слово Эксперта

На экспорте каких товаров в Китай можно заработать? Мастер-класс Валерия Кайгородова. Ч. 3-я

Мы продолжаем знакомить вас с мастер-классом основателя Агентства экспортного маркетинга CHINA SMM Валерия Кайгородова, состоявшемся на конференции «Перезагрузка экспорта».
Валерий Кайгородов:
Мы продаем через нашу платформу Rusfair самые разнообразные товары: батончики, снеки, напитки, даже чурчхелу. Каждый товар презентуем. И здесь мы столкнулись с огромной российской бедой. Проблема многих экспортеров — предоставление рекламных материалов. Часто в ответ на просьбу предоставить их мне присылают ссылки из интернета. Мы, конечно, можем привлечь дизайнера и сверстать презентацию, но, на деле, информацию о своем продукте, технологиях производства, всех преимуществах должен предоставлять экспортер. Есть определенный стандарт: представление информации о товаре в виде мини-презентации. Без нее не будет полноценной карточки товара, не будет информации о нем в WeChat и на Taobao. По-другому представлять товар в Китае не модно. Но на предоставление рекламной информации у некоторых российских экспортеров уходят недели и даже месяцы. Получается, что есть экспорт, но нет рекламы этого экспорта. Это очень плохо.
Как работает экспорт через Rusfair?
  1. Подготовка. Наш клиент делает дизайн карточки товара. Или мы сами делаем дизайн страницы товаров в соответствие с фирменным стилем клиента.
  2. Сертификация + логистика. Мы принимаем сертифицированный ввезенный товар в Китае, выставляем в интернет-магазине. Или мы сами готовим для вас сертификацию и доставляем товар в Китай. Так мы работаем с Biofoodlab (батончики Bite).
  3. Продвижение. Продвигаем ваш товар за согласованный бюджет. Или берем продвижение на себя за дополнительные 20% наценки на товар.
  4. Pick&Pack. Мы принимаем заказ, клиент отправляет его со своего склада. Или производится доставка до конечного покупателя с нашего склада в Нинбо
    (провинция Чжэцзян).
Заканчивается все доставкой товара до конечного покупателя в Китае. Мы настроили эту историю очень хорошо. Но, на самом деле, с доставкой в Китае все просто. В Китае службы доставки — настоящая сила, уважаемая профессия и часть общества. Есть топ-5 доставочных служб, с любой из них можно заключить контракт. Как только в магазине покупают продукт, вы звоните в доставку — и уже через час ее представитель приезжает к вам, забирает товар и доставляет его по адресу. Перевозят все очень бережно. У нас до Китая из России бой есть, а в Китае боя нет. При этом служба доставки еще и упакует товар. И как упакует! Я однажды пересылал двадцать посылок венгерской черешни. Мы просто отдали 20 пакетов. А клиентам черешня пришла в 20 коробочках с термопакетами внизу, с обернутым льдом внутри. Пришла свежее, чем лежала у нас в офисе. Потому для службы доставки то, в каком виде они доставят товар, — ее имидж, ее лицо. Они очень беспокоятся об отзывах.
Отзывы очень много значат для китайских потребителей. У нас был случай, когда нам пришлось закрыть аккаунт, так как мы несколько раз не смогли вовремя доставить заказ — и появились плохие отзывы. Закрываешь аккаунт — ждешь, пока о тебе забудут — открываешь аккаунт снова. По-другому спасти репутацию онлайн-магазина в Китае нельзя.
Как мы рекламируем товар? Покажу пример: наш товар сразу выскакивает в поисковике по запросу «медовое вино». При этом мы, конечно, партизаним, потому что такой товарной категории в Китае нет, а у нас такой продукт есть. У нас в этой категории всего 2-3 конкурента на весь Китай. Причем это не медовуха, а именно медовое вино. Ярославский продукт, созданный по технологии винного брожения. Вкусный, кстати, продукт. Мы его зарегистрировали как «медовое вино» и соответственно рекламируем. Собственно, с рекламой все просто: выставил, сделал хорошую мини-презентацию, настроил рекламу — продукт начал продаваться.
Что касается доставки товара в Китай, то хочу обратить внимание, что в последнее время на китайской таможне в 99% случаев стали требовать подтверждение регистрации российской торговой марки. Раньше такого не было, сейчас происходит постоянно. Если китайские таможенники видят ТМ в реестре — проблемы не будет. На самом деле, удивительно, что требование подтверждения регистрации российской ТМ выдвигают китайцы. Заботятся о том, чтобы потом у российской компании не было претензий, если ее ТМ зарегистрирует на себя какая-нибудь компания из Муданьцзяна.
Если вы планируете экспорт продуктов питания в Китай — воспользуйтесь нашими возможностями, нашей готовой структурой, которая нуждается в новых товарах. Не затягивайте с решением. Почему это так важно? Приведу пример. Мы решили продавать мюсли. Я увлекся этой темой. Провели подготовительную работу. Но пока нашли производителя и пока привезли продукт в Китай, потеряли 20% цены. Как это случилось? Первые 10% потеряли на том, что Новая Зеландия и Европа обнулили пошлины — изменился рынок. Плюс за год китайцы распробовали мюсли, появилось очень много брендов в этой категории, а высокая конкуренции также вынуждает сбрасывать цену.
Можно начать экспорт с онлайна. Но не закончить на этом. В марте 2020 года мы пришли в традиционную розницу: наши товары появились в ряде магазинов в Нинбо, городе нашего головного офиса в Китае. Мы начали сотрудничать с тремя небольшими торговыми сетями. В магазинах Нинбо можно купить самые популярные товары Rusfair: снеки, алкоголь и соления. Офлайн-продажи очень важны, потому что без тестирования нового продукта, без дегустации, без промоушна (желательно с помощью красивых русских девушек), процесс не пойдет. В онлайне пробовать новое нельзя — это единственный его минус.
Зайти в китайские торговые сети несложно. Но если ты не будешь нанимать промоутеров, проводить дегустации, приучать к своему товару китайцев, то твой товар так и останется стоять на полке. И в другой раз ты в сеть уже не зайдешь, потому что в Китае любят проверенные, распробованные продукты, которые уже хорошо зарекомендовали себя. Поэтому у вас только два варианта: или маркетинг, или товар-бестселлер, типа «Кроканта».
Сейчас в Китае формируется множество новых привычек. Не пили кофе — стали пить кофе. Дефицитную категорию продуктов в Китае сейчас практически не найти. Всего стало много. Много видов молока, много видов йогуртов. И даже глазированные сырки начали появляться, которых не было раньше. Пока мы раскачиваемся, пока проводим изыскания — рынок в той или иной категории схлопывается. И мы из хайпа экспорта в Китай через 5-7 лет можем получить закрытый рынок, полностью сформировавшийся. И придется нам тогда искать новые рынки.
Постоянно появляются новые виды товаров. Так, в прошлом году стали популярными конфеты на основе сухого молока. Это снековая категория, одна из самых динамичных в Китае, с высокой маржинальностью. Есть товары, которые появляются на рынке подобно взрыву. Есть ниши, в которые вы уже не попадете. А есть ниши, в которые вы никогда не смогли бы попасть. Например, рынок специй для хого. Я год провел в Чунцине. Казалось бы, 34 млн человек — огромный рынок, огромные перспективы. А из-за хого, из-за этого самовара, рынок Чунцина — очень специфический. Все должно быть с перцем, и каждый вечер там едят блюда хого.
При этом в Китае есть по-настоящему взрывные истории, например, новые продукты в категории детского питания. Причем, и соки, и смеси, можно нормально сертифицировать и везти.
Поэтому с экспортом в Китай нельзя тормозить. Но, в то же время, нужно действовать поступательно, тестируя экспорт буквально по коробочке, с обязательной защитой торговой марки, без фанатизма и глобализма. И все получится!
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Россияне массово покупают китайские авто с пробегом: причины и статистика
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В России наблюдается устойчивый рост спроса на подержанные китайские автомобили на вторичном рынке. По информации платформы «Авто.ру», с начала 2022 года по январь 2025 года количество бесплатных объявлений о продаже такой техники выросло в четыре раза по всей России и в шесть раз в Москве. В январе 2025 года было продано 17,6 тысячи китайских легковых автомобилей с пробегом, что на 96,6% больше, чем в январе 2024 года.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай и Новосибирская область: новые горизонты сотрудничества в торговле и технологиях
Фото с сайта министерства экономического развития Новосибирской области

В мае 2025 года в Китайской Народной Республике откроется торговое представительство Новосибирской области, что расширит развитие торгово-экономических отношений между регионом и Поднебесной. Представительство будет расположено в городе Циндао, административном и деловом центре провинции Шаньдунь.

Анатолий Якимов
Импорт
Как сэкономить на доставке оборудования из Китая: ошибки и решения
Фото пресс-службы банка «Левобережный»

Китай прочно занял нишу поставщика оборудования в Россию для самых разных отраслей экономики. На прошедшей в Новосибирском экспоцентре выставке «МашЭкспоСибирь» состоялась конференция «Экспорт/Импорт продукции машиностроения: построение устойчивой модели технологического развития России в период санкций». Один из докладов был посвящен теме экономии на доставке промышленного оборудования из Китая. Его представил руководитель отдела сборных перевозок АО «ВЭД Агент» Михаил Макаренко.

Анатолий Якимов
Импорт
Возможности для импортеров и экспортеров в 2025 году обсудят в Томске
Фото Анатолия Якимова

Конференция Сбера «Возможности для импортеров и экспортеров в 2025 году: новые горизонты развития торговых отношений» состоится в Томске 10 апреля. Мероприятие будет проходить в кадровом центре «Работа России» по адресу: проспект Фрунзе, 103 Д, начало в 10:00.

Анатолий Якимов
Текстиль из Китая: объемы импорта и основные регионы производства
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Синьцзян-Уйгурский автономный район, расположенный на северо-западе Китая, – ключевой регион выращивания хлопка. В 2024 году здесь было произведено 5,86 тонны хлопка, что составило 92,2% от общего объема производства в стране. Помимо Синьцзяна, производство осуществляется в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, а также в провинциях Шаньдун, Цзянсу, Чжэцзян, Фуцзянь и Гуандун. Эти регионы по праву можно назвать центрами текстильной промышленности Китая.

Анатолий Якимов
Логистика 2025: почему автоперевозки из Китая становятся дороже
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Автофрахт на FTL-перевозки из Китая в начале апреля 2025 года начал расти после значительного снижения ставок в марте. Средняя стоимость доставки груза по маршруту «Шанхай-Москва» в марте составляла 7 тысяч долларов США, а сейчас увеличилась до 9-9,5 тысячи долларов США за полный грузовик. Для сравнения, железнодорожные перевозки стоят значительно ниже: минимальные тарифы на прямые поставки из Шанхая в Москву составляют 3,9 тысячи долларов США за 40-футовый контейнер, по маршруту «Шанхай – Санкт-Петербург» – 4,2 тысячи долларов США. Об этом сообщил портал Logirus.ru.

Анатолий Якимов
Россия удваивает экспорт икры минтая в Китай
Фото Andshel/wikimedia.org/

Российские рыбодобывающие компании планируют увеличить экспорт икры минтая в Китай в 2025 году. По информации Ассоциации добытчиков минтая, поставка может удвоиться и достичь 1 тысячи тонн. В перспективе до 2028 года поставщики рассчитывают довести объемы экспорта до 5 тысяч тонн в год.

Анатолий Якимов
Цяотоу: город, где выпускают 60 миллиардов пуговиц в год
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Город Цяотоу уезда Юнцзя, город Чжэцзян в Китае известен как специализированный центр по изготовлению пуговиц. За сорок лет небольшой рынок вырос в промышленного гиганта, производящего 60 миллиардов пуговиц ежегодно. Этот успех связан с женщиной по имени Ван Суйцан, которая начала торговать пуговицами с лотка в 1970-х годах. Бизнес быстро расширился, и вскоре соседи тоже начали торговать пуговицами, превратив местный участок в пуговичную улицу.

Анатолий Якимов
Разворот на Восток: как бренды из Китая завоевывают Россию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Термин «Разворот на восток» стал особенно актуальным в последние годы, особенно после начала специальной военной операции (СВО) и усиления санкций. Вопрос о том, что сам восток развернулся в сторону России, становится более интересным. По информации консалтинговой компании Nikoliers, по состоянию на март 2025 года в России работает 71 азиатский бренд, что в 2,4 раза больше, чем до начала СВО. С 2022 года по февраль 2025-го 60% брендов (43 марки), вышедших в России, азиатского происхождения.

Анатолий Якимов
Мощный толчок: грузооборот через переход Забайкальск-Маньчжурия вырос на 10,6%
Фото Анатолия Якимова

Пограничный переход «Забайкальск-Маньчжурия», стратегический транспортный узел на российско-китайской границе, продолжает демонстрировать впечатляющую динамику развития. По состоянию на 31 марта 2025 года, объем перевозки внешнеторговых грузов через порт достиг 6,531 миллиона тонн, что на 10,6% больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года.