
По итогам 2024 года пять российских регионов — Москва, Санкт-Петербург, Московская, Иркутская и Сахалинская области — обеспечили 65% всего внешнеторгового оборота с Китаем. Это подтверждает не только статистика, но и структура логистики: крупнейшие мегаполисы и регионы с развитой промышленностью и транспортной инфраструктурой становятся ключевыми центрами притяжения китайских инвестиций и торговых потоков.
В рейтинге продуктивности сотрудничества с КНР, подготовленном Российско-Китайским комитетом дружбы и фондом «Петербургская политика», максимальные 9 баллов из 10 получили Амурская область, Еврейская автономная область, Приморский край, Татарстан и Тульская область. Восьмибалльниками стали Иркутская область, Москва, Нижегородская и Тюменская области, Хабаровский край и Якутия. Среди аутсайдеров — регионы Северного Кавказа, где экономическая закрытость препятствует активному сотрудничеству. Эту информацию в рамках Петербургского международного экономического форума озвучил председатель российской части РККДМР Борис Титов.
– Опыт и вовлеченность регионов различаются. Это обусловлено целым рядом обстоятельств – спецификой экономики, удаленностью, слабостью опыта, в отдельных случаях – сдержанностью китайских партнеров, учитывающих факторы санкционного давления – особенно в чувствительных отраслях (банковские расчеты, высокотехнологичное машиностроение, в некоторых случаях медицина). Могут иметь место сбои с реализацией конкретных проектов – в том числе тех, где экономическая конъюнктура изменилась, – подчеркнул президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
За последние два года в России осуществили несколько совместных российско-китайских проектов. Например, в Амурской области запустили малотоннажный завод сжиженного природного газа «Газпром гелий сервис». А Приморском крае ввели в эксплуатацию терминал по перегрузке сжиженного углеводородного газа. В Подмосковье перезапустили завод с участием китайского производителя. В Тульской области открыли завод автодвигателей Great Wall Motor для автомобилей Haval, в Калужской – совместное производство Citroën C5 Aircross с Dongfeng и сборку кроссоверов Haval M6. В Челябинской ведется подготовка к серийному выпуску большегрузов с китайской кабиной на «Урале».
Торговля и экспорт: новые тренды
В 2024 году Россия заняла пятое место среди торговых партнеров Китая, а товарооборот между странами достиг 245 миллиардов долларов США. Ранее chinalogist.ru писал о том, что 45% российского леса, экспортируемого в Китай, поступает из Красноярского края и Иркутской области, 30% — из Приморья и Хабаровского края, 15% — из Архангельской и Вологодской областей. А более половины импорта из Китая в Сибирском федеральном округе— это машиностроительная продукция.
Малый и средний бизнес: рост экспорта
За последние два года число российских МСП-экспортеров выросло в 1,5 раза, а доля экспорта в несырьевом секторе достигла 23%. Китай остается главным импортером для российских МСП: 73% компаний этого сегмента сотрудничают с КНР. Среди экспортируемых товаров — продукты питания, одежда, текстиль, программное обеспечение и ИТ-услуги. Всего в России работают 9 000 китайский предприятий.
Логистика и инфраструктура
Железнодорожные коридоры и мультимодальные транспортные проекты, включая «Сибирский меридиан», способствуют развитию не только железнодорожной, но и автомобильной и морской инфраструктуры, что создает интегрированные транспортные сети и улучшает доступ к рынкам обеих стран.
Новые инициативы регионов
В мае 2025 года Новосибирская область открыла торговое представительство в городе Циндао для поддержки экспортеров и расширения сотрудничества в агропромышленном комплексе. В регионе уже работает более 250 компаний с китайским участием.
Вызовы и перспективы
Среди ключевых вызовов — сложность взаиморасчетов из-за санкций, высокая стоимость логистики и конкуренция на китайском рынке. Однако развитие расчетов в национальных валютах, государственная поддержка экспорта и активизация деловых миссий позволяют российским регионам укреплять позиции на рынке КНР.
– Наши отношения находятся на наилучшем уровне за всю их историю. Это — наше серьезное преимущество для взаимовыгодного развития», — отметил Генеральный консул КНР в Екатеринбурге Лю Шисюн.
Российско-китайское сотрудничество выходит на новый уровень благодаря активности регионов-лидеров, росту экспорта МСП, развитию инфраструктуры и запуску новых совместных проектов. Несмотря на внешние вызовы, потенциал для дальнейшего расширения партнерства остается высоким, а регионы продолжают искать новые точки роста и интеграции с КНР.