Анатолий Якимов

Российско-китайское сотрудничество: какие регионы задают темп и что ждет впереди

Фото Игоря Акимова с сайта ПМЭФ

По итогам 2024 года пять российских регионов — Москва, Санкт-Петербург, Московская, Иркутская и Сахалинская области — обеспечили 65% всего внешнеторгового оборота с Китаем. Это подтверждает не только статистика, но и структура логистики: крупнейшие мегаполисы и регионы с развитой промышленностью и транспортной инфраструктурой становятся ключевыми центрами притяжения китайских инвестиций и торговых потоков.

В рейтинге продуктивности сотрудничества с КНР, подготовленном Российско-Китайским комитетом дружбы и фондом «Петербургская политика», максимальные 9 баллов из 10 получили Амурская область, Еврейская автономная область, Приморский край, Татарстан и Тульская область. Восьмибалльниками стали Иркутская область, Москва, Нижегородская и Тюменская области, Хабаровский край и Якутия. Среди аутсайдеров — регионы Северного Кавказа, где экономическая закрытость препятствует активному сотрудничеству. Эту информацию в рамках Петербургского международного экономического форума озвучил председатель российской части РККДМР Борис Титов.

– Опыт и вовлеченность регионов различаются. Это обусловлено целым рядом обстоятельств – спецификой экономики, удаленностью, слабостью опыта, в отдельных случаях – сдержанностью китайских партнеров, учитывающих факторы санкционного давления – особенно в чувствительных отраслях (банковские расчеты, высокотехнологичное машиностроение, в некоторых случаях медицина). Могут иметь место сбои с реализацией конкретных проектов – в том числе тех, где экономическая конъюнктура изменилась, – подчеркнул президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.

За последние два года в России осуществили несколько совместных российско-китайских проектов. Например, в Амурской области запустили малотоннажный завод сжиженного природного газа «Газпром гелий сервис». А Приморском крае ввели в эксплуатацию терминал по перегрузке сжиженного углеводородного газа. В Подмосковье перезапустили завод с участием китайского производителя. В Тульской области открыли завод автодвигателей Great Wall Motor для автомобилей Haval, в Калужской – совместное производство Citroën C5 Aircross с Dongfeng и сборку кроссоверов Haval M6. В Челябинской ведется подготовка к серийному выпуску большегрузов с китайской кабиной на «Урале».

Торговля и экспорт: новые тренды

В 2024 году Россия заняла пятое место среди торговых партнеров Китая, а товарооборот между странами достиг 245 миллиардов долларов США. Ранее chinalogist.ru писал о том, что 45% российского леса, экспортируемого в Китай, поступает из Красноярского края и Иркутской области, 30% — из Приморья и Хабаровского края, 15% — из Архангельской и Вологодской областей. А более половины импорта из Китая в Сибирском федеральном округе— это машиностроительная продукция.

Малый и средний бизнес: рост экспорта

За последние два года число российских МСП-экспортеров выросло в 1,5 раза, а доля экспорта в несырьевом секторе достигла 23%. Китай остается главным импортером для российских МСП: 73% компаний этого сегмента сотрудничают с КНР. Среди экспортируемых товаров — продукты питания, одежда, текстиль, программное обеспечение и ИТ-услуги. Всего в России работают 9 000 китайский предприятий.

Логистика и инфраструктура

Железнодорожные коридоры и мультимодальные транспортные проекты, включая «Сибирский меридиан», способствуют развитию не только железнодорожной, но и автомобильной и морской инфраструктуры, что создает интегрированные транспортные сети и улучшает доступ к рынкам обеих стран.

Новые инициативы регионов

В мае 2025 года Новосибирская область открыла торговое представительство в городе Циндао для поддержки экспортеров и расширения сотрудничества в агропромышленном комплексе. В регионе уже работает более 250 компаний с китайским участием.

Вызовы и перспективы

Среди ключевых вызовов — сложность взаиморасчетов из-за санкций, высокая стоимость логистики и конкуренция на китайском рынке. Однако развитие расчетов в национальных валютах, государственная поддержка экспорта и активизация деловых миссий позволяют российским регионам укреплять позиции на рынке КНР.

– Наши отношения находятся на наилучшем уровне за всю их историю. Это — наше серьезное преимущество для взаимовыгодного развития», — отметил Генеральный консул КНР в Екатеринбурге Лю Шисюн.

Российско-китайское сотрудничество выходит на новый уровень благодаря активности регионов-лидеров, росту экспорта МСП, развитию инфраструктуры и запуску новых совместных проектов. Несмотря на внешние вызовы, потенциал для дальнейшего расширения партнерства остается высоким, а регионы продолжают искать новые точки роста и интеграции с КНР.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
Таможня
Китай и Азербайджан отменяют визы: безвизовый режим вступает в силу с 16 июля
Телеграм-канал «Маньчжурия на связи!»

С 16 июля 2025 года путешествия между Китаем и Азербайджаном станут проще — страны вводят полный безвизовый режим. Гражданам обеих государств для поездок теперь достаточно загранпаспорта, а находиться в стране можно до 30 дней за один визит. Это решение упростит не только туризм, но и деловые поездки, укрепляя связи между Пекином и Баку.

Редакция
Таможня
Временное изменение логистики: разрешения в Чите не выдают
ИИ Шедеврум

Если ваш логистический маршрут завязан на Китай, а разрешения вы получаете в Чите — срочно перепроверьте свои планы. С 14 по 31 июля в Чите выдача документов временно приостановлена. Чтобы не срывать сроки, переключайтесь на Забайкальск или другие точки оформления.

Редакция
Экспорт
Что заказывать из Китая, чтобы не сесть в минус: 3 критерия
ИИ Шедеврум

Миллионы товаров, сотни поставщиков, тысячи вариантов — и один главный вопрос: что заказывать из Китая, чтобы не остаться с неликвидом на складе? Спойлер: универсального списка нет. Но есть три проверенных критерия, которые реально работают в 2025 году. И если ты новичок — без них точно не обойтись.

Редакция
Импорт
Российский экспорт ракообразных в Китай демонстрирует устойчивый рост
ИИ Шедеврум

Рекордные поставки живых крабов и морепродуктов в КНР (543 млн долларов) обеспечили 58% всего российского экспорта в этом сегменте. Дальневосточные регионы наращивают вылов, чтобы удовлетворить растущий спрос китайского среднего класса на премиальные российские деликатесы.

Редакция
Экспорт
«Новый Шёлковый путь»: как Китай строит сухопутный транспортный коридор через Казахстан в Россию
Телеграм-канал "ИМПОРТ /ЭКСПОРТ/МСП"

Контейнерные поезда из китайских мегаполисов идут в Россию быстрее, чем морем через Суэц: всего за 12–18 суток. Сухопутный Шёлковый путь, проходящий через Казахстан, становится ключевым направлением в евразийской логистике. Этот маршрут превращается в опору внешней торговли Китая, каждый год увеличивая объёмы перевозок и расширяя инфраструктуру на всех участках.

Редакция
Экспорт
Китай демонстрирует рост: экспорт в июне вырос на 5,8%, импорт впервые за год увеличился на 1,1%
ИИ Шедеврум

В июне Китай продемонстрировал уверенный рост внешней торговли: экспорт увеличился на 5,8%, достигнув $325,2 млрд, а импорт впервые за длительный период вырос на 1,1%, составив $210,4 млрд. Эти показатели отражают укрепление экономической активности и восстановление внутреннего спроса в стране.

Редакция
Китай наращивает экспорт стали в Россию: внутренний спрос слаб, но производство не простаивает
ИИ Шедеврум

За первые пять месяцев 2025 года поставки железной и стальной продукции из КНР в РФ выросли на 16%, достигнув $1,63 млрд. Особенно резкий скачок произошёл в мае – +22% к прошлому году. Основной объём пока приходится на спецстали, которые Россия не производит, но в некоторых регионах уже появляется и китайский строительный прокат, создавая конкуренцию местным производителям.

Редакция
Из Китая с пробегом: через Забайкальск уже вывезено машин на 2,4 миллиарда рублей
Паблик "Читинский телеграм" соцсети "ВКонтакте"

За первые пять месяцев 2025 года Китай значительно нарастил экспорт подержанных автомобилей в Россию. Через автопорт Маньчжоули–Забайкальск уже вывезено почти столько машин, сколько за весь 2024 год. Таможенные данные подтверждают — Китай уверенно превращает вторичный автосегмент в один из драйверов приграничной торговли с Россией.

Редакция
Грузопоток через границу с Китаем удвоился: что делает Россия
Телеграм-канал "Новости Правительства России"

Пункты пропуска на российско-китайской границе стали самыми быстрорастущими по объёму движения грузового транспорта — прирост с 2017 года составил 130%. Россия активно модернизирует инфраструктуру и внедряет «умные» технологии для поддержки логистического коридора с Китаем.  

Редакция
Из Китая в Испанию на велосипеде: велопутешественник сделал остановку в Сибири
Скрин паблика «Студия ДЕНЬ ЗА ДНЁМ | Татарск» соцсети «ВКонтакте»

Цю Пэнъюй из города Циндао Китая совершает масштабное велопутешествие в Испанию через Россию. По пути он сделал остановку в Татарске Новосибирской области.  Его гостеприимно встретили местные байкеры из Сибири. Путешественник осмотрел город, пообщался с жителями и поделился деталями своего маршрута.