Куда все катится? $100 млрд, китайские санкции, российское бездействие и другие тренды года
ChinaLogist попросил своих друзей, известных специалистов по Китаю и ВЭД, подбить традиционные итоги года и поделиться планами, ответив на три вопроса: главные события года со знаком «плюс» и «минус», новые тренды и ожидания от года грядущего.
Алексей Маслов, профессор, руководитель школы востоковедения НИУ «Высшая Школа Экономики».
Из событий со знаком «плюс»: реальный рост российско-китайской двусторонней торговли, мы не только восстановили прежний уровень, но и перевалили за $100 млрд. Мы впервые смогли серьезно выйти на китайский рынок несырьевых товаров, прежде всего с пищевой продукцией ― это начало постепенной диверсификации нашего торгового взаимодействия. Еще важное событие — присутствие лидеров России и Китая на Восточном экономическом форуме, что заметно поднимает уровень нашего взаимодействия.
Из событий со знаком «минус»: отсутствие серьезных прорывов в инвестиционном сотрудничестве, прежде всего, вследствие недостаточного понимания инвестиционных механизмов друг друга, а также большого числа непродуктивных концепций взаимодействия с Китаем и с Азией в целом.
2019 год вряд ли станет переломным в российско-китайских отношениях, и, может быть, это даже к лучшему, так как здесь важнее стабильность и тщательность в отработке всех вопросов. У нас подрастет товарооборот на 12-15%, однако инвестиционное сотрудничество вряд ли вырастет. Также не случится прорыва в высокотехнологическом сотрудничестве, которое представляется весьма перспективным, но абсолютно нереализованным. Зато, безусловно, будет развиваться политическое сотрудничество между Россией и Китаем, которые попытаются выработать совместную реакцию на американскую политику. Но будет ощущаться недостаток серьезных концепций, понимания и аналитической работы.
Интервью с Алексеем Масловым, 2016 год
Игорь Темиров, директор по развитию бизнеса в странах дальнего зарубежья Splat
Главное приятное событие 2018 года ― значительное (в несколько раз) снижение пошлин на ввоз импортных товаров в Китай. Всего на 1500 товаров. В нашей категории пошлины снизились в три раза. В такой категории, как, например, вода ― в четыре раза. В категории детского питания, подгузников пошлины и вовсе обнулились. Это стало продолжением политики китайского правительства, которое взяло курс на стимулирование импорта. Если раньше фокус был на экспорт, то теперь на импорт. Китай будет уделять много внимания импортным товарам, с большим успехом можно будет входить в китайские сети, появится много возможностей для российской продукции в Китае.
Позитивный тренд 2018 года ― дальнейший рост онлайн-торговли и появление множества очень интересных онлайн-площадок, которые по объемам продаж конкурируют с ведущими платформами: Tmall.com, JD.com и т.п. Это очень приятный фактор. Бурный рост онлайн-торговли в Китае открывает значительные возможности для российского бизнеса.
Ожидания компании Splat ― продолжить рост в 2019 году, двукратно вырасти в объемах продаж в Китае. Это будет рост с ускорением. Мы планируем войти в новые сети, планируем глубже проникать в новые провинции и регионы с большим потенциалом. Также планируем в этом году запуск новинок: наш ассортимент пополняется двумя большими товарными группами. Это товары по уходу за домом и товары по уходу за телом. Мы с большим энтузиазмом и большими ожиданиями встречаем 2019 год.
Интервью с Игорем Темировым. Часть 1, часть 2, часть 3.
Артем Жданов, совладелец компании UCHINA и основатель бренда LaowaiMe
Событие со знаком «плюс» ― однозначно запуск нашего стартап-акселератора в Китае со стопроцентно российским капиталом. Это первая полноценная площадка для помощи российским стартапам. Помощи с выходом на китайский рынок ― это первая наша программа. И вторая задача ― помощь стартапам с разработкой их хардвера.
Для Китая самое позитивное событие года ― это празднование 40-летия реформ и открытости, подведение итогов. Успехи страны просто колоссальные.
Главная отрицательная тенденция ― усиливающиеся проблемы из-за санкций. Если раньше для нашего бизнеса были сложности только с открытием счетов в Гонконге, то теперь, если владелец бизнеса россиянин, то и в Китае уже ему очень сложно открыть счет. Переводы идут очень долго, сложно, много проверок. Все это из-за того, что китайские банки слушают указы американских банков.
Из значимых трендов я бы также отметил усиление личной власти: внесение поправок в конституцию, согласно которым теперь Си Цзиньпин может править бессрочно.
Что касается ожиданий на 2019 год, то по российско-китайской торговле и российско-китайским бизнес-отношениях они не очень хорошие — если все так же будет продолжаться с банками и санкциями, то нашим бизнесменам сложно будет вести дела в Китае. Если же говорить о личных и наших карьерных планах и проектах, то здесь ожидания позитивные. Повторюсь: мы запустили акселератор, скоро будет уже второй набор, официальный, полноценный. И мы ждем много стартапов, которые приедут в Китай развиваться и создавать свои инновации.
Михаил Коростиков, политолог, «золотое перо» «Коммерсанта»
Событие, которое оказало самое большое положительное влияние, ― это, наверное, подписание соглашения об упрощении процедур торговли, которое состоялось в мае. На самом деле, вряд ли оно сильно увеличит товарооборот, но в значительной степени облегчит жизнь тем, кто уже осуществляет внешнеэкономическую деятельность с Китаем.
Среди позитивных событий можно еще выделить участие китайского контингента в наших масштабных учениях «Восток-2018». Впервые такой крупный китайский контингент, 3000 человек, участвовал в войсковых учениях в России.
Что касается главного отрицательного события, то это, без сомнения, отношение китайских банков к российским контрагентам, которое стало одной самых обсуждаемых тем в этом году. Китайцы отказывались проводить платежи, замораживали транзакции. Центробанк многократно к ним обращался с просьбой что-то с этим сделать, а они разводили руками и обещали оповестить всех, что санкции действуют не против всех российских компаний. Им практически никто не верил, и правильно делали, так как если бы они хотели, то прекратили бы эту ситуацию в течение месяца, но они не хотели.
Тренд 2018 года — то, что Китай все больше и больше встает на путь самостоятельного, автократического развития. Этому способствует усиление конфронтации с США. Политика, которую Китай проводит в отношении синьцзянских мусульман, отношение банков к российским компаниям — этим они показывают, что нет таких союзников, которых они ценят превыше собственных интересов, и нет таких проблем, реакции на которые они боятся. Так что становление Китая в качестве полностью независимой, автократической державы началось на наших глазах.
Ожидания на 2019 год? Честно говоря, от российско-китайских отношений я уже давно не жду никакого прорывного развития. Вроде бы должна в 2019 году начаться поставка газа по «Силе Сибири». Если это случится, то станет вехой, но так как по этой теме все уже давно обговорено, то сильно на российско-китайские отношения это не повлияет. В 2019 году также должны достроить мост через Амур Нижнеленинское – Тунцзян, но его достраивают уже лет пять... А так все будет идти, как и шло: товарооборот будет расти, в основном за счет роста цен на углеводороды. Продолжится торговая война, способствующая тому, что в области экономики Китай будет опираться на внутренний спрос, все больше обрывая какие-либо внешние нити.
Интервью с Михаилом Коростиковым
Александр Дегтярев, управляющий АО «ВЭД Агент», главный организатор Сибирского экономического форума
В российско-китайской торговле самым важным позитивным событием 2018 года станет достижение знаковой цифры объема товарооборота между Россией и Китаем — $100 млрд. Впервые за историю российско-китайских отношений этот порог будет преодолен.
Самой негативной тенденцией, которая устойчиво проявилась в 2018 году, стало ужесточение требований к российским компаниям: как плательщикам, так и получателям денег в Китай или из Китая. Это создает искусственные барьеры в российско-китайской торговле. На практике это приводило к реальным задержкам в отгрузках, реальным задержкам в получении денег. Нужно было больше времени тратить на то, чтобы предоставлять документы в банки, подтверждать, что мы не подпадаем под санкционные списки ― ни по компаниям, ни по товарам, которые мы возим. Россиянам закрывали личные карт-счета в Китае. Усилилась тенденция закрытия счетов компаниям с русскими корнями, зарегистрированным в Гонконге или в Китае.
Однако, с другой стороны, ужесточение требований привело к позитивному сдвигу по вопросу расчетов в национальных валютах: юань сейчас становится более значимым «игроком» на валютном рынке и все больше и больше находит применение в российско-китайской торговле.
Кроме курса на дедолларизацию отмечу как усиливающийся тренд значительное «обеление» российско-китайской торговли. Благодаря чему, во многом, и стал возможным рекорд объемов российско-китайской торговли ― достижение цифры в $100 млрд. Бизнес стал выходить из тени, торговля стала более прозрачной, декларировать стали более реальную стоимость. Поэтому мы выросли в объеме внешней торговли. Импорт вырос, потому что «обелился». Экспорт вырос, прежде всего, в деньгах, потому, что цены на нефть и другие сырьевые товары в 2018 году оставались высокими. И, конечно, немного экспорт вырос и в физических объемах.
Что касается ожиданий от 2019 года, то хотелось бы, чтобы барьеры, пока еще существующие в российско-китайской торговле, устранялись. Например, начались бы реальные поставки в Китай нашей молочной и птицеводческой продукции, разрешенной к экспорту в этом году.
Кроме того, мы ожидаем увидеть дальнейшие попытки самостоятельного выхода крупных китайских компаний-экспортеров на российский рынок. Будет дальнейшее увеличение объемов торговли. Опять же, в первую очередь, за счет крупных игроков, а не МСБ. Представляющих такие отрасли, как машиностроение, автопром… Плюс те китайские бренды, которые давно вышли на российский рынок, типа Huawei, Asus, Lenovo, Haier, будут и дальше наращивать свое присутствие на нем. Число крупных китайских игроков на нашем рынке будет расти. В то же время наши экспортеры будут стараться выходить на китайский рынок со своей продукцией. И чем больше усилий они приложат, тем быстрее будет распространяться информация о российских товарах. Мы только в начале пути.
Интервью с Александром Дегтяревым
Максим Спасский, председатель «Дома Российско-Китайской дружбы», эксперт по маркетингу в Китае
Первое и самое главное событие, безусловно, со знаком «минус», ― торговая война между Китаем и США. Это самое страшное для России, что могло произойти. Хотя вначале многие надеялись, что российский экспорт частично заменит для Китая американский. Однако реально никаких прорывов не случилось. Инвестиции падают. Вчера стало понятно, что расчетов в национальной валюте тоже не будет. При этом наши дорогие чиновники ведут себя как слон в посудной лавке: вместо попыток понять, кто для нас в Китае союзник и выстраивания отношений с этими людьми, они кичатся нефтью, газом и Транссибом, повышая китайцам тарифы на перевозки.
Что нужно сделать в 2019 году, чтобы с Китаем у нас все было хорошо? Нужно начать изучать Китай, начать поддерживать наших экспатов в Китае, начать осуществлять реальную работу в Россотрудничестве. Государственным чиновникам ― перестать принимать участие в ток-шоу в духе организуемых «Синергией». Вместо этого ― работать в Китае!
Комментарии
Ваш комментарий