Елена Венгерская
Импорт

Дипломаты и эксперты рассказали о растущем потенциале российско-китайского торгового сотрудничества

Согласно статистическим данным Главного таможенного управления Китая, за первые четыре месяца 2020 года объем китайско-российской торговли составил около 234,46 млрд юаней ($33,18 млрд), увеличившись на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом импорт КНР из РФ составил около 142, 5 млрд юаней ($20,16 млрд), что на 10,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
О восстановлении докризисного объема торговли между Китаем и Россией недавно рассказал посол России в КНР Андрей Денисов. По его словам, обе стороны будут прилагать усилия, чтобы достичь целевого показателя взаимной торговли в $200 млрд к 2024 году.
«С наступлением лета российское мороженое становится все более популярным среди китайских потребителей. Еще четыре производителя молочной продукции и мороженого получили разрешение на экспорт своей продукции в Китай. В этом году доля Китая в общем экспорте российского мороженого составила уже 14,9%, увеличившись на 9% в годовом выражении», — рассказала Наталья Уткина, главный технолог Союза мороженщиков России.
Валерий Кайгородов, генеральный директор RUSFAIR, российской компании в Китае, сообщил, что на китайском рынке постоянно растет спрос на российский шоколад, конфеты, курятину и другие продукты. «Мы сейчас, в основном, торгуем российскими продуктами в Китае онлайн», — добавил он.
По словам торгового представителя РФ в Китае Сергея Инюшина, все более популярными на китайском рынке становятся российские сельскохозяйственные продукты и продукты питания, которые поднялись на второе место в товарной структуре российского экспорта в Китай. Это достижение стало возможным за счет новых логистических каналов и методов таможенного оформления. Так, партия российской замороженной курятины впервые была доставлена на поезде в Чунцин и там же прошла все необходимое оформление. По словам Инюшина, такие инновации и далее будут способствовать развитию российского продовольственного экспорта в Китай.
Важным достижением группы портов Ляонин и российских логистических операторов стала отправка первого экспортного поезда в Цзинань из российско-китайского ТЛЦ «Белый Раст» в Москве. Ма Юньчи, генеральный директор «Белого Раста», сообщил, что после завершения третьей очереди логистического центра в 2024 году он сможет на треть удовлетворить потребности в контейнерных транзитных перевозках из Москвы и в Москву.
Россия экспортирует в Китай не только сельскохозяйственную продукцию и продукты питания. Руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров рассказал, что основными экспортными товарами Москвы являются машины и оборудование, текстиль и оптическое оборудование. В этом году экспорт несырьевых и неэнергетических ресурсов Москвы в Китай продолжал расти: с января по апрель такой продукции было поставлено на $500 млн, что на 15% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Изменилась и структура российского импорта из Китая. Посол РФ в КНР Андрей Денисов сказал: «Эпидемия не помешала модернизации экономики и торговли России и Китая. Большинство товаров, импортируемых из Китая, — это не предметы первой необходимости с низкой добавочной стоимостью. Более половины объема в товарной структуре российского импорта из КНР приходится на готовую продукцию и продукцию машиностроения.
Стабильным, по словам Денисова, оставался и российский экспорт энергоносителей. Рост его объемов значительно увеличил товарооборот России и Китая. Согласно данным китайской таможни, в апреле этого года Россия стала крупнейшим поставщиком сырой нефти в Китай: китайский импорт сырой нефти из России увеличился на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В последние годы Россия значительно улучшила свою инвестиционную среду и создала благоприятные условия для иностранных инвестиций. Президент РАСПП Виталий Манкевич рассказал, что Россия и Китай имеют большой потенциал сотрудничества в области прямых инвестиций. «Этот и следующий годы являются временем научных и технологических инноваций России и Китая, и сотрудничество в этой области откроет широкие перспективы для экономических и торговых отношений между нашими странами».
Сотрудничество в области технологий вносит важный вклад в китайско-российское экономическое партнерство. Недавно Huawei подписала соглашение с МТС о развитии 5G, а также инвестировала средства в отрасль ИИ в РФ. Постепенно расширяют свой бизнес в России Tencent и Alibaba Group. Российский фонд прямых инвестиций и China Investment Corporation создали Российско-Китайский технологический инвестиционный фонд объемом в $1 млрд.
Посол Китая в России Чжан Ханьхуэй рассказал, что Китай и Россия развивают стратегически важные проекты не только в области энергетики, аэрокосмической промышленности, межсетевого взаимодействия и других областях. КНР и РФ также тесно связаны через механизмы межправительственного сотрудничества в области сельского хозяйства, финансов, технологических инноваций, цифровой экономики и электроники. Наши страны открывают новые точки роста для сотрудничества в области торговли, здравоохранения и 5G. Совместный противоэпидемический опыт также стал одним из стимулов развития китайско-российских отношений.
Источник: China Daily
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Экспорт
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Импорт
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.

Редакция
Оптимизация затрат при импорте из Китая — бесплатный онлайн-семинар 2 июля

АО «ВЭД Агент» совместно с порталом Chinalogist.ru приглашает предпринимателей и специалистов на бесплатный онлайн-вебинар, посвящённый оптимизации расходов при поставках оборудования из Китая. Мероприятие состоится 2 июля в 11:00 по московскому времени в формате онлайн.

В ходе вебинара руководитель отдела сборных перевозок АО «ВЭД Агент» Михаил Макаренко расскажет, как правильно выбирать поставщиков, чтобы избежать скрытых платежей, снизить затраты на логистику и таможенное оформление, а также вести переговоры с китайскими партнёрами для получения выгодных условий без потери качества. Кроме того, будут обсуждены альтернативные рынки закупок и представлены реальные кейсы компаний, сэкономивших до 30% на поставках.

Участие бесплатное, но количество мест ограничено. Для регистрации необходимо перейти по ссылке.

Анатолий Якимов
Экспортные перевозки в Китай через РЖД: рост грузопотока и рекорд по удобрениям
Фото Анатолия Якимова

За январь–май 2025 года объем грузоперевозок через железнодорожные погранпереходы между Россией и Китаем достиг 16,9 миллиона тонн, что на 0,9% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Об этом сообщили в пресс-службе ОАО «РЖД».

Анатолий Якимов
Реализация немаркированных остатков легпрома может продолжаться до марта 2026 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг России предложил продлить срок реализации немаркированных остатков товаров легкой промышленности до 31 декабря 2025 года. В настоящее время по действующим правилам продажа немаркированных остатков разрешена только до 31 июля 2025 года, а маркировка таких остатков должна быть завершена до 31 октября 2025 года. Однако в министерство поступали обращения от представителей малого и среднего бизнеса с просьбой продлить эти сроки, что ведомство считает целесообразным.

Анатолий Якимов
Китайские лифты в России: технологичность, качество и конкурентные цены
Фото с сайта unsplash.com

Китайские лифты сохраняют свою долю на российском рынке благодаря сочетанию технологичности, разнообразию моделей и конкурентным ценам. В 2024 году импорт лифтов из КНР в РФ составил 17,8 тысячи единиц, что на 3,3% меньше показателя 2023 года.

Редакция
Тренд лета HUAWEI Pura 80 Ultra: новый флагман меняет правила игры на рынке смартфонов
Фото с официального сайта HUAWEI

Флагманский смартфон HUAWEI Pura 80 Ultra, поступивший в продажу 26 июня 2025 года, вызвал настоящий ажиотаж на внутреннем рынке Китая. Запасы гаджетов были распроданы за считанные часы, а очереди у брендовых магазинов выстроились еще до открытия.

Анатолий Якимов
Маньчжурия–Забайкальск: грузопоток превысил 100 тысяч машин и продолжает расти
Фото медиацентра города Маньчжурия

На автопереходе «Маньчжурия–Забайкальск» установили новый рекорд грузопотока. На 13 июня 2025 года через границу в обоих направлениях прошло более 100 тысяч грузовиков. Это на 18,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 24 дня раньше, чем в 2024 году, сообщили в Медиацентре города Маньчжурии.